Банчьери (Банкьери), Адриано
1568 - 1634

Назад

Адриано Банчьери (Банкьери) (Adriano Banchieri) - Итальянский композитор, органист, теоретик и писатель

Родился 3 сентября 1568 года, Болонья - умер в 1634 году, Болонья. 

Он был одной из самых разносторонних фигур в итальянской музыке своего времени и представляет особый интерес как теоретик.

В 1587 году Банчьери вступил в Оливетанский орден бенедиктинских монахов, официально став послушником и получив имя Адриано в 1589 году. Он завершил свои торжественные обеты в 1590 году. Банчьери был учеником Джозеффо Гуами, под руководством которого он, безусловно, развил большую часть своего мастерства органиста и композитора. В первые годы своего монашества он работал в различных домах своего ордена: в 1592 году он был в монастыре Святого Бартоломео э Понциано в Лукке, в 1593 году в Святого Бенедетто в Сиене. В 1594 году он вернулся в окрестности Болоньи в монастырь Святого Микеле в Боско, где в 1596 г. он взял на себя обязанности органиста. С 1600 по 1604 год он был органистом Церкви Святой Марии в Реголе в Имоле. В 1604 году его отправили в монастырь Святого Пьетро в Губбио, где он встретился с Джироламо Дирутой и услышал один из величайших органов Италии, построенный Кемаром Винченцо. В 1605 году он был в церкви Святой Елены в Венеции, и в 1606 году – Санта Мария ин Органо в Вероне. Он освятил новый орган в аббатстве Монте Оливето Маджоре, материнском доме Оливетанского ордена, в 1607 году. Он был в Милане в монастыре Сан-Витторе в 1610 году во время празднования канонизации Сан-Карло Борромео. В 1609 году он вернулся в Сан-Микеле в Боско, где оставался до самой своей смерти.

В 1615 году он помог основать Академию деи Флориди, первое подобное общество в Болонье; его имя в нем было "Il Dissonante". Академия, которую Монтеверди посетил в 1620 году, проходила в С. Микеле в Боско и была непосредственным предшественником Академии деи Филомузи. Банчьери получил почетный титул Абате Бенемерито в 1618 году. Из-за плохого состояния здоровья он переехал в монастырь Сан-Бернардо в Болонье в 1634 году и в том же году умер там от апоплексического удара.

Духовная музыка Банчьери включает псалмы для богослужений (особенно вечерни), мессы и песнопения. Псалмы по-разному написаны в относительно традиционных полифонических стилях и в более современной концертато-манере. Все его 12 сохранившихся месс свидетельствуют о приверженности принципам Совета Трента. Тексты четко представлены с довольно простым контрапунктом и большим количеством аккордов. В музыкальном плане они демонстрируют почти все стили композиции, использовавшиеся в начале 17 века. В формальных разделах Обычного текста есть некоторые различия между массами, причем наибольшее разнообразие проявляется в Кредо; все массы, кроме трех, заменяют Бенедиктус мотетом. Другие опубликованные песнопения Банчьери появляются не только под этим названием, но и на титульных листах более поздних томов, в частности, как "концерты", "пенсьери" и "диалоги". Они включают полифонические произведения для двух хоров из четырех частей (Концерты церковные, 1595 г., включая одно из самых ранних выступлений отдельной инструментальной партии баса), дуэты с континуо (диалоги, концерты, симфония, е канцоны) и монодические произведения (Терцо либро ди нуови пенсиери церковные, 1613 г.). В их состав входят также произведения для двух четырехчастных хоров (Концерты церковные, 1595 г., в том числе одно из самых ранних исполнений отдельной инструментальной партии баса). Органные мессы и другие литургические и нелитургические произведения для органа встречаются в различных изданиях " L'organo suonarino" (1605).

