Бассано, Джованни
1560 - 1617
Назад
Bassano, Giovanni
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Бассано был духовым инструменталистом и композитором, троюродным братом Джеронимо Бассано. В мае 1576 года он был назначен одним из шести "придворных музыкантов дожа" - группы инструменталистов, находившихся в непосредственном подчинении венецианского дожа; тогда он был "очень молодым человеком" 15 или 16 лет, что объясняет его упоминание под уменьшительным именем "Дзанетто" в самых ранних документах. Действительно, вполне возможно, что именно он был тем Дзанетто, который в начале 1572 года был назначен певчим в соборе Святого Марка; это помогло бы объяснить его назначение в 1583 году учителем пения в семинарии Сан-Марко - должность, обычно занимаемую певцами. Свою школу орнаментики он опубликовал двумя годами позже. В 1586 году он был назначен августинскими монахами Сан-Стефано для предоставления инструменталистов, когда это требовалось для монастырской церкви. В 1601 году он сменил Джироламо Далла Каза на посту руководителя инструментального ансамбля базилики; он оставался на этом посту до своей смерти. В 1612 году он упоминается как руководитель одной из многих компаний инструменталистов, которые периодически привлекались для игры во время основных праздников в различных приходских и монастырских церквях Венеции. Его возраст на момент смерти (в приходе Сан-Маурицио) указан в некрологе как 56 лет.
Джованни Бассано сегодня в основном известен своим учебным пособием и примерами орнаментированных мотетов, мадригалов и шансон Вилларта, Клеменса-не-Папа, Крекийона, Лассо, Роре, Стриджо, Палестрины и Маренцио. Его метод заключался в непрерывном украшении контрапунктической линии, которая таким образом выделялась среди других, образуя неравное соотношение, очевидно сходное с соотношением солирующего голоса и аккомпанемента. Фактические орнаменты, однако, гораздо более жесткие, чем у монодистов последующих десятилетий, поскольку музыка все еще должна подчиняться критериям полифонии, и ритмы различных фигур довольно регулярны. Хотя в сборниках Бассано нет сочинений его венецианских современников, сходство между его украшениями и весьма цветистыми произведениями, позже опубликованными Джованни Габриели, позволяет предположить, что последний применял практику, хорошо известную в виртуозных кругах с 1580-х годов и, вероятно, ранее. Бассано был также композитором незаурядного таланта. Некоторые из его очаровательных канцонетт были известны Морли (вероятно, через его лондонских кузенов), который напечатал их в своем сборнике "Канцонетты или короткие песни на четыре голоса". Его мотеты написаны для разделенных хоров, менее интенсивны, чем у Джованни Габриели, но более ярки по звучанию, в манере Джованни Кроче и Андреа Габриели.
Духовная музыка
Светская музыка
Учебные пособия и обработки
Ноты сочинений Джованни Бассано на сайте библиотеки IMSLP