Банкьери, Адриано
1568 - 1634

Назад

Banchieri, Adriano

  • Дата рождения: 3 сентября 1568 года
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 1634 год
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Адриано Банкьери был итальянским композитором, органистом, теоретиком и писателем. Он стал одним из самых разносторонних деятелей итальянской музыки своего времени и представляет особый интерес как теоретик. Он вступил в оливетанский орден бенедиктинских монахов в 1587 году, официально став послушником и получив имя Адриано в 1589 году; свои торжественные обеты он принес в 1590 году. Он был учеником Джозеффо Гуами, у которого, несомненно, развил большую часть своего мастерства органиста и композитора. В свои первые годы монашества он работал в различных монастырях своего ордена: в 1592 году он был в монастыре Святых Варфоломея и Понциана в Лукке, в 1593 году — в Сан-Бенедетто в Сиене; в 1594 году он вернулся в окрестности Болоньи в монастырь Сан-Микеле-ин-Боско, где в 1596 году взял на себя обязанности органиста. С 1600 по 1604 год он был органистом Санта-Мария-ин-Регола в Имоле. В 1604 году он был отправлен в монастырь Сан-Пьетро в Губбио, где встретил Джироламо Дируту и услышал один из великих органов Италии, который он описал в своих «Заключениях о звучании органа» (1609). В 1605 году он был в Сант-Элена в Венеции, а в 1606 году — в Санта-Мария-ин-Органо в Вероне. Он освятил новый орган в аббатстве Монте-Оливето-Маджоре, главном монастыре оливетанского ордена, в 1607 году. Он был в Милане в монастыре Сан-Витторе в 1610 году во время празднования канонизации Сан-Карло Борромео. В 1609 году он вернулся в Сан-Микеле-ин-Боско, где оставался вплоть до своей смерти.

В 1615 году он помог основать Академию Флориди, первое такое общество в Болонье; его имя в ней было «Диссонанте». Академия, которую Клаудио Монтеверди посетил в 1620 году, собиралась в Сан-Микеле-ин-Боско и была непосредственной предшественницей Академии Филомузи. Банкьери получил почетное звание Аббата Бенемерито в 1618 году. Из-за плохого состояния здоровья он переехал в монастырь Сан-Бернардо в Болонье в 1634 году и в том же году скончался там от апоплексического удара.

Творчество

Духовная музыка Банкьери включает псалмы для служб (особенно вечерни), мессы и мотеты. Псалмы написаны в различных стилях: от относительно традиционной полифонии до более современного концертного стиля. Его двенадцать сохранившихся месс демонстрируют приверженность принципам Тридентского собора. Тексты изложены ясно, с довольно простым контрапунктом и большим количеством аккордовых эпизодов. В музыкальном плане они демонстрируют почти все стили композиции, использовавшиеся в начале XVII века. Существуют некоторые различия в формальном делении текста ординария, с наибольшим разнообразием в "Верую"; во всех, кроме трех месс, "Славословие" заменено мотетом. Другие опубликованные мотеты Банкьери фигурируют не только под этим обозначением, но и на титульных листах более поздних томов, в частности, как "концерты", "размышления" и "диалоги". Они включают полифонические пьесы для двух четырехголосных хоров ("Церковные концерты", 1595, включая одно из самых ранних появлений отдельной инструментальной басовой партии), дуэты с генерал-басом ("Диалоги, концерты, симфонии и канцоны") и монодические пьесы ("Третья книга новых духовных размышлений", 1613). Органные мессы и другие литургические и нелитургические произведения для органа содержатся в различных изданиях "Руководства по игре на органе" (1605).

Хотя есть свидетельства того, что некоторые ранние произведения утеряны, Банкьери в своей собственной нумерации признавал только двенадцать сохранившихся светских сборников. Похоже, что большинство текстов он написал сам и в некоторых из них использовал диалект. Эти сборники включают шесть книг канцонетт для трех голосов, каждая из которых содержит около двадцати текстуально связанных пьес, часто использующих сюжеты комедии дель арте. Среди них — его самое известное, широко исполняемое и часто публикуемое произведение "Старческое безумие" (1598), основанное на любовных приключениях персонажа комедии дель арте Панталоне. Это мадригальная комедия в традиции Векки, и еще два трехголосных сборника принадлежат к этому жанру: "Музыкальная метаморфоза" (1601) и "Юношеская благоразумность" (1607). Остальные шесть книг, включающие сопоставимые развлекательные произведения, в основном написаны для пяти голосов (хотя они содержат несколько произведений для меньшего состава); отдельные пьесы в более ранних сборниках называются мадригалами. Последние три книги включают партию генерал-баса: музыка становится менее полифонической, поскольку группы менее чем из пяти голосов используются в сочетании с басом, который принимает на себя самостоятельную роль и демонстрирует собственные мелодические характеристики. Подзаголовки этих последних трех книг дают некоторое представление об изменяющемся характере музыки; наряду с вокальными пьесами "Добродетельное академическое собрание" (1626) содержит канцоны, специально написанные для скрипок. Тематика этих двенадцати сборников, особенно для пяти голосов, также включает пасторальные сюжеты греческой мифологии ("Музыкальный забайоне", 1604) и представление единой идеи (в "Жизнерадостность Флоры и весны", 1622, каждый мадригал добавляет к общей идее пробуждения природы весной). Банкьери также был пионером в сочинении канцон и фантазий для инструментального ансамбля, которые, очевидно, являются оригинальными произведениями для этого состава, а не аранжировками вокальных пьес.

