Бассани, Джованни Баттиста
1650 - 1716

Назад

Bassani, Giovanni Battista

  • Дата рождения: около 1650 года
  • Место рождения: Падуя, Италия
  • Дата смерти: 1 октября 1716 года
  • Место смерти: Бергамо, Италия

Биография

Джованни Баттиста Бассани был итальянским композитором, скрипачом и органистом. Согласно традиции, он учился в Венеции у Даниэле Кастровиллари и в Ферраре у Джованни Ледженци, руководителя капеллы Академии Святого Духа с 1657 по 1670 год. Предположение Хокинса, Берни и других, что Бассани был учителем скрипки Корелли, не имеет оснований, хотя он, вероятно, общался с болонскими музыкантами между началом 1675 и 1677 годами. С 1667 года он был связан с Академией Смерти в Ферраре, где работал органистом и сочинил свои первые оратории. В либретто оратории "Возвышение Святого Креста", исполненной в академии 7 апреля 1675 года, он назван "бывшим органистом той же церкви", что позволяет предположить, что он уже оставил должность органиста к тому времени. 3 июня 1677 года он стал членом Болонской филармонической академии, и в том же году опубликовал свои сочинения опуса 1, где назван "учителем музыки и органистом" Братства Смерти в Финале-Эмилия, близ Модены. В 1680 году он был руководителем капеллы при дворе герцога Алессандро II делла Мирандола, должность, которую он, вероятно, принял вскоре после исполнения его оратории "Любовь-инженер" в церкви Санта-Мария-Маддалена там же в 1678 году. 9 апреля 1682 года он был избран принцепсом Болонской филармонической академии. Также в 1682 году он начал участвовать в ежегодном праздновании Филармонической академии в церкви Сан-Джованни-ин-Монте, внося свой вклад несколькими сочинениями вплоть до 1694 года. В конце 1683 года, вероятно, самого продуктивного года его как композитора, он был избран руководителем капеллы Академии Смерти в Ферраре, сменив Джованни Франческо Този. В 1686 году он был назначен руководителем капеллы собора Феррары; благодаря его вкладу в музыкальную жизнь этого города он стал известен как "Бассани из Феррары". В период между 1710 и 1712 годами он сочинил 76 служб в нескольких циклах для использования в соборе Феррары. 9 мая 1712 года он был приглашен в Бергамо для руководства музыкой в базилике Санта-Мария-Маджоре. Он также преподавал в музыкальной школе Конгрегации милосердия в Бергамо и продолжал работать на обоих постах до своей смерти.

Творчество

Музыка Бассани была prominent в период среднего барокко в Италии, когда преобладал концертный стиль. Его духовные произведения в этом стиле типичны для произведений болонской школы композиторов последней четверти XVII века, таких как Джованни Паоло Колонна, Джованни Баттиста Витали и Джакомо Антонио Перти. Возможно, прежде всего его следует признать за его сольные кантаты, как духовные, так и светские. Тем не менее, хотя он был плодовитым композитором и других типов вокальной музыки, его слава основывалась главным образом на его трио-сонатах для струнных. При жизни он был знаменит как скрипач. Некоторые даже считали его игру превосходной по сравнению с игрой Корелли, репутация, вероятно, усиленная Берни, который также утверждал, что никто до него не писал так идиоматично для скрипки. Резкий контраст между камерными и церковными сонатами, ранее проведенный Ледженци, сохраняется Бассани в его двух известных сборниках трио-сонат. Согласно Ньюману, сонаты Бассани несколько отличаются от сонат Корелли тем, что он предпочитал длинные разворачивающиеся линии коротким сбалансированным фразам, а общая форма, особенно церковных сонат, менее целостна. Из 13 известных ораторий Бассани на итальянские тексты музыка сохранилась только от четырех, а его 13 опер, по-видимому, полностью утеряны, за исключением 10 арий из оперы "Модные любови". Светские сольные кантаты обычно сопровождаются только бассо континуо и представляют собой разнообразие структур, с предпочтением форм да капо и AAB. В своих мессах и песнопениях Бассани был важным представителем стиля концертато; он работал в стиле Каццати и Витали. Бассани часто проектировал разделы и движения в большем временном масштабе, чем его непосредственные предшественники, но был менее способен, чем Корелли, строить убедительные формы. Его гармонический диапазон, вполне соответствующий условностям его времени, узок, и он, по-видимому, не мог в использовании клише избежать определенной монотонности, которая усугубляется отсутствием сильного гармонического движения к каденциям. Его хоры, на четыре или пять голосов, сочетают гомофонию и простую, весомую полифоническую фактуру, которая часто включает выразительное использование задержаний; как и в его сонатах, оркестровые аккомпанементы в этих движениях демонстрируют его природное чувство скрипки.

