Барсанти, Франческо
1690 - 1772

Назад

Barsanti, Francesco

  • Дата рождения: 1690 год
  • Место рождения: Лукка, Италия
  • Дата смерти: конец 1772 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Франческо Барсанти был итальянским композитором и исполнителем. Изучал естественные науки в Падуанском университете, а затем полностью посвятил себя музыке. В 1714 году он отправился в Лондон вместе с Франческо Джеминиани; там он играл на флейте и гобое в оркестре итальянской оперы и опубликовал три сборника сольных сонат. К второй половине 1735 года он проживал в Эдинбурге, где провел восемь лет, женился на шотландке, пользовался покровительством аристократии и опубликовал свои лучшие сочинения. В 1743 году Барсанти вернулся в Лондон. К тому времени он утратил свое положение в лондонском музыкальном обществе и был вынужден работать альтистом в оркестре. Шесть латинских мотетов были посвящены члену шотландской аристократической семьи Уэммис. Его дочь Дженни, обучавшаяся пению у Чарльза Берни, впоследствии добилась успеха в Лондоне как оперная певица и актриса.

Творчество

Франческо Барсанти представляет интересный пример итальянского музыканта, успешно адаптировавшегося к музыкальной жизни Британии. Его творчество демонстрирует эволюцию от ранних сольных сонат к более масштабным оркестровым произведениям, созданным в шотландский период. Десять кончерто гросси и девять увертюр, изданные в Эдинбурге, считаются вершиной его творчества и отражают синтез итальянского барокко с местными музыкальными традициями. Особый интерес представляют его аранжировки тридцати шотландских песен с генерал-басом - один из ранних примеров художественной обработки фольклорного материала. Поздние латинские мотеты, созданные после возвращения в Лондон, отличаются более строгим, академичным стилем.

Сочинения Барсанти являются искусными и оригинальными. Его сонаты для блокфлейты из первого опуса относятся к числу лучших в репертуаре этого инструмента. Его кончерто гросси третьего опуса обладают контрапунктическим блеском, напоминающим сочинения Иоганна Себастьяна Баха; основные части построены в полу-импровизационной форме, на основе тем, которые излагаются один раз, а затем дробятся на меньшие имитационные единицы. Его аранжировки шотландских мелодий — нечто большее, чем временное увлечение иностранца местной музыкой: исследователь Фиске отмечал сочувственное понимание Барсанти структуры шотландских напевов и его готовность завершить обработку на "незавершенном" доминантном аккорде, если того требовала мелодия. Итальянская виртуозность и шотландская симпатия объединяются в увертюрах четвертого опуса; главная часть номер 9 вводит джигу "Баббити Баустер" в качестве фугированного противосложения, а финал номер 2 представляет собой кантри-данс, имитирующий звонкие открытые струны шотландской скрипичной игры. Значительная часть наследия Барсанти все еще ждет своего возрождения.

Произведения

Инструментальные сочинения

  • "Шесть сонат" ("Six Sonatas") для блокфлейты/скрипки и бассо континуо, соч. 1 (Лондон, 1724 и 1727)
  • "Шесть сонат" ("Six Sonatas") для флейты и бассо континуо, соч. 2 (Лондон, 1728)
  • "Десять кончерто гросси" ("Ten Concerti Grossi"), соч. 3 (Эдинбург, 1742)
  • "Девять увертюр" ("Nine Overtures") для двух скрипок, альта и баса, соч. 4 (Эдинбург, около 1743)
  • "Шесть сонат" ("Six Sonatas") для двух скрипок и баса, соч. 6 (Лондон, 1769)
  • "Счастлив тот, кто обретает мудрость" ("Beatus vir qui invenit sapientiam") - канон для четырех голосов (рукопись)
  • Двенадцать неизвестных концертов для скрипки (упомянуты в источниках)

Духовные сочинения

  • "Шесть антифонов" ("Six Antiphons") для пяти голосов, соч. 5 (Лондон, около 1750)

Аранжировки и обработки

  • "Сборник старых шотландских мелодий" ("A Collection of Old Scots Tunes") для флейты/гобоя/скрипки и бассо континуо (Эдинбург, 1742)
  • "Шесть сонат" ("Six Sonatas") для двух скрипок, виолончели и бассо континуо - аранжировка соч. 1 Франческо Джеминиани (Лондон, около 1735)
  • "Двенадцать сонат" ("Twelve Sonatas") для двух блокфлейт/скрипок и бассо континуо - аранжировка сочинений Джованни Баттисты Саммартини (Лондон, около 1740)
  • "Шесть кончерто гросси" ("Six Concerti Grossi") - аранжировка "Шести ноктюрнов" Джованни Баттисты Саммартини, соч. 6 (Лондон, 1757)
  • Некоторые неизвестные аранжировки произведений Арканджело Корелли (упомянуты в каталоге библиотеки Эдинбургского музыкального общества, 1765)

Ноты сочинений Франческо Барсанти на сайте библиотеки IMSLP