Писания Банкьери о музыке касаются почти исключительно композиционной и исполнительской практики; "Заключения" являются исключением, поскольку содержат пространные отрывки теоретических размышлений. Это также единственный текст, который полностью принимает двенадцати- или даже четырнадцатиладовую систему Глареана и Царлино; его другие сочинения, notably "Руководство по игре на органе", обсуждают традиционную и более практичную восьмиладовую систему. В "Картелле музыкале" (1614) Банкьери объединил восемь псалмовых тонов и двенадцать ладов в систему из восьми "псалмовых тональностей", которая была широко принята в теории и композиции XVII века. В "Руководстве по игре на органе" он описал реализацию цифрованного баса, дал инструкции по сопровождению литургического песнопения и предоставил басовые партии для многих песнопений: во втором издании он дал конкретные регистровки для органа. Он был одним из первых, кто расширил систему сольмизации с гексахорда, добавив переменную седьмую ступень "ба" (си-бемоль) и "би" (си-бекар). Этот процесс изложен в "Картелле музыкале", большом и интересном труде, состоящем из нескольких частей, каждая из которых, по-видимому, публиковалась отдельно, с отдельными титульными листами. Труд также включает описания метрической доли, подразумеваемой тактовой чертой, и современной лиги: примеры лиг встречаются в "Третьей книге новых духовных размышлений". В "Картелле музыкале" также приведена краткая таблица вокальных украшений. Банкьери был одним из первых композиторов, использовавших динамические обозначения; пример находится в концерте "Ego dormio" в "Третьей книге новых духовных размышлений".

Банкьери также много писал вне музыки, включая несколько популярных работ, которые часто переиздавались и переводились. Его самое раннее такое произведение, "Благородство осла", написанное под псевдонимом Аттабалиппа даль Перу, появилось на английском языке как "The Nobility of the Ass" (Лондон, 1595) через три года после его первого появления в Италии. Его обычным псевдонимом был Камилло Скалиджери далла Фратта, под которым появились все его другие литературные произведения, не идентифицированные его собственным именем. Он написал несколько книг о диалектах, распространенных в окрестностях Болоньи, и отредактировал и переиздал книгу Джованни Дзанти об архитектуре Болоньи.

Произведения

Духовная музыка (публиковались в Венеции, если не указано иное)

  • "Церковные концерты" ("Concerti ecclesiastici") для 8 голосов, бассо континуо (орган) (1595)
  • "Псалмы... Вечерни всех праздников и торжеств года, и в конце 2 песни Пресвятой Девы Марии" ("Salmi … i Vespri di tutte le feste, e solennità dell’anno, e nel fine 2 cantici della BVM") для 5 голосов (1598)
  • "Торжественная месса, содержащая различные концерты для входа, градуала, оффертория, возношения и причастия, и в конце гимн славнейшим святым Амвросию и Августину... Книга III" ("Messa solenne, dentrovi variati concerti all’introito, graduale, offertorio, levatione e comunione, et nel fine l’hinno degli gloriosissimi SS Ambrogio et Agostino … libro III") для 8 голосов (1599)
  • "Церковные симфонии, называемые канцонами во французской манере, для игры и пения" ("Eclesiastiche sinfonie, dette canzoni in aria francese, per sonare, et cantare") для 4 голосов, бассо континуо (орган), соч. 16 (1607)
  • "Гармонические близнецы... часть 21" ("Gemelli armonici … parto 21") для 2 голосов, бассо континуо (орган) (1609, расширенное, переработанное 2-е изд. 1622)
  • "Ожерелье из музыкальных жемчужин, современно сотканное для королевской невесты, изображенной в Песни Песней" ("Vezzo di perle musicali modernamente conteste alla regia sposa effigiata nella sacra cantica") для 1–2 голосов/инструментов, бассо континуо (орган), соч. 23 (1610)
  • "Вторая книга новых духовных размышлений" ("Secondo libro di nuovi pensieri ecclesiastici") для 2 голосов/инструментов (Милан, 1611), утеряна
  • "Третья книга новых духовных размышлений" ("Terzo libro di nuovi pensieri ecclesiastici") для 1–2 голосов, бассо континуо (клавесин/теорба/арпичиттароне/орган), соч. 35 (Болонья, 1613)
  • "Псалмы для исполнения в широком такте, и в конце 3 различных гармонии на Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Salmi da recitarsi à battuta larga, et nel fine 3 variate armonie sopra il Magnificat") для 4 голосов, бассо континуо (орган), соч. 33 (1613)
  • "Два рипьена в музыкальном одобрении" ("Due ripieni in applauso musicale") для 8 голосов/инструментов, бассо континуо (орган) (Болонья, 1614)
  • "Священная гармония" ("Sacra armonia") для 4 голосов, бассо континуо (орган), соч. 41 (1619)
  • "Первая книга месс и мотетов" ("Primo libro delle messe e motetti") для 3 голосов, бассо континуо (орган) (1620) [включает инструментальные пьесы]
  • "Диалоги, концерты, симфонии и канцоны" ("Dialoghi, concerti, sinfonie, e canzoni") для 2 голосов, бассо континуо (орган), соч. 48 (1625, расширенное 2-е изд. 1629)
  • Другие духовные произведения в сборниках 1616, 1617, 1620, 1622, 1623, 1624, 1626, 1627, 1628 годов.

