Бассани, Джованни Баттиста
ок.1650 - 1716

Назад

Джованни Баттиста Бассани (Giovanni Battista Bassani) - Итальянский композитор, скрипач и органист

Родился около 1650 года, Падуя – умер 1 октября 1716 года, Бергамо. 

Традиционно считается, что он учился в Венеции у Даниэле Кастровиллари и в Ферраре у Джованни Легренци, маэстро капеллы Академии делло Спирито Санто, где учился с 1657 по 1670 год. Предположение Хокинса, Берни и других о том, что Бассани был учителем Корелли игре на скрипке, не имеет под собой оснований, хотя он, вероятно, общался с болонскими музыкантами в период с начала 1675 по 1677 год. С 1667 года он был связан с Академией Морте в Ферраре, где выступал в качестве органиста и сочинял свои первые оратории. В либретто оперы Кроче, исполненной в Академии 7 апреля 1675 года, он упоминается как "Джиа органиста делла Медезима Кьеза", предполагая, что к тому времени он уже оставил должность органиста. 3 июня 1677 года он стал членом Академии филармонии в Болонье и в том же году опубликовал свою соч.1, в которой он назван "маэстро музыки и органиста" из Братства мертвых в Финале Эмилия, недалеко от Модены. В 1680 году он был маэстро ди капелла при дворе герцога Алессандро II делла Мирандола, должность, которую он, вероятно, принял вскоре после исполнения там своей оратории "Любовь инжениеро" в " Марии Маддалене" в 1678 году. 9 апреля 1682 года он был избран принцепсом Академии филармонии в Болонье. Также в 1682 году он начал участвовать в ежегодном праздновании Академии филармонии в Сан-Джованни-ин-Монте, написав несколько композиций до 1694 года. В конце 1683 года, вероятно, его самого плодотворного года в качестве композитора, он был избран маэстро капеллы Академии делла Морте в Ферраре, сменив Г.Ф. Този. В 1686 году он был назначен маэстро ди капелла Феррарского собора; благодаря своему вкладу в музыкальную жизнь этого города он стал известен как "Бассани из Феррары". Между 1710 и 1712 годами он написал 76 служб в несколько циклов для использования в соборе Феррары. 9 мая 1712 года он был вызван в Бергамо, чтобы руководить музыкой в церкви Святой Марии Маджоре. Он также преподавал в музыкальной школе Конгрегации Карита в Бергамо и продолжал занимать обе должности до своей смерти.

Музыка Бассани была заметна в период среднего барокко в Италии, когда преобладал стиль концертато . Его священные произведения в этом стиле типичны для произведений Болонской школы композиторов последней четверти 17-го века, таких как Г.П. Колонна, Г.Б. Витали и Г.А. Перти. Возможно, прежде всего его следует признать за его сольные кантаты, как священные, так и светские. Тем не менее, хотя он был плодовитым композитором и других видов вокальной музыки, его слава в основном основывалась на его трио-сонатах для струнных. При жизни он прославился как скрипач. Некоторые даже считали, что его игра превосходит игру Корелли, и эта репутация, вероятно, была усилена Берни, который также утверждал, что никто до него не писал для скрипки так идиоматично.

Резкий контраст между камерными и церковными сонатами, ранее написанными Легренци, поддерживается Бассани в его двух известных наборах трио-сонат. Его соч.1 содержит 12 камерных сонат, в каждой из которых четыре танцевальных движения, объявленные на титульном листе, следуют указанному там порядку. Однако количество и характер движений в 12 церковных сонатах соч.5 различны, и они часто имеют полифонические текстуры. По словам Ньюмана, сонаты Бассани несколько отличаются от сонат Корелли тем, что он предпочитал длинные развернутые строки коротким сбалансированным фразам, а общая форма, особенно сонат Черча, менее хорошо интегрирована.

Из 13 известных ораторий Бассани на итальянские тексты сохранилась музыка только четырех, а его 13 опер, похоже, полностью утрачены, за исключением 10 арий из "Gli amori alla moda". Светские сольные кантаты обычно сопровождаются только континуо и представляют собой разнообразные структуры, с предпочтением форм да капо и ААБ. Большинство сольных мотетов ‘согласованы" с добавлением двух скрипок, за исключением речитативов, и каждый начинается с симфонии. В своих мессах и псалмах Бассани был важным представителем стиля концертато; он работал в стиле Казцати и Витали (напр. концертати Сальми последнего, соч.6, 1677).

Бассани часто проектировал секции и движения в большем временном масштабе, чем его непосредственные предшественники, но был менее способен, чем Корелли, создавать убедительные формы. Его гармонический диапазон, вполне соответствующий условностям его времени, узок, и, похоже, он не смог в своем использовании клише избежать определенной монотонности, которая подчеркивается отсутствием сильного гармонического стремления к каденциям. Его припевы в четырех или пяти частях сочетают в себе гомофонию и простое, веское полифоническое письмо, которое часто включает в себя повествовательное использование суспензий; как и в его сонатах, оркестровые аккомпанементы к этим движениям демонстрируют его естественное чувство к скрипке. Фигуры основаны на вокальных линиях, но освобождены от них, как в аналогичных произведениях Г.П. Колонны, и, таким образом, голосам придается звучный ореол без конкуренции контр-мелодий. Написание для сольных партий в этих произведениях характерно для "инструментального" подхода того периода: точные механические узоры, обычно в полукваверах, требуют вокальной ловкости и блеска, но лишены изящных контуров, присущих, например, Неаполитанской опере.

Ноты сочинений Джованни Баттиста Бассани на сайте библиотеки IMSLP