Барди, Джованни де, граф Вернио
1534 - 1612
Назад
Джованни де, граф Вернио Барди (Giovanni de', Count of Vernio Bardi) - Итальянский литературный критик, поэт, драматург и композитор
(родился во Флоренции, 5 февраля 1534; умер в сентябре 1612). Итальянский литературный критик, поэт, драматург и композитор.
Как организатор "Камераты" и покровитель Винченцо Галилея и Джулио Каччини, он дал основной импульс движению, которое привело к первым экспериментам в лирической и драматической монодии. Барди, очевидно, получил хорошее литературное образование, поскольку знал как греческий, так и латынь. Однако его юность отмечена в основном военными подвигами. В 1553 году он участвовал в войне против Сиены под командованием великого герцога Тосканы Козимо I, а в 1565 году под командованием Кьяппино Вителли защищал Мальту от Османской империи. Он был одним из капитанов, командовавших пехотой, посланной герцогом Козимо помочь императору Максимилиану II разгромить турок в Венгрии. В 1562 году он женился на Лукреции Сальвиати, дочери Пьеро Сальвиати. Он пользовался благосклонностью великого герцога Франческо I, который особенно зависел от него в организации придворных торжеств. Но когда в 1587 году брат Франческо стал великим герцогом под именем Фердинандо I, Барди, который одобрил брак Франческо с Бьянкой Капелло (которого Фердинандо не одобрял), был заменен на этом посту Кавальери. Тем не менее он продолжал активно работать при дворе, пока в 1592 году папа Климент VIII не пригласил его в Рим, где он стал маэстро камеры и генерал-лейтенантом папской гвардии. Он также поддерживал дружеские связи со двором герцога Альфонсо II д'Эсте в Ферраре, где его щедро угощали во время нескольких визитов в 1583, 1584 и 1590 годах. Папский пост Барди был возобновлен Львом XI, но в 1605 году он был прекращен папой Павлом V.
Барди начал покровительствовать музыкантам довольно рано: примерно в 1563 году он отправил Винченцо Галилея, в то время лютниста, вероятно, работавшего на него, учиться у Зарлино в Венеции. Джулио Каччини также наслаждался его покровительством в раннем возрасте. Есть свидетельства, что к 1573 году дворяне и музыканты приходили в его дом, чтобы заниматься музыкой и, вероятно, поговорить об этом. По словам сына Барди Пьетро, его дом всегда был полон самых знаменитых людей Флоренции, и молодежь города собиралась там, чтобы обучаться поэзии, музыке, астрологии и другим наукам. Позже Каччини назвал эту группу "Камерата Барди". Поворотным моментом в мышлении этого кружка стали письма к Галилею и Барди от Джироламо Мэй, который изучил все известные источники о греческой музыке и к которому Галилей обратился в 1572 году за помощью в решении многочисленных проблем греческой теории. В письмах, помимо информации о греческой музыке, поднимались вопросы об эффективности современной полифонической музыки, которая радикально изменила эстетическую философию группы Барди. Примерно в 1578 году Барди, вдохновленный идеями Мэй, обратился к Каччини с речью о древней музыке и пении, которая, вероятно, подытожила взгляды группы. Первая часть лекции представляет собой краткое изложение того, что он узнал о греческой музыке от Мэй и Галилея; в ней объясняются 27 мелодий, разновидности октавы и тона. С этой системой и ее богатым разнообразием он сравнил современную ладовую систему, состоящую, по сути, только из двух видов октавы и не имеющую разнообразия высоты тона. Он критически относился к имитационной контрапунктической музыке не только потому, что в ней сочеталось сразу несколько мелодий, но и потому, что она игнорировала ритмы текстов. Он хотел, чтобы все партии звучали гоморитмично, и посоветовал Каччини произносить слова как можно четче, никогда не изменяя естественную длину слогов и не добавляя чрезмерных пассажей. Он призывал композиторов подражать греческим поэтам-певцам и ограничивать диапазон своих мелодий областью голоса, наиболее подходящей для выражения чувств, и как можно больше времени проводить рядом с месой. Галилей посвятил Барди свой "Диалог об античной музыке и Moderna" (Флоренция, 1581) и отвел ему роль наставника в беседах, которые разворачиваются между ним и Пьеро Строцци. Как позже объяснил Галилей, эти воображаемые беседы были средством обучения членов кружка Барди теории музыки, особенно в том, что касалось систем настройки и греческого tonoi, которые были неправильно поняты Гаффуриусом и Глареаном. "Диалог" вышел