Светская музыка

  • "Канцонетты, вновь сочиненные под различными каприччи... Первый час отдыха" ("Canzonette, novamente, sotto diversi capricci, composte … Hora prima di recreatione") для 3 голосов (Венеция, 1597)
  • "Старческое безумие: приятные и восхитительные рассуждения... Книга II" ("La pazzia senile: ragionamenti vaghi, et dilettevoli … libro II") для 3 голосов (Венеция, 1598, перераб. 2-е изд. 1599)
  • "Приятное изучение... с приятными сюжетами и забавными интермедиями, расцветшими из Амфипарнасо... Органо Векки" ("Il studio dilettevole … con vaghi argomenti e spassevoli intermedii fioriti dal Amfiparnasso … del Horatio Vechi") для 3 голосов (Милан, 1600) [название взято из 2-го изд. 1603]
  • "Музыкальная метаморфоза: 4-я книга канцонетт... с забавными развлечениями, разделенная на эпилоги и приятные беседы" ("Il metamorfosi musicale: 4° libro delle canzonette … con spassevoli trattenimenti, diviso in epilogati, e vaghi discorsi") для 3 голосов (Венеция, 1601, перераб. 2-е изд. 1606)
  • "Музыкальный забайоне: изобретение в лесном духе, и 1-я книга мадригалов" ("Il zabaione musicale: inventione boscareccia, et 1° libro di madrigali") для 5 голосов (Милан, 1604)
  • "Лодка из Венеции в Падую... Книга II мадригалов" ("Barca di Venetia per Padova … libro II de madrigali") для 5 голосов, соч. 12 (Венеция, 1605, перераб. 2-е изд. 1623 с бассо континуо (спинет/гитара) по желанию)
  • "Добродетельное собрание синьоров и дам... новая комедия под названием Юношеская благоразумность, 5-я книга терцетов" ("Virtuoso ridotto tra signori, e dame … una nuova comedia detta Prudenza giovenile, 5° libro degli terzetti"), соч. 15 (Милан, 1607, перераб. 2-е изд. 1628 как "Юношеская мудрость" ("Saviezza giovenile"), для 3 голосов, бассо континуо (спинет), соч. 1)
  • "Праздник в вечер жирного четверга перед ужином, начало 3-й мадригальной книги" ("Festino nella sera del giovedi grasso avanti cena, genio al 3° libro madrigalesco") для 5 голосов, соч. 18 (Венеция, 1608)
  • "Тирси, Фили и Клори... 6-я и последняя книга канцонетт" ("Tirsi, Fili e Clori … il 6°, et ultimo libro delle canzonette") для 3 голосов (Венеция, 1614)
  • "Жизнерадостность Флоры и весны" ("Vivezze di flora e primavera") для 5 голосов, бассо континуо (спинет/гитара), соч. 44 (Венеция, 1622)
  • "Добродетельное академическое собрание..." ("Il virtuoso ritrovo academico …") для 1–5 голосов/инструментов, бассо континуо, соч. 49 (Венеция, 1626) [включает канцоны для 2 скрипок]
  • "Загородные развлечения..." ("Trattenimenti da villa …") до 5 голосов, бассо континуо (гитара) (Венеция, 1630)
  • Произведения в сборниках 1607, 1609, 1615 годов; 3 произведения для 4 голосов в "La nobilissima anzi asinissima compagnia" (Виченца, 1597); 4 произведения для 4 голосов в "Il donativo di 4 asinissimi personaggi, et insieme 6 servitori d’essi" (Милан, 1598); 1 произведение для 6 голосов в "La nobiltà dell'asino" (Венеция, 3-е изд. 1599)

