Бейтсон, Томас
1575 - 1630

Назад

Bateson, Thomas

  • Дата рождения: около 1570-1575 годов
  • Место рождения: вероятно Уиррал, Чешир, Англия
  • Дата смерти: март 1630 года
  • Место смерти: Дублин, Ирландия

Биография

Томас Бейтсон был английским композитором. Возможно, он происходил из Уиррала в Чешире; он, вероятно, родился до 1575 года, поскольку у него, очевидно, был сын в 1592 году. Бейтсон был назначен органистом собора Честера в 1599 году, и различные выплаты, произведенные ему между 1601 и 1608 годами, включают одну за "починку органа". К 24 марта 1609 года он переехал в собор Христа в Дублине, где был органистом и викарием-вокалистом. В 1612 году (некоторые источники указывают 1615) он получил степень бакалавра музыки в Тринити-колледже в Дублине и был допущен к степени магистра искусств в 1622 году. Он составил свое завещание 2 марта 1630 года и умер за две недели до наступления срока квартальной платы за его дом (предположительно, она должна была быть уплачена 25 марта). 30 апреля новая аренда на его дом была предоставлена его вдове. Трое детей Бейтсона были крещены в Честере между 1603 и 1607 годами.

Творчество

Из церковной музыки Бейтсона сохранился только один антифон. Его служба исполнялась в Честере до начала девятнадцатого века, но с тех пор исчезла. Он сочинил мадригал для "Триумфов Орианы", но он прибыл слишком поздно для включения в этот сборник, появившись вместо этого в начале первого тома мадригалов самого Бейтсона. В своих мадригалах Бейтсон показывает себя как искусного, если не безупречного, мастера. Его стиль уходит корнями в стиль Томаса Морли, но он также обнаруживает более серьезные намерения, которые приближают его работу к творчеству Джона Уилбая. Возможно, именно из заключительных разделов некоторых мадригалов Джона Уилкса Бейтсон почерпнул идею использования в имитационном параграфе тематической точки в увеличении в басу как определителя гармонической структуры; подобно Уилксу, он использовал краткие фрагментированные текстуры, особенно для передачи восклицаний. Лучшие мадригалы Бейтсона в этом первом сборнике - те, что более сложно аранжированы, в которых лирика допускает пассажи серьезного выражения, и большинство его мадригалов на пять и шесть голосов хорошего качества. Хотя во втором сборнике мадригалов Бейтсона присутствует несколько большее количество более серьезных стихов, пассажи трогательного пафоса, которые обеспечивали многие из самых ярких моментов в более раннем томе, в целом менее впечатляющи, чем прежде. Одна пьеса, "Если потоки слез", представляет собой песню в сопровождении виол, напоминающую домадригальную английскую традицию. Из более легких пьес во втором томе Бейтсона некоторые чопорны и довольно безжизненны, но другие, такие как "Прекрасная Камилла" и "Амур в постели из роз", восхитительны. Второй сборник Бейтсона подтверждает впечатление, созданное его более ранним томом, о хорошем композиторе, чьи лучшие работы самобытны, не будучи ни в коем случае оригинальными. Его наследие представляет собой важный этап в развитии английского мадригала между поколениями Морли и Уилби.

Произведения

Духовная музыка

  • "Свят, Господь Бог всемогущий" ("Holie, Lord God allmightie"), для 7 голосов

Светская музыка

  • "Первый набор английских мадригалов" ("The First Set of English Madrigales"), для 3-6 голосов (Лондон, 1604)
  • "Второй набор мадригалов" ("The Second Set of Madrigales"), для 3-6 голосов/виол (Лондон, 1618)

Ноты сочинений Томаса Бейтсона на сайте библиотеки IMSLP