далеко за рамки взглядов Барди в своем осуждении полифонии и отстаивании монодии по образцу греческой. Сохранилось лишь несколько сочинений Барди: четыре напечатанных мадригала (один незавершенный) и первая партия для сопрано в рукописи другого, хотя другие произведения упоминаются в письмах и документах. В речи, в которой он предлагал вступить в Академию Альтерати в 1574 году, говорится, что к тому времени он проявил себя в музыке "благодаря искусным композициям до такой степени, что превзошел многих, кто занимается этим в качестве своей профессии"Сохранилось лишь несколько сочинений Барди: четыре напечатанных мадригала (один незавершенный) и первая партия для сопрано в рукописи другого, хотя другие произведения упоминаются в письмах и документах. В речи, в которой он предлагал вступить в Академию Альтерати в 1574 году, говорится, что к тому времени он проявил себя в музыке "благодаря искусным композициям до такой степени, что превзошел многих, кто занимается этим в качестве своей профессии". Характерный для Барди метод, который он описал в письме герцогу АХарактерный для Барди метод, который он описал в письме герцогу Альфонсо II д'Эсте, заключается в "сохранении четкости линий" и "внимании к выразительности слов и замыслу", сводя при этом повторение текста к минимуму. Четвертая часть "Miseri habitator del ciec'averno" из серии "intermediate" 1589 года представляет собой своеобразную попытку построить произведение на основе греческого месе в сочетании древнего диатонического и хроматического дорийского стилей, а также использовать взаимосвязи в выразительных целях. Барди прославился во Флоренции не только как композитор, но и как создатель музыкальных инструментов и других придворных развлечений. В феврале 1573 года он представил дорогостоящую и тщательно продуманную работу "Маскерата дель Пьячере и дель Пентименто" на текст Антонио дельи Альбицци. Он также участвовал в подготовке к свадьбе Винченцо Гонзага и Элеоноры Медичи в 1584 году в качестве композитора мадригала (который утерян) на текст Джованни Баттисты Строцци младшего "Наставник острых ощущений". Он был автором главной пьесы "Любовь Фидо" и композитором пятой интермедии к свадьбе Вирджинии, дочери Козимо Медичи, и Чезаре д'Эсте в 1586 году. Он был режиссером и, по-видимому, придумал аллегорическую тему, связанную с могуществом музыки, для церемонии бракосочетания великого герцога Фердинандо и Кристины Лотарингской в мае 1589 года и даже разработал протокол церемонии и процессий. Он также написал стихи для вступительной песни Harmony в первой части intermedio и для мадригала "Нои в поисках дивы Ностры" в пятой части. Сохранилась также прозаическая комедия в пяти действиях "Тропико", написанная по неизвестному поводу. После возвращения во Флоренцию из Рима он возобновил свою деятельность при дворе: в 1608 году он организовал выступления певцов и музыкантов на празднествах, подготовленных к свадьбе принца Козимо Медичи. Барди участвовал в нескольких академиях и их литературных дискуссиях. В 1574 году он был принят в "Альтернати" как "Иль Пуро", с девизом "Альтернато, ио раффино’. 24 февраля 1583 года он прочитал в этой академии лекцию "Различия Ариосто", а его выступление в "Различии Ариосто", которое он прочитал в Альтерати 7 февраля 1585 года, побудило Франческо Патрици вступить в спор по поводу Ариосто и Тассо. Тассо лично ответил Барди в "Дискорсо" (Феррара, 1595). Барди также был членом Академии делла Круска; он был принят 12 марта 1585 года и вскоре стал одним из членов совета, а 13 сентября 1588 года - архиконсулом. У Барди было по меньшей мере четверо сыновей: Филиппо, который стал епископом Кортоны; Козимо, который стал нунцио папы Урбана VIII и архиепископа Флоренции; Альфонсо и Пьетро, который в 1634 году направил Джованни Баттисте Дони письмо о камерате своего отца и который четыре раза был архиконсулом Академии делла Круска.. В письме герцогу Моденскому от 24 февраля 1601 года Барди упоминал о сыне Фра Анольфо, который к тому времени уже 18 лет был монахом. Другим сыном, возможно, был Джованни Барди, который написал "Eorum quae vehuntur in aquis experimenta" (Рим, 1614), комментарий к рассуждениям Галилея о плавающих телах (Флоренция, 1612), обычно приписываемый Барди, которому посвящена эта статья; в ней автор утверждал, что был учеником Галилея.
Ноты сочинений Джованни де, графа Вернио Барди на сайте библиотеки IMSLP