Батай, Габриэль
1575 - 1630
Назад
Габриэль Батай (Gabriel Bataille) - Французский композитор и лютнист
Родился в 1575 году, Бри - умер 17 декабря 1630 года, Париж.
Упоминания о Бри в его поэзии позволяют предположить, что он, возможно, был родом из этой провинции. Когда он женился 12 февраля 1600 года, он уже был в Париже. Поначалу он не был профессиональным музыкантом: в своем брачном контракте он указал, что был клерком у Жермена Реньо, члена парламента. Однако к 1608 году, когда Пьер Баллар опубликовал первый том книги Батая "Песни о разных авторах", "Неправильная табулатура люта", он уже активно занимался музыкой. В 1614 году он был назначен мэтром музыки. С 1619 года и до своей смерти он был членом музыкального общества королевы, каждые полгода сменяя Антуана Боэссе на посту директора. О его тесной дружбе с Баллардом, который начинал свою музыкальную карьеру, свидетельствует и то, что он был крестным отцом одного из детей Балларда. Когда он умер, оба его сына, Габриэль (ок.1614–1676) и Пьер, были музыкантами на службе у королевы. Значение Батая в значительной степени заключается в его аранжировках для сольного голоса и лютни полифонических придворных песен ведущих придворных композиторов. Между 1608 и 1615 годами при содействии Балларда он опубликовал популярную серию из шести сборников таких мелодий, которая позже была продолжена Антуаном Боэссе, ведущим придворным композитором следующего поколения. Большинство арий изначально были написаны Пьером Гедроном. Батай не менял вокальную линию и сохранил очень простое оформление. Многие священные стихи из "Алуэтты" (Валансьен, 1619-1621) будут исполнены на музыку в его сборниках. Батай также писал свои собственные песни. Он поставил в качестве музыкального сопровождения десять псалмов Отчаяния в Версале, но в основном сочинял светские мелодии. Некоторые из них, такие как "Право Бахуса", являются типичными шансонами для буара. Первоначально он писал и другие композиции для придворных балетов – "Балет короля" (1616), "Спасение Рено" (1617), "Балет монсеньора принца" (1620), "Балет фаворитки" (1626) и "Балет пословиц" (1626), – но ему так и не удалось занять достаточно высокого положения при дворе, чтобы иметь возможность участвовать в постановках. сочинять для этого основного жанра так же часто, как это делали Гедрон и Боэссе. Остальные его песни - простые арии, только для четырех голосов, для одного голоса в сопровождении лютни или для одного голоса без сопровождения. Картина "Что такое фламбо" (1618) необычна своей цветностью, а "Совершившаяся красавица Амаранта" (1614) - наличием нескольких ярких орнаментов.
Ноты сочинений Габриэля Батая на сайте библиотеки IMSLP