Барбарино, Бартоломео
.... - 1640
Назад
Barbarino, Bartolomeo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бартоломео Барбарино, известный под прозвищем «Иль Пезарино», был итальянским композитором. Впервые он упоминается как альт в Санта-Каса в Лорето в 1593 и 1594 годах. С того времени и до 1602 года он состоял на службе у монсеньора Джулиано делла Ровере в Урбино, и, вероятно, в эти же годы он также служил герцогу Урбинскому, о чем он упомянул в посвящении своей книги мадригалов 1614 года. Он был органистом собора Пезаро – отсюда его прозвище – с 1602 по 1605 год, когда он стал музыкантом епископа Падуи. В период с 1608 по 1624 год он вел свободную карьеру в Венеции как певец, исполнитель на китарроне и композитор, часто выступая в качестве солиста или члена нанятой группы в капелле Сан-Марко и на празднествах в братстве Сан-Рокко. Между 1625 и 1639 годом о его местонахождении ничего не известно, но 30 мая 1639 года и 29 декабря 1640 года он получил платежи за выступление в качестве инструменталиста в Сан-Марко в Венеции, где его сын, Франческо Пезарин, недавно стал членом хора капеллы.
Барбарино был одним из первых композиторов-монодистов и одним из самых увлеченных, поскольку почти все, что он написал, как духовное, так и светское, предназначено для одного голоса и генерал-баса. Большинство из его примерно 120 светских монодий – это мадригалы; некоторые выразительно отвечают на более патетические типы текстов, другие включают в себя много более легкого, ариозного письма. Необычно, что он называл поэтов, которых он положил на музыку, и некоторые стихи он написал сам. В его сборнике 1617 года монодий столько же, сколько трехголосных мадригалов; многие из этих многоголосных мадригалов существуют в подобных же сольных версиях, сделанных композитором. Кроме того, Барбарино предложил в предисловии к сборнику 1617 года, чтобы каждый голос сопровождался своим собственным китарроне; с этой целью он предоставил отдельную партию континуо в каждой из партий. "Несчастный и печальный" ("Misero e mesto") – особенно хороший пример фрагментарной фактуры, используемой в трио, где три голоса соединяются только в каденциях; и очень свободное использование хроматической альтерации создает своевольное гармоническое чувство и внезапные модуляции. Некоторые канцонетты 1616 года также своевольны, хотя их мелодии, как и ожидалось, более запоминающиеся.
Первая книга сольных мотетов Барбарино содержит самые ранние сохранившиеся примеры священных монодий, исполнявшихся в литургическом контексте: согласно посвящению, композитор написал большую часть музыки в 1590-х годах и пел ее «на мессе, своим хриплым голосом». Включение многочисленных марианских мотетов, особенно четырех марианских антифонов, в его вторую книгу сольных мотетов предполагает важность этого сборника для его свободной карьеры в Венеции, городе, особенно известном своим почитанием Девы Марии. Он был так же озабочен, как и любой из последователей Джулио Каччини, качеством орнаментики, применяемой к монодической музыке, и в своей второй книге сольных мотетов он дал две версии вокальной партии, одну простую, одну орнаментированную, из которых можно многое почерпнуть о современном ему вкусе в украшении церковной музыки. В предисловии он объяснил, что некоторые певцы испытывали трудности с диминуциями в его первой книге мотетов и что упрощенные версии предназначены для них, а также являются основным контуром, который опытные певцы могли украшать по своему желанию. Орнаментированные версии, сказал он, были для тех, кто мог петь украшения, но не мог их импровизировать. Барбарино использовал украшения для усиления и разнообразия мелодического рисунка: он сохранял цветистую пассажную технику для размера 4/4, а покачивающиеся мелизмы и восхитительные гемиолы – для тройного размера. Помимо прекрасного использования секвенции для нагнетания кульминаций, некоторые из его мотетов демонстрируют более уверенное чувство тональности, чем многие из его светских песен.
Духовная музыка
Светская музыка
Ноты сочинений Бартоломео Барбарино на сайте библиотеки IMSLP