Барифонус, Хенрикус
1581 - 1655

Назад

Хенрикус Барифонус (Henricus Baryphonus) - Немецкий теоретик и композитор

Родился 17 сентября 1581 года, Вернигерод, Гарц - умер 13 января 1655 года, Кведлинбург, Саксен-Анхальт. 

Джейкобс установил, что его немецкая фамилия была Пипегроп, а не Гробштимме, как указывалось в некоторых более ранних биографических источниках. Он посещал среднюю школу в Вернигероде, где, вероятно, впервые изучал музыку у кантора Иоганна Крюгера, а также у органиста Оберпфаркирхе Пауля Беккера. В апреле 1603 года он поступил в университет в Хельмштедте. В 1605 году он отправился в Кведлинбург в качестве кантора церкви Святого Бенедикта и преподавателя в гимназии, заместителем ректора которой он стал в 1606 году. Он оставался на этом посту почти полвека, вплоть до своей смерти. Кажется, им восхищались как композитором, но все его произведения, кроме двух, утрачены, как, очевидно, и все его многочисленные трактаты, кроме одного. Михаэль Преториус, который с энтузиазмом поддерживал его, объявил в третьем томе "Syntagma musicum" (1618), что в следующем томе он опубликует "De melopoeia" Барифонуса. Он также перечислил 16 других своих трактатов, которые он рассчитывал профинансировать для публикации, но его смерть положила конец этому проекту и помешала продолжению Syntagma musicum. Его список трактатов Барифонуса, который также фигурирует в "Музыкальном лексиконе" Вальтера (1732), содержит только одно дошедшее до нас произведение - "Музыка Плеяд". По крайней мере, еще один трактат, не указанный Преториусом, также может быть утерян. Известно, что Барифонус переписывался с Генрихом Шютцем и Шейдтом: Веркмейстер напечатал фрагмент письма к Шютцу и ответ Шейдта на письмо Барифонуса. Первое издание "Музыкальных плеяд" (1615) показывает, что Барифонус в долгу перед теоретическими концепциями Царлино и Кальвизиуса. Второе издание (1630), которое было значительно расширено, оказало влияние на многих последующих теоретиков, включая Веркмейстера, Й.Г. Але и Вальтера (особенно на его "Працепту"). В него включен новый раздел о триаде, который Барифонус без ведома автора позаимствовал из "Synopsis musicae novae" Йоханнеса Липпиуса (1612). Вместе с Липпиусом он был первым писателем, который построил теорию композиции на основе гармонических, а не контрапунктических принципов. В рамках концепции триады, которую он назвал "triga harmonica", он разработал особенно влиятельную доктрину интервалов и интервальной прогрессии, хотя, что любопытно, только для консонансов, а не диссонансов. Как и следовало ожидать, учитывая его акцент на триадной структуре, он был сторонником – одним из первых в Германии – сочинения музыки с использованием партии баса.