Барифонус, Хенрикус
1581 - 1655
Назад
Baryphonus, Henricus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хенрикус Барифонус был немецким теоретиком музыки и композитором. Исследователь Якобс установил, что его настоящая немецкая фамилия была Пипегроп. Он посещал латинскую школу в Вернигероде, где, вероятно, впервые изучал музыку у кантора Иоганна Крюгера, а также у органиста церкви Оберпфарркирхе Пауля Беккера. В апреле 1603 года он поступил в университет в Хельмштедте. В 1605 году он переехал в Кведлинбург, где занял должность кантора церкви Святого Бенедикта и преподавателя в гимназии, став ее субконректором в 1606 году. Он оставался на этих должностях почти полвека, вплоть до своей смерти. Он, по-видимому, был известен как композитор, но почти все его сочинения утеряны, как и все, кроме одного, его многочисленные трактаты. Михаэль Преториус, который его горячо поддерживал, объявил в третьем томе своего труда "Синтагма музыка", что в следующем томе опубликует труд Барифонуса "О мелопее". Он также перечислил шестнадцать других трактатов Барифонуса, которые надеялся издать, но его смерть положила конец этому проекту. Этот список трактатов Барифонуса, который также появляется в "Музыкальном лексиконе" Иоганна Готфрида Вальтера, содержит лишь одно сохранившееся сочинение – "Плеяды музыкальные". По меньшей мере один другой трактат, не указанный Преториусом, также, вероятно, утерян. Известно, что Барифонус состоял в переписке с Генрихом Шютцем и Самуэлем Шайдтом.
Хенрикус Барифонус был одним из самых влиятельных немецких музыкальных теоретиков первой половины XVII века. Его главный труд, "Плеяды музыкальные", в первой редакции демонстрирует влияние теоретических концепций Джозеффо Царлино и Сетха Кальвизия. Значительно расширенное второе издание оказало влияние на многих последующих теоретиков, включая Андреаса Веркмайстера, Иоганна Георга Але и Иоганна Готфрида Вальтера. В нем содержится новая секция о трезвучии, которую Барифонус заимствовал без указания авторства из "Синопсиса новой музыки" Иоганна Липпиуса. Вместе с Липпиусом он был одним из первых авторов, кто построил теорию композиции на гармонических, а не контрапунктических принципах. В рамках концепции трезвучия, которое он называл "трига гармоника", он разработал весьма влиятельное учение о интервалах и их последовательности, хотя, что любопытно, только для консонансов, а не диссонансов. Как и следовало ожидать от его акцента на трезвучной структуре, он был одним из первых в Германии сторонников композиции, исходя из басовой партии, что отражало растущее влияние практики генерал-баса, возникшей в Италии примерно за тридцать лет до этого.
Теоретические труды
Утерянные трактаты (согласно списку М. Преториуса)
Музыкальные сочинения