Барифонус, Хенрикус
1581 - 1655

Назад

Baryphonus, Henricus

  • Дата рождения: 17 сентября 1581 года
  • Место рождения: Вернигероде, Гарц, Германия
  • Дата смерти: 13 января 1655 года
  • Место смерти: Кведлинбург, Саксония-Анхальт, Германия

Биография

Хенрикус Барифонус был немецким теоретиком музыки и композитором. Исследователь Якобс установил, что его настоящая немецкая фамилия была Пипегроп. Он посещал латинскую школу в Вернигероде, где, вероятно, впервые изучал музыку у кантора Иоганна Крюгера, а также у органиста церкви Оберпфарркирхе Пауля Беккера. В апреле 1603 года он поступил в университет в Хельмштедте. В 1605 году он переехал в Кведлинбург, где занял должность кантора церкви Святого Бенедикта и преподавателя в гимназии, став ее субконректором в 1606 году. Он оставался на этих должностях почти полвека, вплоть до своей смерти. Он, по-видимому, был известен как композитор, но почти все его сочинения утеряны, как и все, кроме одного, его многочисленные трактаты. Михаэль Преториус, который его горячо поддерживал, объявил в третьем томе своего труда "Синтагма музыка", что в следующем томе опубликует труд Барифонуса "О мелопее". Он также перечислил шестнадцать других трактатов Барифонуса, которые надеялся издать, но его смерть положила конец этому проекту. Этот список трактатов Барифонуса, который также появляется в "Музыкальном лексиконе" Иоганна Готфрида Вальтера, содержит лишь одно сохранившееся сочинение – "Плеяды музыкальные". По меньшей мере один другой трактат, не указанный Преториусом, также, вероятно, утерян. Известно, что Барифонус состоял в переписке с Генрихом Шютцем и Самуэлем Шайдтом.

Творчество

Хенрикус Барифонус был одним из самых влиятельных немецких музыкальных теоретиков первой половины XVII века. Его главный труд, "Плеяды музыкальные", в первой редакции демонстрирует влияние теоретических концепций Джозеффо Царлино и Сетха Кальвизия. Значительно расширенное второе издание оказало влияние на многих последующих теоретиков, включая Андреаса Веркмайстера, Иоганна Георга Але и Иоганна Готфрида Вальтера. В нем содержится новая секция о трезвучии, которую Барифонус заимствовал без указания авторства из "Синопсиса новой музыки" Иоганна Липпиуса. Вместе с Липпиусом он был одним из первых авторов, кто построил теорию композиции на гармонических, а не контрапунктических принципах. В рамках концепции трезвучия, которое он называл "трига гармоника", он разработал весьма влиятельное учение о интервалах и их последовательности, хотя, что любопытно, только для консонансов, а не диссонансов. Как и следовало ожидать от его акцента на трезвучной структуре, он был одним из первых в Германии сторонников композиции, исходя из басовой партии, что отражало растущее влияние практики генерал-баса, возникшей в Италии примерно за тридцать лет до этого.

Произведения

Теоретические труды

  • "Плеяды музыкальные, которые в определенных разделах рассматривают главные музыкальные вопросы" ("Pleiades musicae, quae in certas sectiones distributae praecipuas quaestiones musicas discutiunt") (Хальберштадт, 1615)
  • "Плеяды музыкальные, которые извлекают основы музыкальной теории из математических принципов" ("Pleiades musicae, quae fundamenta musicae theoricae ex principiis mathematicis eruta"), переработанное и расширенное издание, опубликованное вместе с "Мелопеей" С. Кальвизия (1630)

Утерянные трактаты (согласно списку М. Преториуса)

  • "О мелопее" ("De melopoeia")
  • "Гармонические упражнения" ("Exercitationes harmonicae")
  • "Музыкальная диатриба Артузи" ("Diatribe musica artusia")
  • "Рассуждение о музыкальных ладах" ("Dissertatio de modis musicis")
  • "Введение в музыку Евклида" ("Isagoge musica Euclidis")
  • "Музыкально-теоретическое введение" ("Isagoge musico-theorica")
  • "Музыкальная логистика" ("Logistica musica")
  • "Гармоническая арифмология" ("Arithmologia harmonica")
  • "Последовательности консонансов" ("Consonantiarum progressiones")
  • "Искусство пения" ("Ars canendi") (Лейпциг, 1620)
  • "Мелопеическое прогимназма" ("Progymnasma melopoëticum")
  • "Каталог музыкантов" ("Catalogus musicorum")
  • "История древних музыкальных инструментов" ("Historia veterum instrumentorum musicorum")
  • "Четыре упражнения" ("Exercitationes quatuor")
  • "Описание монохорда" ("Monochordi in diatonico, chromatico & enharmonico genere descriptio")
  • "Музыкальное собрание" ("Spicilegium musicum")

Музыкальные сочинения

  • "Рождественская песнь, или Рождественское пение: Ангел прекрасный с небесного трона" ("Melos genethliacum oder Weihenacht Gesang: Ein Engel schon vons Himmels Thron"), для 6 голосов (Магдебург, 1609)
  • "Мы веруем в единого Бога" ("Wir gläuben an einen Gott"), для одного голоса и бассо континуо