Барди, Джованни де, граф Вернио
1534 - 1612
Назад
Bardi, Giovanni de', Count of Vernio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни де Барди, граф Вернио, был итальянским литературным критиком, поэтом, драматургом и композитором. Будучи хозяином "Флорентийской камераты" и покровителем Винченцо Галилея и Джулио Каччини, он дал главный импульс движению, которое привело к первым экспериментам в лирической и драматической монодии.
Барди, очевидно, получил хорошее литературное образование, поскольку знал как греческий, так и латинский языки. Однако его молодость примечательна в основном военными подвигами. В 1553 году он служил в войне против Сиены под началом великого герцога Козимо I Тосканского, а в 1565 году под командованием Кьяппино Вителли в обороне Мальты от Османской империи. Он был одним из капитанов, командовавших пехотой, посланной герцогом Козимо на помощь императору Максимилиану II в борьбе с турками в Венгрии. В 1562 году он женился на Лукреции Сальвиати, дочери Пьеро Сальвиати. Он пользовался благосклонностью великого герцога Франческо I, который особенно зависел от него в организации придворных празднеств. Но когда брат Франческо стал великим герцогом под именем Фердинандо I в 1587 году, Барди, который поддержал брак Франческо с Бьянкой Капелло, был заменен на этой роли Эмилио де Кавальери. Тем не менее, он оставался активным при дворе, пока не был приглашен в Рим папой Климентом VIII, чтобы стать мастером папской палаты и генерал-лейтенантом папской гвардии в 1592 году. Он также поддерживал дружеские связи с двором герцога Альфонсо II д'Эсте в Ферраре, где его с большим размахом принимали во время нескольких визитов в 1583, 1584 и 1590 годах. Папское назначение Барди было продлено Львом XI, но оно было прекращено в 1605 году папой Павлом V.
Джованни де Барди, граф Вернио, сыграл ключевую роль в истории музыки как идейный вдохновитель и покровитель Флорентийской камераты — объединения музыкантов, поэтов и ученых, чья деятельность привела к созданию оперы. Его главный вклад заключался не в композиторском творчестве, а в разработке теоретической основы для нового музыкального стиля — монодии с сопровождением.
Барди начал покровительствовать музыкантам довольно рано: около 1563 года он послал Винченцо Галилея, тогда лютниста, вероятно, состоявшего у него на службе, учиться к Джозеффо Царлино в Венеции. Джулио Каччини также пользовался его покровительством в раннем возрасте. Имеются свидетельства, что к 1573 году дворяне и музыканты приходили в его дом, чтобы музицировать и, вероятно, беседовать о музыке. Согласно сыну Барди, Пьетро, его дом всегда был полон самых знаменитых людей Флоренции, и молодежь города собиралась там, чтобы получать наставления в поэзии, музыке, астрологии и других науках. Каччини позже упоминал эту группу как "Камерату" Барди.
Переломным моментом в мышлении этого круга стали письма к Галилею и Барди от Джироламо Меи, который изучил все известные источники о греческой музыке и к которому Галилей обратился в 1572 году за помощью в решении многочисленных проблем греческой теории. Письма, помимо информации о греческой музыке, поднимали вопросы о действенности современной полифонической музыки, что радикально изменило эстетическую философию группы Барди. Около 1578 года Барди, вдохновленный идеями Меи, обратился к Каччини с речью о древней музыке и пении, которая, вероятно, подводила итог размышлениям группы. Первая часть речи представляет собой компендиум того, что он узнал о греческой музыке от Меи и Галилея; в ней объясняются двадцать семь строев, виды октавы и тоны. С этой системой и ее богатым разнообразием он сравнивал современную модальную систему, по сути, состоящую лишь из двух видов октавы и без разнообразия высоты тона. Он критиковал имитационную контрапунктическую музыку не только потому, что она совмещала несколько мелодий одновременно, но и потому, что она игнорировала ритмы текстов. Он хотел, чтобы все голоса пели гоморитмично, и советовал Каччини декламировать слова как можно яснее, никогда не изменяя естественную длительность слогов и не включая чрезмерные пассажи. Он призывал композиторов подражать греческим поэтам-певцам и ограничивать диапазон своих мелодий областью голоса, наиболее подходящей для выражения аффекта, и по возможности оставаться вокруг месы.
