Бан, Джоан Альберт
1597 или 1598 - 1644
Назад
Джоан Альберт Бан (Joan Albert Ban) - Голландский теоретик и композитор
Родился в 1597 или 1598 году, Харлем - умер 27 июля 1644 года, Харлем.
Он происходил из патрицианской семьи, принял сан священника в Харлеме и стал каноником в 1628 году. Как музыкант, он был полностью самообразован. Он изучил теоретические труды от Пифагора до Зарлино и, оставшись неудовлетворенным, обратился за помощью к своим выдающимся современникам – среди них Константину Гюйгенсу, Мерсенну, Г.Б. Дони и Декарту. Хотя много говорится о конкурсе авторов песен между Баном и Антуаном Боэссе, организованном Мерсенном в 1640 году, в котором победа Боэссе была предрешена заранее, на Бана это поражение никак не повлияло (см. Уокер). Во многих своих письмах он заявлял, что музыка должна исполняться в соответствии со строгими и очевидными правилами, а не предоставляться индивидуальному вкусу: она не должна скрывать естественность изложения текста, а, скорее, усиливать его. В этом свете его похвала современной итальянской музыке и знакомство с ней не являются чем-то примечательным; но для его "монодического подхода" характерно то, что, хотя он и осознавал полезность модуляции, он не признавал ни музыкальной ценности, ни выразительной силы диссонанса. Бан потратил 20 лет на разработку своей системы musica flexanima ("zielroerende zang" - "пение, трогающее душу"), в которой текст был выражен музыкально с помощью определенных интервалов, гармоник и ритмов. Практическое применение этих теорий можно найти в десяти трехчастных песнях его "Zangh-bloemzel" (Амстердам, 1642). Он не завершил свой теоретический трактат "Занг-берихт", хотя приложил его краткое изложение к "Занг-блумцелю" и выпустил более развернутую версию ("Корт санг-берихт") годом позже. Бана также интересовала проблема настройки: он даже зашел так далеко, что опубликовал схему 18-нотного клавира Мерсенна, назвав ее своим "идеальным клавиром" ("volmaekte klauwier’; см. иллюстрацию). Однако ни эта клавиатура с ее адаптацией символов Мерсенна для различных дополнительных диезов и бемолей, ни его попытка использовать полностью голландскую музыкальную терминологию не были приняты его современниками.
Ноты сочинений Джоана Альберта Бана на сайте библиотеки IMSLP