Бан, Йоан Альберт
1597 - 1644

Назад

Ban, Joan Albert

  • Дата рождения: 1597 или 1598 год
  • Место рождения: Харлем, Нидерланды
  • Дата смерти: 27 июля 1644 года
  • Место смерти: Харлем, Нидерланды

Биография

Йоан Альберт Бан был нидерландским теоретиком и композитором. Он происходил из патрицианской семьи, принял сан священника в Харлеме и стал каноником в 1628 году. Как музыкант, он был полностью самоучкой. Он изучал теоретические труды от Пифагора до Царлино и, будучи неудовлетворенным, обратился за помощью к своим выдающимся современникам, среди которых были Константейн Хёйгенс, Марен Мерсенн, Дж.Б. Дони и Рене Декарт. Хотя много внимания уделялось состязанию в сочинении песен между Баном и Антуаном Буассэ, устроенному Мерсенном в 1640 году, в котором заранее предполагалось, что победит Буассэ, Бан не был расстроен своим поражением. Во многих своих письмах он заявлял, что музыкой необходимо заниматься в соответствии со строгими и доказуемыми правилами, а не оставлять ее на произвол индивидуального вкуса: она не должна маскировать естественное произнесение текста, а, скорее, усиливать его. В этом свете его похвала и знакомство с современной итальянской музыкой не удивительны; но для его "монодического подхода" типично то, что, хотя он и осознавал полезность модуляции, он не признавал ни музыкальной ценности, ни выразительной силы диссонанса. Бан потратил 20 лет на разработку своей системы "потрясающего душу пения", в которой текст выражался музыкально с помощью определенных интервалов, гармоний и ритмов. Практическое применение этих теорий находится в десяти трехголосных песнях его сборника "Цветник пения" (Амстердам, 1642). Он не завершил свой теоретический трактат "Наставление о пении", хотя приложил его краткое изложение к "Цветнику пения" и выпустил более развитую версию ("Краткое наставление о пении") год спустя. Бан также интересовался проблемой музыкального строя: он даже зашел так далеко, что опубликовал диаграмму 18-нотной клавиатуры Мерсенна, назвав ее своим "совершенным клавиром". Однако ни эта клавиатура, с ее адаптацией символов Мерсенна для различных дополнительных диезов и бемолей, ни его попытка создать полностью нидерландскую музыкальную терминологию не были приняты его современниками.

Творчество

Йоан Альберт Бан является уникальной фигурой в нидерландской музыке XVII века, более известной как теоретик-новатор, чем как практикующий композитор. Будучи самоучкой и священником, он разработал собственную, глубоко оригинальную и в чем-то эксцентричную теоретическую систему, направленную на создание "потрясающей душу" музыки, полностью подчиненной выразительности текста. Его переписка с ведущими интеллектуалами Европы показывает его вовлеченность в научные и эстетические дискуссии эпохи. Его сочинения демонстрируют рационалистический подход, стремление к строгой регламентации музыкальных средств и неприятие диссонанса, что контрастировало с современной ему практикой. Его эксперименты с музыкальным строем и терминологией, хотя и не нашедшие отклика, свидетельствуют о пытливом уме. Его скромное композиторское наследие служит иллюстрацией к его теориям, ставя во главу угла ясность декламации и подчинение музыки слову.

Произведения

Музыкальные сочинения:

  • "Цветник пения" ("Zangh-bloemzel") - десять трехголосных песен (Амстердам, 1642)

Теоретические труды:

  • "Послание-рассуждение Йоана Альберта Бана о природе, происхождении и развитии музыки" ("Joannis Alberti Banni dissertatio epistolica de musicae natura, origine, progressu") (Лейден, 1637)
  • "Краткое толкование пения" ("Cort beduydsel vant zingen") (рукопись, 1642)
  • "Краткое наставление о пении Йоана Альберта Бана... к его потрясающим душу песням" ("Kort sangh-bericht van Ioan Albert Ban … op zyne ziel-roerende zangen") (Амстердам, 1643)
  • "Наставление о пении" ("Zangh-bericht") - незавершенный, утерян
  • Письма и теоретические фрагменты (опубликованы в переписке Дони, Хофта, Хёйгенса и Мерсенна)

Ноты сочинений Йоана Альберта Бана на сайте библиотеки IMSLP