Инструментальная музыка

  • "Канцоны во французской манере, на 4... в конце битва на 8 [голосов] и 2 концерта, сделанные на Lieto godea... Книга II" ("Canzoni alla francese, a 4 … in fine una battaglia, 8[vv] e 2 concerti fatti sopra Lieto godea … libro II") (Венеция, 1596)
  • "[21] Фантазии, или Канцоны во французской манере, на 4, бассо континуо (орган, другие инструменты)" ("[21] Fantasie, overo Canzoni alla francese, a 4, bc (org, other insts)") (Венеция, 1603); включают некоторые произведения из "Canzoni" (1596)
  • "Современная гармония канцон во французской манере, на 1-2, бассо континуо (орган/клавесин), с добавлением в конце 2 фантазий на 4, и одного Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") на 4 голоса" ("Moderna armonia di canzoni alla francese, a 1–2, bc (org/hpd), con l’aggiunta in fine di 2 fantasie, a 4, et uno Magnificat, 4vv"), соч. 26 (Венеция, 1612)
  • Другие вокальные и инструментальные произведения в архивах Вены, Брюсселя, Берлина, Лондона, Италии, Польши.

Теоретические труды (только о музыке)

  • "Картелла, или Полезнейшие правила для тех, кто желает научиться фигуральному пению... разделенные на 2 части" ("Cartella, overo Regole utilissime à quelli che desiderano imparare il canto figurato … divise in 2 parti") (Венеция, 1601; перераб. 2-е изд. 1610; перераб. 3-е изд. 1614 как "Cartella musicale"; перераб. 4-е изд. 1615 как "La cartellina musicale", соч. 35; перераб. 5-е изд. 1623 как "La banchierina, overo Cartella picciola del canto figurato") [различные подразделения одного или нескольких изданий]
  • "Руководство по игре на органе" ("L’organo suonarino"), соч. 13 (Венеция, 1605; перераб. 2-е изд. 1611 как соч. 25; перераб. 3-е изд. 1622 как соч. 43) [содержит музыкальные примеры]
  • "Заключения о звучании органа" ("Conclusioni nel suono dell’organo"), соч. 20 (Болонья, 1609, 2-е изд. 1626 как "Armoniche conclusioni nel suono dell'organo")
  • "Рука, и надежные документы, произведенные серьезными авторами, и церковные песнопения" ("La mano, et documenti sicuri prodotti d’autori gravi, et cantici ecclesiastici"), соч. 25 (Милан, 1611)
  • "Картеллина григорианского песнопения" ("Cartellina del canto fermo gregoriano") (Болонья, 1614)
  • "Полезный плод для... священников для подготовки к совершению частной и певческой святой мессы" ("Frutto salutifero alli … sacerdoti per prepararsi alla celebratione della SS messa privata e cantata") (Болонья, 1614)
  • "Первая часть первой книги монастырского руководства по григорианскому песнопению для особого использования оливетанской конгрегации" ("Prima parte del primo libro al direttorio monastico di canto fermo per uso particolare della congregatione olivetana") (Болонья, 1615, частичное переизд. 1616 как "Progressi, politici, e christiani")
  • "Полезный певчик для новичков и светских и регулярных клириков, начинающих григорианское пение" ("Cantorino utile a novizzi, e cherici secolari, e regolari, principianti del canto fermo") (Болонья, 1622)
  • "Начинающий ребенок, который... учится сольфеджировать ноты и мутации, и слова solo" ("Il principiante fanciullo, che … impara solfizare note e mutationi, e parole solo"), для 2 голосов, соч. 46 (Венеция, 1625) [включает музыкальные примеры]
  • "Музыкальная свирель... представленная 14 ноября 1625 года в добродетельном собрании" ("La sampogna musicale … rappresentata sotto il di 14 novembre 1625 nel virtuoso ridotto") (Венеция, 1625) [включает музыкальные примеры]
  • "Заключения о музыке, модулируемой на органе" ("Conclusiones de musica in organo modulanda") (Болонья, 1627)
  • "Письма о гармонии" ("Lettere armoniche") (Болонья, 1628, 2-е изд. 1630 как "Lettere scrite a diversi patroni ed amici")

Ноты сочинений Адриано Банкьери на сайте библиотеки IMSLP