Бассани, Джованни Баттиста
1650 - 1716
Назад
Bassani, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Бассани был итальянским композитором, скрипачом и органистом. Согласно традиции, он учился в Венеции у Даниэле Кастровиллари и в Ферраре у Джованни Ледженци, руководителя капеллы Академии Святого Духа с 1657 по 1670 год. Предположение Хокинса, Берни и других, что Бассани был учителем скрипки Корелли, не имеет оснований, хотя он, вероятно, общался с болонскими музыкантами между началом 1675 и 1677 годами. С 1667 года он был связан с Академией Смерти в Ферраре, где работал органистом и сочинил свои первые оратории. В либретто оратории "Возвышение Святого Креста", исполненной в академии 7 апреля 1675 года, он назван "бывшим органистом той же церкви", что позволяет предположить, что он уже оставил должность органиста к тому времени. 3 июня 1677 года он стал членом Болонской филармонической академии, и в том же году опубликовал свои сочинения опуса 1, где назван "учителем музыки и органистом" Братства Смерти в Финале-Эмилия, близ Модены. В 1680 году он был руководителем капеллы при дворе герцога Алессандро II делла Мирандола, должность, которую он, вероятно, принял вскоре после исполнения его оратории "Любовь-инженер" в церкви Санта-Мария-Маддалена там же в 1678 году. 9 апреля 1682 года он был избран принцепсом Болонской филармонической академии. Также в 1682 году он начал участвовать в ежегодном праздновании Филармонической академии в церкви Сан-Джованни-ин-Монте, внося свой вклад несколькими сочинениями вплоть до 1694 года. В конце 1683 года, вероятно, самого продуктивного года его как композитора, он был избран руководителем капеллы Академии Смерти в Ферраре, сменив Джованни Франческо Този. В 1686 году он был назначен руководителем капеллы собора Феррары; благодаря его вкладу в музыкальную жизнь этого города он стал известен как "Бассани из Феррары". В период между 1710 и 1712 годами он сочинил 76 служб в нескольких циклах для использования в соборе Феррары. 9 мая 1712 года он был приглашен в Бергамо для руководства музыкой в базилике Санта-Мария-Маджоре. Он также преподавал в музыкальной школе Конгрегации милосердия в Бергамо и продолжал работать на обоих постах до своей смерти.
Музыка Бассани была prominent в период среднего барокко в Италии, когда преобладал концертный стиль. Его духовные произведения в этом стиле типичны для произведений болонской школы композиторов последней четверти XVII века, таких как Джованни Паоло Колонна, Джованни Баттиста Витали и Джакомо Антонио Перти. Возможно, прежде всего его следует признать за его сольные кантаты, как духовные, так и светские. Тем не менее, хотя он был плодовитым композитором и других типов вокальной музыки, его слава основывалась главным образом на его трио-сонатах для струнных. При жизни он был знаменит как скрипач. Некоторые даже считали его игру превосходной по сравнению с игрой Корелли, репутация, вероятно, усиленная Берни, который также утверждал, что никто до него не писал так идиоматично для скрипки. Резкий контраст между камерными и церковными сонатами, ранее проведенный Ледженци, сохраняется Бассани в его двух известных сборниках трио-сонат. Согласно Ньюману, сонаты Бассани несколько отличаются от сонат Корелли тем, что он предпочитал длинные разворачивающиеся линии коротким сбалансированным фразам, а общая форма, особенно церковных сонат, менее целостна. Из 13 известных ораторий Бассани на итальянские тексты музыка сохранилась только от четырех, а его 13 опер, по-видимому, полностью утеряны, за исключением 10 арий из оперы "Модные любови". Светские сольные кантаты обычно сопровождаются только бассо континуо и представляют собой разнообразие структур, с предпочтением форм да капо и AAB. В своих мессах и песнопениях Бассани был важным представителем стиля концертато; он работал в стиле Каццати и Витали. Бассани часто проектировал разделы и движения в большем временном масштабе, чем его непосредственные предшественники, но был менее способен, чем Корелли, строить убедительные формы. Его гармонический диапазон, вполне соответствующий условностям его времени, узок, и он, по-видимому, не мог в использовании клише избежать определенной монотонности, которая усугубляется отсутствием сильного гармонического движения к каденциям. Его хоры, на четыре или пять голосов, сочетают гомофонию и простую, весомую полифоническую фактуру, которая часто включает выразительное использование задержаний; как и в его сонатах, оркестровые аккомпанементы в этих движениях демонстрируют его природное чувство скрипки.
Оперы
Оратории
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Джованни Баттиста Бассани на сайте библиотеки IMSLP