Банистер, Джон
ок.1624 - 1679

Назад

Джон Банистер (John Banister) - Английский скрипач и композитор

Родился около 1624 года, Лондоне – умер 3 октября 1679 года, Лондон. 

Он был участником ансамбля, который аккомпанировал опере Давенанта "Осада Родоса" (1656). Он присоединился к 24 скрипкам на Рождество 1660 года и 2 декабря 1661 года получил паспорт "для поездки во Францию по особым поручениям и возвращения со всей возможной экспедицией". По словам Энтони Вуда, он отправился "посмотреть и изучить французские сочинения". По возвращении он получил звание "английского Люлли". 18 апреля 1662 года ему было дано право выбрать 12 скрипачей для сопровождения короля в Портсмут на встречу с Екатериной Брагансской и в следующем месяце они были сформированы как "отборный оркестр" под его командованием, несомненно вдохновленным "Маленькими виолончелями" Люлли. Ему также дали место Дэвиса Мелла в качестве скрипача в "Частной музыке". Картина в монастыре Ностелл, недалеко от Уэйкфилда, кажется, показывает его вместе с другими участниками группы. Он был ведущим членом Музыкальной корпорации в 1663-1664 годах.

Видное придворное положение Банистера продлилось только до зимы 1666-1667. Луис Грабу сменил Николаса Ланье на посту мастера музыки весной 1666 года, быстро установив свою власть над 24 скрипками и избранным оркестром. 29 марта 1667 года 24 скрипки отправили "протест" против Банистера, перечислив случаи, восходящие к 1663 году, когда он присвоил их деньги. Банистера не признал своей вины, хотя кажется, что король проявил к нему недобрую волю из-за минутного неподчинения. Вуд писал, что "за некоторые дерзкие слова, сказанные Его Величеству (а именно: когда он попросил итальянские или французкие скрипки, Банистер ответил, что ему лучше иметь английские), его изгнали с его места ". Пепис записал в своем дневнике (20 февраля 1667 г.), что "Королевский виночерпий Банистер обезумел: король назначил француза руководителем какой-то части королевской музыки".

Банистер сохранил свое место в "24 скрипках", но все чаще обращался к продвижению публичных концертов. По словам Пеписа, он уже давал концерты в 1660 году в таверне "Митра" на Флит-стрит, хотя газетная реклама для них существует только с декабря 1672 года. Он перенес их из дома Джорджа в Уайтфрайарсе на Чандос-стрит в 1675 году, в Линкольнс-Инн-Филдс в 1676 году и в Эссекс-билдингз в 1678 году. Роджер Норт, описывая свои впечатления, отметил, что они были дешевыми и веселыми, проводились в "темной комнате в публичном доме" и давались "большинством местных музыкантов", хотя "Словарь музыки", или "Разговор инструментов" (Лондон, 1676 г.), показывает, что Банистер был в состоянии играть крупномасштабное полу-драматическое произведение с удивительным набором духовых, смычковых и щипковых инструментов, и что его концерты были лишь одним из аспектов деятельности школы для мальчиков, "Академии в Линкольнс-Инн-Филдс". По словам Норта, одной из достопримечательностей концертов Банистера была его игра на флажолетами "in consort", которую никогда не слышали ни до, ни после, если только ее не имитировала высокая манера игры на скрипке.

Предположительно, это Джон Банистер, вдовец в возрасте 46 лет из церкви Святой Маргариты в Вестминстере, который женился на вдове Мэри Вуд 14 января 1671 года. В 1677 году он числится мастером музыки принцессы Анны, а Генриетта Банистер получила этот пост в 1679 году, в год его смерти. 28 июля ему и его сыну Джону был выдан паспорт для выезда за границу, но он умер 3 октября и был похоронен в Вестминстерском аббатстве на следующий день.

Банистер написал большую часть консортной музыки в жанрах, связанных с 24 скрипками, хотя большая часть ее сохранилась только во фрагментах. Одна сюита, Музыка к Бату, была, по-видимому, написана для визита королевы в Бат в сентябре 1663 года, а другая, похоже, написана на придворной маске 1671 года. Большая часть его другой танцевальной музыки, вероятно, была написана для придворных балов или других развлечений. 24 скрипки также работали в лондонских театрах и Банистер написал самую раннюю из сохранившихся театральных сюит для пьесы Джона Драйдена и сэра Роберта Ховарда "Индийская королева" (1664 г.). Он написал музыку для "Приключений пяти часов" сэра Сэмюэля Тьюка (1663), " Помпеи" Кэтрин Филлипс (?1663), " Сэра Мартина Маралла" Драйдена (1667), " Бури" Давенанта-Драйдена (1667), " Человека" Давенанта (?1667), "Шелковичный сад" сэра Чарльза Седли (1668), "Королевская пастушка" Томаса Шедвелла (1669), "Возрождение" Бена Джонсона " Дьявол - осел" (?1669), "Принудительный брак Афры Бен" (1670) Драйдена, " Завоевание Гранады" (1670), " Джулиана" Джона Крауна (1671), "Мастер танцев для джентльменов" Уильяма Уичерли (1672), " Эпсом Уэллс" Шедвелла (1672) и " Цирцея Чарльза Давенанта" (1677). Он также написал музыку " Триумф красавицы в маске" (1676) Томаса Даффетта, поставленному Джеймсом Хартом и Джафери Банистером в школе для девочек в Челси.

Ноты сочинений Джона Банистера на сайте библиотеки IMSLP