Батон, Шарль
.... - 1754
Назад
Bâton, Charles
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль Батон был французским композитором и виртуозом игры на колёсной лире, сыном Анри Батона, который произвел революцию в конструкции этого инструмента. Юрист Антуан Террассон, современник Батона-младшего, любитель игры на лире и автор ее истории, рассказал о его успехах:
"Господин Батон... трудился, чтобы максимально использовать работу своего отца, и, усовершенствовавшись в исполнении на колёсной лире, как и в сочинении музыки, он заработал себе репутацию, которая доставила ему честь обучать нескольких принцесс игре на этом инструменте. Господин Батон, после того как долгое время исполнял с успехом музыку, написанную для мюзетта и для колёсной лиры, был первым, кто взялся сочинять пьесы специально для колёсной лиры – то есть пьесы, созданные в соответствии с аппликатурой и характером, подходящими для этого инструмента. Именно в этом стиле господин Батон создал, для начала, первый том, который он посвятил покойной мадемуазель [племяннице короля]; несколькими годами позже он создал второй, который он посвятил мадам герцогине [Орлеанской]; наконец, он только что создал третий том, состоящий из шести сонат, которых достаточно, чтобы показать, что колёсная лира способна на всю красоту и на все выражение других инструментов".
Батон считался, наряду с Данги, одним из ведущих исполнителей своего времени. В 1753 году Батон вступил в "Войну буффонов" с памфлетом "Анализ "Письма господина Руссо о французской музыке", в котором излагается план музыки, подходящей для нашего языка". Рецензент написал: "вот противник, который ограничивается тем, что говорит разумные вещи, человек, который не нападает на господина Руссо потому, что его зовут Жан-Жак или потому что он родился в Женеве". В своем памфлете Батон согласился с Руссо в том, что итальянский язык имеет преимущества перед французским для лирической поэзии и распеваемости, но не согласился, что французская музыка в основном ничего не стоит, и решительно опроверг notion Руссо о том, что фуги, контрапункт и сложная гармония были (по выражению Руссо) "глупостью". Возможно, потому что памфлет был так хорошо написан, другой спорщик обвинил Дидро в том, что он его написал, а Батон лишь выдавал себя за его автора, но нет доказательств этому. Позднее французские писатели обвиняли Батона в том, что он притворялся, будто спорит с Руссо, только чтобы согласиться с ним; это несправедливое обвинение могло возникнуть из-за рассудительности Батона и его осторожного избегания полемического тона и очернения характера, так свободно используемых многими оппонентами Руссо.
Шарль Батон был ключевой фигурой в развитии французской музыки для колёсной лиры в середине XVIII века. Его творчество состоит почти исключительно из сюит, танцевальных движений и характерных пьес. Эти произведения демонстрируют изысканность в сочетании с виртуозностью, состоящей из быстрых гамм и арпеджио, легко исполняемых на колёсной лире. Многие указания артикуляции предоставляют полезный источник для изучения исполнительской практики, связанной с инструментом. Сюиты для двух колёсных лир построены на основе равенства и устанавливают диалог и обмен между двумя инструментами. Его сонаты, хотя и не самые технически сложные произведения для колёсной лиры, полностью раскрывают возможности инструмента. Они обнаруживают понимание галантного стиля в своих гармонических ритмах и мелодиях. В этих произведениях Батон иногда расширяет гармонические пределы для колёсной лиры: в заключительной части второй сонаты, например, он исследует диссонанс, вводя неаполитанские гармонии (ре-бемоль) против бурдонов до-соль. Батон продолжил работу своего отца, ища способы улучшить колёсную лиру, чтобы сделать ее более приемлемой в качестве инструмента для камерной музыки. Подробное уведомление под заголовком "Три добавленные клавиши к лире, и одна другая, измененная в расположении" появилось в "Меркюр де Франс" в сентябре 1750 года. В нем описывался новый проект Батона для колёсной лиры, выполненный Франсуа Фёри, который расширил диапазон инструмента и предложил более удобное расположение его клавиатуры. Второе, более краткое уведомление в "Меркюр де Франс" в июне 1752 года, озаглавленное "Новая лира", и длинное эссе под названием "Мемуар о лире в ре-ля-ре" в том же журнале в октябре того же года, показали, что Батон и Фёри создали инструмент с диапазоном почти в три октавы (ре - до четвертой октавы). Введение строя ре-ля, в отличие от стандартного строя до-соль, сделало возможным исполнение многих пьес, написанных для флейты или скрипки. Кроме того, Батон устранил "тромпет", вибрирующую подставку, которая создает резкую артикуляцию в начале каждой ноты, в пользу артикуляции, которая получается от самих клавиш, когда на них нажимают пальцы левой руки, что приводит к более легатному исполнению. В заключение он говорит, что после того, как Мария Лещинская, королева Людовика XV и страстная исполнительница на колёсной лире, изучила эссе, он дал ей демонстрацию в Компьене 20 июля 1752 года, повторив демонстрацию на следующий день для мадам дофины (Марии-Жозефы) и что они все остались довольны новым инструментом. Несмотря на этот первоначальный успех, новый инструмент так и не получил общественного признания, на которое надеялся Батон.
Все опубликовано в Париже
Ноты сочинений Шарля Батона на сайте библиотеки IMSLP