Хотя есть свидетельства того, что некоторые ранние произведения утеряны, Банчьери признал в своем собственном подсчете своих работ только 12 сохранившихся светских томов. Похоже, он сам написал большую часть текстов и в некоторой степени использовал в них диалект. Эти тома включают шесть сборников канцонетт для трех голосов, каждая из которых содержит около 20 текстуально связанных пьес, в которых часто используются сюжеты комедии дель арте. Среди них его самая известная, широко исполняемая и часто публикуемая работа " Старческая Ла Пазция" (1598), основанная на любовных приключениях персонажа комедии дель арте Панталуна. Это мадригальная комедия в традиции Векки, и две другие трехголосные книги относятся к этому жанру, Il metamorfosi musicale (1601) и Пруденца джовениле (1607) (во втором издании она называется Савьецца джовениле): см. Также Мадригальную комедию. Остальные шесть книг, которые включают в себя сопоставимые развлекательные произведения, в основном рассчитаны на пять голосов (хотя в них есть несколько для меньших сил).; отдельные произведения в более ранних сборниках называются мадригалами. Последние три книги включают континуо: музыка становится менее полифонической, поскольку группы из менее чем пяти голосов используются в сочетании с басом, который играет индивидуальную роль и сам по себе отображает мелодические характеристики. Подзаголовки этих последних трех книг дают некоторое представление об изменении характера музыки; а также вокальные произведения Il virtuoso ritrovo academico (1626) содержат канцоны специально для скрипок. Предметом этих 12 сборников, особенно для пяти голосов, также являются пасторальные истории греческой мифологии (мюзикл "Забайоне", 1604) и представление единой идеи (в " Вивецце ди флора и Примавера", 1622, каждый мадригал дополняет общую идею пробуждения природы весной). Банчьери также был пионером в написании канцон и фантазий для инструментального ансамбля, которые, очевидно, являются оригинальными произведениями для медиума, а не аранжировками вокальных произведений.

Сочинения Банчьери о музыке касаются почти исключительно композиционной и исполнительской практики; заключение является исключительным в том смысле, что оно содержит расширенные отрывки теоретических рассуждений. Это также единственный текст, который полностью охватывает 12- или даже 14-режимные системы Глариана и Царлино; в других его работах, в частности в "Органо суонарино", обсуждается традиционная и более практичная 8-режимная система. В Cartella musicale (1614) Банчьери объединил 8 тонов псалма и 12 ладов в систему из 8 "тональных ключей псалма", которая была широко принята в теории и композициях 17-го века (см. Режим, §III, 5 (ii)). В " Органо суонарино" он описал исполнение басовых фигур, дал инструкции по сопровождению литургического песнопения и предоставил басовые партии для многих песнопений: во втором издании он дал конкретные органные записи. Он был одним из первых, кто расширил систему сольмизации с гексахорда, добавив переменные седьмой ступени ba (B ) и bi (B ). Этот процесс описан в Cartella musicale, большом и интересном произведении в нескольких частях, каждая из которых, очевидно, была опубликована отдельно, с отдельными титульными листами. В работе также приводятся описания метрического ритма, подразумеваемого линией перекладины, и современного галстука (legatura Moderna): примеры галстуков можно найти в Terzo libro di nuovi pensieri ecclesiastici. Краткая таблица вокальных украшений также представлена в Cartella musicale. Банчьери был одним из первых композиторов, использовавших динамические знаки; примером может служить концерт Ego dormio в Terzo libro di nuovi pensieri ecclesiastici.

Банчьери также много писал за пределами музыки, в том числе несколько популярных произведений, которые часто переиздавались и переводились. Его самая ранняя такая работа "Благородство асино", написанная под псевдонимом Аттабалиппа дал Перу, появилась на английском языке под названием "Благородство задницы" (Лондон, 1595 г.) через три года после того, как она впервые появилась в Италии. Его обычным псевдонимом был Камилло Скалигери далла Фратта, под которым фигурировали все его другие литературные произведения, не названные его собственным именем. Он написал несколько книг по диалектам, найденным в окрестностях Болоньи, а также отредактировал и перепечатал книгу Джованни Занти об архитектуре Болоньи.

Ноты сочинений Адриано Банчьери (Банкьери) на сайте библиотеки IMSLP