Галилей посвятил свой "Диалог о древней и современной музыке" (Флоренция, 1581) Барди и отводил ему роль наставника в беседах, которые развиваются в нем между ним и Пьеро Строцци. Эти воображаемые беседы были средством, как позже объяснил Галилей, для обучения членов кружка Барди теории музыки, особенно касательно систем строя и греческих тонов, которые были неправильно поняты Франкино Гафури и Генрихом Глареаном. "Диалог" вышел далеко за пределы взглядов Барди в своем осуждении полифонии и в защите монодии по образцу греков.
Сохранилось лишь несколько сочинений Барди: четыре напечатанных мадригала (один неполный) и партия первого сопрано другого в рукописи, хотя другие сочинения упоминаются в письмах и документах. Речь, предлагавшая членство в Академии Альтерати в 1574 году, свидетельствует, что к тому времени он уже проявил себя в музыке "искусными сочинениями в такой степени, что превзошел многих, кто занимается ею как своей особой профессией". Характерный метод Барди описан им в письме к герцогу Альфонсо II д'Эсте: "сохранять линию нетронутой" и "уделять внимание выражению слов и замыслу", сводя повторение текста к минимуму. "Несчастный обитатель слепого подземелья", в четвертой интермедии 1589 года, представляет собой явную попытку построить пьесу вокруг греческой месы в смешении древнего диатонического и хроматического дорийского ладов, а также использовать перекрестные отношения для выразительных целей.
Более чем как композитор Барди оставил свой след во Флоренции как создатель интермедий и других придворных развлечений. В феврале 1573 года он представил дорогостоящее и сложное произведение, "Маскарад Удовольствия и Раскаяния", с текстом Антонио дельи Альбицци. Он также участвовал в создании интермедий для свадьбы Винченцо Гонзага и Элеоноры Медичи в 1584 году как композитор мадригала (который утерян) на текст Джованни Баттисты Строцци Младшего, "В то время как острые стрелы". Он был автором "Верного друга", центральной пьесы, и композитором пятой интермедии для брака Вирджинии, дочери Козимо Медичи, и Чезаре д'Эсте в 1586 году. Он руководил и, по-видимому, разработал аллегорическую тему о силах музыки для интермедий в честь брака великого герцога Фердинандо и Кристины Лотарингской в мае 1589 года и даже планировал протокол для церемонии и процессий. Он также написал поэзию для вступительной песни Гармонии в первой интермедии и для мадригала "А мы с этой прекрасной нашей богиней Амфитритой" в пятой. Также сохранилась прозаическая комедия в пяти актах, "Водяной", написанная для неизвестного случая. После возвращения во Флоренцию из Рима он возобновил свою деятельность при дворе: в 1608 году он занимался подбором певцов и музыкантов для выступлений на развлечениях, подготовленных к свадьбе принца Козимо Медичи.
Барди участвовал в нескольких академиях и их литературных дебатах. В 1574 году он был принят в Академию Альтерати как "Чистый", с девизом "Измененный, я очищаюсь". Он прочитал лекцию "В защиту Ариосто" в этой академии 24 февраля 1583 года, а его "Мнение в защиту Ариосто", которое он прочитал в Академии Альтерати 7 февраля 1585 года, побудило Франческо Патрици вступить в спор об Ариосто и Тассо. Тассо лично ответил Барди в "Рассуждении" (Феррара, 1595). Барди также был членом Академии делла Круска; он был принят 12 марта 1585 года и вскоре стал одним из ее советников, а 13 сентября 1588 года – архиконсулом.
У Барди было по крайней мере четыре сына: Филиппо, ставший епископом Кортоны; Козимо, ставший нунцием у папы Урбана VIII и архиепископом Флоренции; Альфонсо; и Пьетро, который обратился с письмом к Джованни Баттисте Дони в 1634 году относительно "Камераты" его отца и который четыре раза был архиконсулом Академии делла Круска. В письме к герцогу Модены от 24 февраля 1601 года Барди упомянул сына, брата Анольфо, который тогда уже восемнадцать лет был монахом. Другим сыном, возможно, был Джованни Барди, автор "Опытов с телами, плавающими в воде" (Рим, 1614), комментария к рассуждению Галилея о плавающих телах (Флоренция, 1612), обычно приписываемого Барди, о котором идет речь в этой статье; в нем автор утверждал, что был учеником Галилея.
Музыкальные сочинения
Литературные труды
Ноты сочинений Джованни де, графа Вернио Барди на сайте библиотеки IMSLP