Базиле, Джованни Баттиста (Джамбаттиста)
1566 - 1632
Назад
Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Базиле (Giovanni Battista (Giambattista) Basile) - Итальянский поэт, прозаик и либреттист
Родился 25 февраля 1566 года, Джульяно, Неаполь - умер 23 февраля 1632 года, Джульяно.
Он получил образование в Неаполе, но уехал оттуда в раннем возрасте, путешествуя по Италии, пока в 1604 году не прибыл в Венецию. Он стал солдатом и был направлен в венецианскую армию защищать Крит, где поступил в литературную академию дельи Страваганти, взяв псевдоним “Иль Пигро” ("ленивый"). В 1608 году он оставил свою военную карьеру и вернулся в Неаполь, где начал работать писателем и опубликовал свои первые стихи на неаполитанском диалекте. В 1608 году он стал членом Академии дельи Озиози, а в 1621 году - Академии дельи Инкаути. Поддержка его знаменитой сестры, Адрианы Базиле, несомненно, помогла его карьере: после того, как в 1610 году она переехала ко двору Гонзага в Мантуе, Джованни Баттиста присоединился к ней на год и был удостоен титулов кавалера и графа Палатино. Он вернулся в Неаполь в 1613 году, где женился на Флоре Сантора и поступил в окружение князя Караччоло ди Авеллино, на службе у которого был назначен на различные административные посты в качестве губернатора Монтемарано, Дзунголи, Лагонегро, Аверсы (1626) и, наконец, Джульяно (1631), где и умер от заразной болезни. Покровителем Базиле в Неаполе был Луиджи Карафа, принц Стильяно, на службе у которого Адриана уже работала. Базиле посвятил Карафе свои первые драматические произведения в пасторальном стиле, в том числе "Отречение авантюриста" (1611), действие которого происходило на вилле Карафы в Позиллипо, и пятиактную драму "Музыка Венеры аддолораты" (1612), вероятно, первое либретто, использованное в неаполитанской опере. В октябре 1630 года, во время визита королевы Венгрии Марии Австрийской, Базиле выполнил свое первое крупное задание в качестве театрального менеджера и либреттиста при дворе вице-короля. Однако сохранилось только либретто Базиле и описания сложных танцев маскарада под названием "Монте Парнасо" (поставленного на музыку Джачинто Ламбарди). Базиль смог проявить свое значительное мастерство в музыкальных драмах своего времени, что можно увидеть в последней из девяти эклог на неаполитанском диалекте, составляющих "Наполитанскую музу" (Неаполь, 1635). Именно в своих произведениях на диалекте, которые, бесспорно, превосходят произведения на литературном итальянском, он проявил себя как писатель. Его шедевром является "Lo cunto delli cunti", сборник из 50 популярных сказок, написанных на неаполитанском диалекте под псевдонимом Джан Алезио Аббаттутис (Неаполь, 1634-1666) и впоследствии переведенных на итальянский и другие языки. 15 из его вилланелл были отредактированы и положены на музыку его братом Донато и опубликованы в его сборнике "Primo libro di Villanelle" (Неаполь, 1610, посвященном принцу Карафе). В коллекции также представлены две вилланеллы их старшего брата Лелио Базиле. Семь испанских канцонетт Джованни Баттисты содержатся в неаполитанской рукописи для гитары, которая, возможно, принадлежала Адриане. Две поэмы, посвященные извержению Везувия в конце 1631 года, были последними произведениями Базиле, положенными на музыку. Одно из них, "Наставление ворожеи", было написано Микеланджело Росси. После смерти Базиле Адриана навсегда переехала в Рим, где руководила посмертным изданием всех его работ.