Баррьер, Жан-Батист
1707 - 1747

Назад

Жан-Батист Баррьер (Jean-Baptiste Barriere) - Французский композитор и виолончелист

Родился 2 мая 1707 года, Бордо – умер 6 июня 1747 года, Париж. 

Вероятно, он жил в Бордо, так как при его смерти его называли "купцом города Бордо’, а после его смерти привилегия была предоставлена ‘господину Франсуа Баррьеру, престру пребендье церкви Бордо, за сочинения и другие произведения инструментальной музыки покойного Жана барьера".. В 1730 году он жил в Париже в качестве обычного музыканта нашей Королевской музыкальной академии. В 1733 году ему была предоставлена шестилетняя привилегия на публикацию "нескольких сонат и других произведений инструментальной музыки". По словам Фетиса, он отправился в Рим в 1736 году, чтобы учиться у известного итальянского виолончелиста Франческо Альбореа по имени Францискелло. Он оставался в Италии в течение трех лет, но, вероятно, не учился у Францискелло, который работал при дворе в Вене с 1726 года до своей смерти в 1739 году. Баррьер вернулся в Париж в 1739 году и продолжил сочинять для виолончели: "Ле Сьер Баррьер, вернувшись из Италии в Париж, только что записал свою третью книгу сонат для виолончели" ("Меркюр де Франс", ноябрь 1739 г.). В 1739 году его привилегия была продлена на 12 лет, и за это время он опубликовал свои последние три книги – по одной для виолончели, пардессю де Виоле и клавесина.

Сонаты для виолончели включают в себя множество технических проблем – пассажи в двойных 3-х, арпеджио-аккордах и множественных остановках, а также блестящие виртуозные пассажи, переходящие в верхние ноты. Каждая соната состоит из четырех или пяти частей, начиная с медленной и заканчивая быстрой. Несколько Аллегро озаглавлены "Аллеманда", а книга 2 № 3 включает Сарабанду и менуэт после Аллеманды. Заключительная часть книги 2 № 6 помечена как "Гига". Некоторые сонаты включают "арию" или простую песенную пьесу в 6/8 или 6/4 с пометкой "amorosa" или "gratioso". В вариациях на арию из книги 3 № 6 блестящие арпеджио исполняются во всем диапазоне (от С до а'), в то время как мелодия арии звучит выше (эта соната и, возможно, другие, возможно, были написаны для виолончели Пикколо). То, что сонаты должны были сопровождаться второй виолончелью и клавишным инструментом, очевидно из пословицы книги 2 № 4, которая включает Независимую партию для второй виолончели. Книга 3 № 2 предназначена для двух виолончелей с континуо (всего три виолончели).

Книги 3 и 4, опубликованные после итальянского путешествия барьера, технически более совершенны и отражают его восприятие итальянского стиля. Многие из сонат книги 3 включают итальянские сюиты, такие как "Гига" и "Корренте". Эти сонаты варьируются от трех до пяти частей, а в некоторых есть переходные пословицы между частями. Некоторые отрывки в его работе предполагают использование большого пальца левой руки в верхнем регистре (e " в книге 5 № 6), техника, которую он, вероятно, ввел во Франции.

Появляются первые пять сонат для pardessus de viole (книга 5), переписанные с дополнительными орнаментами, уточнениями и идиоматическими оборотами, как и первые пять сонат в книге 6 для клавесина. За шестью сонатами следуют пять пьес, каждая из которых названа в честь музыканта или знакомого. Как и Дюфли и Рамо, Баррьер назвал одну из своих пьес "Букон" для Жанны Букон, которая позже вышла замуж за Мондонвилля.

Баррьер, как и Мартин Берто, был одним из лучших виолончелистов-виртуозов Франции в первой половине 18 века и первым, кто написал полностью идиоматическую музыку для виолончели. Хотя его игра была высоко оценена, до наших дней сохранилось мало конкретных описаний ее. На духовном концерте он исполнил ‘grande precisión’ (8 сентября 1738 года, Меркюр-де-Франс), и П.-Л. д'Аквин написал о нем с высочайшей похвалой: "знаменитый барьер, умерший с тех пор, как обрёл всё, о чём можно пожелать.

Ноты сочинений Жана-Батиста Баррьера на сайте библиотеки IMSLP