Бассано, Джованни
ок.1560 - 1617

Назад

Джованни Бассано (Giovanni Bassano) - Итальянский композитор и исполнитель на духовых инструментах

Родился ок.1560 года - умер в 1617 году, Венеция. 

В мае 1576 года он был назначен одним из шести "pifferi del doge" (дудки дожа), группы инструменталистов, находящихся непосредственно под руководством венецианского дожа; тогда он был "очень молодым человеком" 15 или 16 лет, что объясняет его появление под уменьшительным "Дзанетто" в самых ранних документах. Действительно, он вполне мог быть тем Дзанетто, который был назначен мальчиком-певчим в Сан-Марко в начале 1572 года; это помогло бы объяснить его назначение в 1583 году учителем пения в семинарии Сан-Марко, должность, обычно предназначавшаяся для певцов. Два года спустя он опубликовал свое руководство по орнаментике. В 1586 году он был назначен августинскими монахами из С-Стефано для предоставления инструменталистов, когда это требовалось для монастырской церкви. Он сменил Джироламо Далла Каса на посту руководителя инструментального ансамбля в базилике в 1601 году; он оставался на этом посту до своей смерти. Он упоминается в 1612 году как руководитель одной из многочисленных трупп инструменталистов, которые периодически нанимались играть во время крупных народных гуляний в различных приходских и монастырских церквях Венеции. Его возраст на момент смерти (в приходе Сан-Маурицио) указан в некрологе как 56 лет.

Сегодня Бассано широко известен своей учебной книгой (1585) и примерами приукрашенных песнопений, мадригалов и шансонов Вилларта, Клеменса нон Папы, Крекильона, лассо, Роре, Стриджио, Палестрины и Маренцио (1591), несколько примеров которых опубликованы в Эриге. Его метод состоял в том, чтобы непрерывно украшать контрапунктическую линию, которая, таким образом, выделяется среди своих собратьев, образуя неравные отношения, очевидно, похожие на отношения соло и аккомпанемента. Однако фактические орнаменты гораздо более жесткие, чем у монодистов последующих десятилетий, поскольку музыка все еще должна соответствовать критериям полифонии, и ритмы различных фигур, таким образом, довольно регулярны. Хотя в коллекциях Бассано нет произведений его венецианских современников, сходство между его украшениями и очень витиеватыми произведениями, позже опубликованными Джованни Габриэли, позволяет предположить, что последний применял практику, хорошо известную в кругах виртуозов с 1580-х годов и, вероятно, ранее. Канцона Габриэли " Эхо" (Sacrae symphoniae, i, 1597), вероятно, написанная для игры Бассано, показывает применение его виртуозных орнаментальных линий к концертной музыке в наиболее перспективном ключе.

Бассано также был композитором с определенным талантом. Некоторые из его очаровательных канцонетт были известны (вероятно, через его лондонских кузенов) Морли, который напечатал их в своих канцонах или маленьких коротких песнях к "Четырем войсам" (Лондон, 1597). Первый том его песнопений был посвящен руководящему органу С Марко, и музыка, несомненно, частично отражает его деятельность там, но также вероятно, что некоторые из песнопений были задуманы для исполнения в основные праздничные дни в других церквях Венеции. Работы написаны для Кори Спеццати, менее насыщенные, чем работы Джованни Габриэли, но более яркие по звучанию в манере Джованни Кроче и Андреа Габриэли. "Дик, Мария, нобис" (1599) особенно привлекателен сильными ритмами и живым использованием верхних голосов, как и в ранних произведениях Шютца (который, вероятно, знал его музыку).

Ноты сочинений Джованни Бассано на сайте библиотеки IMSLP