Банистер (1), Джон
1624 - 1679

Назад

Banister (1), John

  • Дата рождения: 1624 или 1625 год
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 3 октября 1679 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Джон Банистер Старший был английским скрипачом, исполнителем на флажолете и композитором. Он был членом ансамбля, сопровождавшего оперу Дэвенана "Осада Родоса" в 1656 году. Он присоединился к оркестру "Двадцать четыре скрипки короля" на Рождество 1660 года, и ему был выдан паспорт 2 декабря 1661 года для поездки во Францию по особому делу и возвращения с максимальной скоростью. Согласно Энтони Вуду, он отправился, чтобы увидеть и изучить способ французских сочинений. По возвращении его продвигали как английского Люлли. 18 апреля 1662 года ему было дано право выбрать двенадцать скрипачей для сопровождения короля в Портсмут на встречу с Екатериной Брагансской, и в следующем месяце они были учреждены как "Избранный оркестр" под его командованием, без сомнения, вдохновленные "маленькими скрипками" Люлли. Он также получил место Дэвиса Мелла в качестве скрипача в Приватной музыке. Картина в Ностелл-Приори, по-видимому, изображает его с другими членами группы. Он был ведущим членом Корпорации музыкантов в 1663–1664 годах.

Выдающееся придворное положение Банистера длилось только до зимы 1666–1667 годов. Луис Грабу сменил Николаса Леньера на посту Мастера музыки весной 1666 года, быстро установив свою власть над "Двадцатью четырьмя скрипками" и "Избранным оркестром". 29 марта 1667 года "Двадцать четыре скрипки" подали протест против Банистера, перечисляя случаи, начиная с 1663 года, когда он присваивал деньги, причитавшиеся им. Без версии Банистера невозможно судить о деле, хотя кажется, что король питал к нему недоброжелательность за момент неподчинения. Вуд писал, что за некоторые дерзкие слова, сказанные Его Величеству, а именно, когда он потребовал итальянские или французские скрипки, он ответил, что лучше иметь английские, он был лишен своего места. Пепис записал в своем дневнике 20 февраля 1667 года, что королевский скрипач Баннистер в ярости, что у короля появился француз, ставший главой части королевской музыки.

Банистер сохранил свое место в "Двадцати четырех скрипках", но все больше переключался на организацию публичных концертов. Согласно Пепису, он уже давал концерты в 1660 году в таверне "Митра" на Флит-стрит, хотя газетные объявления о них существуют только с декабря 1672 года. Он перенес их из таверны "Джордж" в Уайтфрайарсе на Чандос-стрит в 1675 году, в Линкольнс-Инн-Филдс в 1676 году и в Эссекс-Билдингс в 1678 году. Роджер Норт создал впечатление, что они были дешевыми и веселыми, проводились в темной комнате в публичном доме и давались большинством второсортных исполнителей в городе, хотя текст "Музыка, или Переговоры инструментов" 1676 года показывает, что Банистер был способен поставить крупномасштабное полу-драматическое произведение с удивительным набором духовых, смычковых и щипковых инструментов, и что его концерты были лишь одним аспектом деятельности школы для мальчиков "Академия в Линкольнс-Инн-Филдс". Согласно Норту, одной из привлекательных сторон концертов Банистера была его игра на флажолете в ансамбле, которую никогда не слышали ни до, ни после, если не считать подражания высокой манере игры на скрипке.

Он, предположительно, является тем Джоном Банистером, вдовцом 46 лет из прихода Святой Маргариты, Вестминстер, который женился на вдове Мэри Вуд 14 января 1671 года. Он указан в 1677 году как учитель музыки принцессы Анны, и Генриетта Банистер получила эту должность в 1679 году, в год его смерти. Ему и его сыну Джону был выдан паспорт для поездки за границу 28 июля, но он умер 3 октября и был похоронен в Вестминстерском аббатстве на следующий день.

Творчество

Джон Банистер Старший был ключевой фигурой в английской музыкальной жизни эпохи Реставрации. Его карьера иллюстрирует переход от исключительно придворной службы к предпринимательской деятельности, такой как организация публичных концертов — новшество для того времени. Как скрипач и руководитель "Избранного оркестра", он способствовал популяризации французского стиля при английском дворе. Его композиторское наследие включает многочисленные сюиты и танцы для струнного ансамбля, типичные для репертуара "Двадцати четырех скрипок короля", а также музыку для театральных постановок ведущих драматургов эпохи, включая Джона Драйдена и Афру Бен. Его театральная сюита к пьесе "Индейская королева" является старейшей из сохранившихся. Несмотря на критику современников относительно его контрапунктического мастерства, его музыка ценилась за театральность и живой стиль. Его новаторские публичные концерты, несмотря на их скромную обстановку, заложили основу для будущего развития публичной музыкальной жизни в Англии.

Произведения

Инструментальная музыка

  • Сюиты для консорта, танцы и граунды, опубликованные в сборниках 1662, 1677 и 1678 годов.
  • Сюита "Музыка в Бате" ("Music in Bath"), предположительно написанная для визита королевы в Бат в сентябре 1663 года.
  • Сюита для пьесы "Индейская королева" ("The Indian Queen") (1664)
  • Произведения в сборнике "Скрипка с дивизиями" ("The Division Violin") (1684)

Вокальная музыка

  • Тридцать песен, опубликованных в различных сборниках с 1667 по 1688 год, включая "Песни Ариэля в пьесе под названием Буря" ("Ariel's Songs in the Play called The Tempest") (1675)

Музыка для театра

  • Музыка для многочисленных пьес, включая:
  • "Приключения пяти часов" ("The Adventures of Five Hours") Сэмюэля Тьюка (1663)
  • "Помпей" ("Pompey") Катарины Филлипс
  • "Сэр Мартин Мар-олл" ("Sir Martin Mar-all") Джона Драйдена (1667)
  • "Буря" ("The Tempest") в версии Уильяма Дэвенана и Джона Драйдена (1667)
  • "Человек — хозяин" ("Man's the Master") Уильяма Дэвенана (1668)
  • "Шелковичный сад" ("The Mulberry-Garden") Чарльза Седли (1668)
  • "Королевская пастушка" ("The Royal Shepherdess") Томаса Шедуэлла (1669)
  • "Дьявол — осел" ("The Devil is an Ass") Бена Джонсона (возобновление)
  • "Вынужденный брак" ("The Forced Marriage") Афры Бен (1670)
  • "Завоевание Гранады" ("The Conquest of Granada") Джона Драйдена (часть первой, 1670)
  • "Юлиана" ("Juliana") Джона Кроуна (1671)
  • "Учитель танцев" ("The Dancing Master") Уильяма Уичерли (1672)
  • "Эпсом-Уэллс" ("Epsom-Wells") Томаса Шедуэлла (1672)
  • "Цирцея" ("Circe") Чарльза Дэвенана (1677)
  • Музыка для маски "Триумф красоты" ("The Triumph of Beauty") Томаса Даффетта (1676)

Ноты сочинений Джона Банистера (1) на сайте библиотеки IMSLP