Базиле (Барони), Адриана
1580 - 1642

Назад

Basile (Baroni), Adriana

  • Дата рождения: около 1580-1583 годов
  • Место рождения: Позиллипо, близ Неаполя, Италия
  • Дата смерти: после 1642 года, вероятно Неаполь
  • Место смерти: вероятно Неаполь, Италия

Биография

Адриана Базиле была итальянской певицей и инструменталисткой, сестрой Джованни Баттиста Базиле и Леллио Базиле. Она была матерью Леоноры Барони. О ее ранней жизни известно мало. Возможно, она была певицей в доме Луиджи Карафа, герцога Траэтто. В период между 1609 и 1610 годами, когда герцог Винченцо Гонзага и его жена договаривались о ее приезде в Мантую, ее муж, Муцио Барони, дворянин, состоял на службе у Карафа, а она сама была на службе у его жены, Изабеллы Карафа. Адриана и ее семья путешествовали в Мантую через Рим, Браччано, Баньяю и Флоренцию, где ее пение принесло ей значительное признание. Адриана работала с июня 1610 года при мантуанском дворе вместе с другими членами своей семьи: Джованни Баттистой и Леллио; ее сестрами Маргеритой и Витторией, обеими певицами; а также ее мужем и их детьми Камилло, Леонорой и Катериной. Сообщалось, что репертуар Адрианы включал более 300 песен на итальянском и испанском языках, которые она пела по памяти, аккомпанируя себе на арфе или гитаре. В течение нескольких месяцев после ее приезда поэты посылали ей стихи, а Клаудио Монтеверди признал ее более одаренной, чем певица кардинала Монтальто Ипполита Рекупито и певица Медичи Франческа Каччини. Она и ее муж были награждены баронским титулом герцогом Винченцо Гонзага, и семья пользовалась дальнейшими привилегиями при его сыне Фердинандо. Она посещала Флоренцию, Рим, Неаполь и Модену между 1618 и 1620 годами, выступая при дворе и в резиденциях кардиналов. В Мантуе в марте 1621 года она выступила в "Ликори, или Чары любви" Алессандро Гуарини и, вероятно, также участвовала в интермедиях Монтеверди к "Трем постоянным", поставленных в следующем январе по случаю брака сестры герцога Фердинандо Элеоноры с императором Фердинандом Вторым. В мае 1623 года Адриана сопровождала герцога Фердинандо и герцогиню Катерину в Венецию. Шесть месяцев спустя она участвовала в музыкальных собраниях в Риме, где исполнила "Плач Ариадны" под аккомпанемент клавесина, а в другой вечер импровизировала музыкальные обработки к строфам из "Адониса" Марино. Получив отпуск из Мантуи, Адриана и ее муж продолжили путь в Неаполь для улаживания личных дел. В последующий период она пользовалась благосклонностью вице-короля Неаполя и раздумывала, но затем отказалась от поступления на службу к польскому королю Сигизмунду Третьему. Готовясь вернуться в Мантую в 1626 году после отсутствия продолжительностью более двух лет, она обнаружила, что Гонзаги больше не хотят ее услуг.

Следующие несколько лет она провела в основном в Неаполе, где Адриана продолжала пользоваться благосклонностью дона Альвареса де Толедо, герцога Альбы и вице-короля Неаполя. В мае 1630 года она посетила Флоренцию и Геную. Затем, в 1633 году, семья Барони обосновалась в Риме, где Адриана и ее дочери Леонора и Катерина давали музыкальные выступления в своем доме и пользовались щедрой поддержкой кардинала Антонио Барберини. Она все еще выступала в октябре 1639 года, когда Андре Могар сообщил, что слышал, как трио поет, Адриана аккомпанирует на лире, Леонора на теорбе, а Катерина на арфе. До недавнего времени считалось, что Адриана умерла в Риме вскоре после этого, но документы показывают, что она уехала в Неаполь в ноябре 1640 года и все еще жила там в августе 1642 года.

Творчество

Адриана Базиле была одной из самых знаменитых певиц своего времени, прославившейся своим исключительным вокальным мастерством, обширным репертуаром и умением аккомпанировать себе на различных инструментах, включая арфу, гитару и лиру. Ее искусство высоко ценили такие современники, как Клаудио Монтеверди и поэт Джамбаттиста Марино. Она также занималась композицией: в 1616 году Монтеверди рекомендовал ей и ее сестрам писать сольные партии для частей, которые они должны были исполнять в драматическом представлении. Ее пение восхвалялось несколькими поэтами в сборниках "Театр славы синьоры Адрианы Базиле" и "Идея бдения", Франческо Рази в "Лира о семи струнах", а также Марино в "Адонисе" и его стихах. Ее творческая жизнь была тесно связана с крупнейшими культурными центрами Италии — Мантуей, Римом, Флоренцией и Неаполем, где она выступала при дворах знатных семейств и кардиналов.

Произведения

Вклад в музыкальное искусство

  • Исполнение обширного репертуара (свыше 300 песен на итальянском и испанском языках)
  • Участие в драматических постановках и интермедиях, включая произведения Алессандро Гуарини и Клаудио Монтеверди
  • Импровизационное исполнение музыкальных произведений на стихи современных поэтов
  • Композиторская деятельность (сольные партии для драматических представлений)
  • Мастерское владение техникой аккомпанемента на арфе, гитаре и лире

Признание

  • Упоминания в поэтических сборниках "Театр славы синьоры Адрианы Базиле" (1623, 1628)
  • Упоминания в поэме "Адонис" Джамбаттисты Марино (1623)
  • Упоминания в сборнике "Лира о семи струнах" Франческо Рази (1619)
  • Упоминания в сборнике "Идея бдения" (1640)
  • Высокая оценка творчества Клаудио Монтеверди