Произведения

Оперы

  • "Влюбленная добыча Париса" ("L'amorosa preda di Paride") (Болонья, 1683)
  • "Фаларид тиран Агригента" ("Falarido tiranno d'Agrigento") (Венеция, 1685)
  • "Аларих король готов" ("L'Alarico Rè de' Goti") (Феррара, 1685)
  • "Витиге" ("Vitige") (Феррара, 1686)
  • "Агриппина в Байях" ("Agrippina in Baia") (Феррара, 1687)
  • "Модные любови" ("Gli amori alla moda") (Феррара, 1688)
  • "Триумф Венеры на Иде" ("Il trionfo di Venere in Ida") (Феррара, 1688)
  • "Джинерва принцесса Шотландии" ("La Ginerva, infanta di Scozia") (Феррара, 1690)
  • "Перипетии Кокцея Нервы" ("Le vicende di Cocceio Nerva") (Феррара, 1691)
  • "Любовь среди ненависти, или Рамиро в Норвегии" ("Gl'amori tra gl'odii, o sia Il Ramiro in Norvegia") (Верона, 1693)
  • "Родериго" ("Roderico") (Феррара, 1696)
  • "Аларих" ("L'Alarico") (Падуя, 1709)
  • "Армида в лагере" ("Armida al campo") (Феррара, 1711)

Оратории

  • "Возвышение Святого Креста" ("L'Esaltazione di S Croce") (Феррара, 1675)
  • "Богач" ("L'Epulone") (Модена, 1675)
  • "Труба божественного милосердия" ("La tromba della divina misericordia") (Модена, 1676)
  • "Любовь-инженер" ("L'amore ingeniero") (Мирандола, 1678)
  • "Мистическая купина" ("Il mistico Roveto") (Мирандола, 1681)
  • "Наказанный Давид или Чумное поражение Израиля" ("Il Davide punito overo La pestilente strage d'Israele") (Болонья, 1682)
  • "Смерть, побежденная благочестивым заступничеством" ("La morte delusa dal pietoso suffragio") (Феррара, 1686)
  • "Иона" ("Il Giona") (Модена, 1689)
  • "Моисей спасенный из вод" ("Mosè risorto dalle acque") (Феррара, 1694)
  • "Граф де Баквиль" ("Il conte di Bacheville") (Пистойя, 1696)
  • "Сусанна" ("Susanna") (Феррара, 1697)
  • "Узы божественной любви в кончине Блаженной Екатерины Вигри по имени Болонской" ("Gl'impegni del divino amore nel transito della Beata Caterina Vegri detta di Bologna") (Феррара, 1703)
  • "Триумф Веры" ("Il trionfo della Fede") (Феррара, 1704)

