Бейтсон, Томас
ок.1575 - 1630

Назад

Томас Бейтсон (Thomas Bateson) - Английский композитор

Родился около 1575 года, - умер в марте 1630 года, Дублин. 

Не исключено, что он происходил из графства Уиррал в графстве Чешир; вполне возможно, что он родился до 1575 года, поскольку, очевидно, в 1592 году у него родился сын. Бейтсон был назначен органистом Честерского собора в 1599 году, и различные выплаты, сделанные ему в период с 1601 по 1608 год, включают одну за "починку органов". К 24 марта 1609 года он переехал в собор Крайст-Черч в Дублине, где был органистом и викарием-хористом. В 1612 году (некоторые источники указывают 1615 год) он получил степень магистра в Тринити-колледже в Дублине и был принят в магистратуру в 1622 году. Он составил свое завещание 2 марта 1630 года и умер за две недели до того, как должна была быть выплачена квартальная арендная плата за его дом (предположительно, это должно было быть выплачено 25 марта). 30 апреля его вдове была предоставлена новая аренда его дома. Трое детей Бейтсона были крещены в Честере между 1603 и 1607 годами.

Из церковной музыки Бейтсона сохранился только один гимн. Его служба пелась в Честере до первых лет 19-го века, но с тех пор это исчезло. Он написал мадригал для "Триумфов Орианы" (рис. 160116), но он появился слишком поздно для включения в этот сборник, появившись вместо этого в начале первого тома " Мадригалов" Бейтсона (1604). В своих мадригалах Бейтсон показывает себя опытным, если не безупречным мастером. Его стиль уходит корнями в стиль Морли, но он также раскрывает более серьезные намерения, которые приближают его работу к работе Уилбая. Возможно, именно из выводов некоторых мадригалов Уилкса Бейтсон уловил идею использования в подражательном абзаце тематической точки увеличения в басе в качестве определяющего фактора гармонической структуры; как и Уилкс, он использовал краткие фрагментарные текстуры, особенно для постановки восклицательных знаков. Лучшие мадригалы Бейтсона в этом первом сборнике - это те, в которых лирика позволяет использовать серьезные выражения, и большинство его мадригалов с пятью и шестью голосами хорошего качества. Два восстановленных текста из сборников итальянских мадригалов, уже опубликованных в Англии, в то время как " Hark" под названием "Прощание с Орианами" - это посмертная дань уважения королеве Елизавете, с соответствующим перефразированным припевом "Ориана".

Хотя во втором сборнике " Мадригалов" Бейтсона (1618 г.) имеется довольно большое количество более серьезных стихов, в целом отрывки трогательного пафоса, которые обеспечили многие из самых ярких моментов в более раннем томе, менее захватывающи, чем раньше. One piece, If floods of teares, представляет собой песню в сопровождении альта, напоминающую английскую традицию до мадригала. Из более легких произведений второго тома Бейтсона некоторые чопорны и довольно безжизненны, но другие, такие как "Камилла Фэйр" и "Купидон в ложе из роз", достойны восхищения. Второй сборник Бейтсона подтверждает впечатление, произведенное его более ранним томом о хорошем композиторе, лучшее произведение которого самобытно, но никоим образом не является оригинальным.

Ноты сочинений Томаса Бейтсона на сайте библиотеки IMSLP