Духовная музыка

  • Три "Концертные мессы" ("Messe concertate"), соч. 18 (Болонья, 1698)
  • "Заупокойная месса" ("Messa per li defonti concertata"), соч. 20 (Болонья, 1698)
  • "Акроама миссале" ("Acroama missale") (Аугсбург, 1709)
  • Четыре "Концертные мессы" ("Messe concertate"), соч. 32 (Болонья, 1710)
  • "Священные метры, положенные на музыку" ("Metri sacri resi armonici"), 12 мотетов, соч. 8 (Болонья, 1690)
  • "Гармонические восторги Давида или концертные псалмы" ("Armonici entusiasmi di Davide overo salmi concertati"), соч. 9 (Венеция, 1690)
  • Шесть "Псалмов на повечерие" ("Salmi di compieta"), соч. 10 (Венеция, 1691)
  • "Священные концерты" ("Concerti sacri"), 12 мотетов, соч. 11 (Болонья, 1692)
  • "Мотеты" ("Motetti"), соч. 12 (Венеция, 1692)
  • "Праздничные гармонии или 6 мотетов" ("Armonie festive o siano motetti"), соч. 13 (Болонья, 1693)
  • "Концертные псалмы" ("Salmi concertati"), соч. 21 (Болонья, 1699)
  • "Гармонические слезы или Вечерня по усопшим" ("Lagrime armoniche ò sià Il Vespro de defonti"), соч. 22 (Венеция, 1699)
  • "Траурные ноты" ("Le note lugubri"), соч. 23 (Венеция, 1700)
  • "Гармоничный Давид" ("Davidde armonico"), соч. 24 (Венеция, 1700)
  • "Восемь концертных комплеториев" ("Completorij concenti"), соч. 25 (Болонья, 1701)
  • "Четыре священные антифоны и два Тантум эрго" ("Antifone sacre … e 2 Tantum ergo"), соч. 26 (Болонья, 1701)
  • "Восемь священных мотетов" ("Motetti sacri"), соч. 27 (Болонья, 1701)
  • "Псалмы на весь год" ("Salmi per tutti l'anno"), соч. 30 (Болонья, 1704)

Светская вокальная музыка

  • "Гармония сирен" ("L'armonia delle sirene"), 10 любовных кантат, соч. 2 (Болонья, 1680)
  • "Поющий лебедь" ("Il cigno canoro"), 10 любовных кантат, соч. 3 (Болонья, 1682)
  • "Музыкальная мораль" ("La moralità armonica"), 12 кантат, соч. 4 (Болонья, 1683)
  • "Песенные аффекты" ("Affetti canori"), 6 кантат и 6 ариетт, соч. 6 (Болонья, 1684)
  • "Гармоничное эхо муз" ("Eco armonica delle muse"), 12 любовных кантат, соч. 7 (Болонья, 1688)
  • "Любовные чувства" ("Amorosi sentimenti"), соч. 14 (Венеция, 1693)
  • "Гармоничные фантазии" ("Armoniche fantasie di cantate amorose"), соч. 15 (Венеция, 1694)
  • "Гармоничная муза" ("La musa armonica"), соч. 16 (Болонья, 1695)
  • "Влюбленная сирена" ("La sirena amorosa"), соч. 17 (Венеция, 1699)
  • "Любовные томления" ("Languidezze amorose"), 12 кантат, соч. 19 (Болонья, 1698)
  • "Любовные кантаты" ("Cantate amorose"), соч. 28 (Болонья, 1701)
  • "Венок из музыкальных цветов" ("Corona di fiori musicali"), 24 ариетты, соч. 29 (Болонья, 1702)
  • "12 кантат и любовных арий" ("Cantate et arie amorose"), соч. 31 (Болонья, 1703)

Инструментальная музыка

  • "12 балетти, курант, жиг и сарабанд" ("Balletti, correnti, gighe e sarabande"), соч. 1 (Болонья, 1677)
  • "12 симфоний" ("Sinfonie"), соч. 5 (Болонья, 1683)
  • Соната для двух скрипок и бассо континуо (около 1680)

Ноты сочинений Джованни Баттиста Бассани на сайте библиотеки IMSLP