Бальцар, Томас
ок.1630 - 1663

Назад

Томас Бальцар (Tomas Baltzar) - Немецкий скрипач и композитор

Родился в 1630 или в 1631 году, Любек – умер 27 июля 1663 года, Лондон. 

Он происходил из семьи любекских музыкантов: его отец Давид (умер в 1647 г.), его дед Хинрик Томас, его прадед Хинрик и его братья Иоахим и Давид были там музыкантами. По словам английского ученого Сэмюэля Хартлиба, Бальцар учился у Иоганна Шопа, и он записан при шведском дворе в 1653 году. Вероятно, он вернулся домой летом 1654 года, после отречения королевы Кристины, и в начале 1655 года был ненадолго назначен любекским советником. Позже в том же году он отправился в Англию, где оставался до своей смерти.

Бальцар произвел сенсацию в Англии. Джон Эвелин услышал его в лондонском доме Роджера Л'Эстранжа 4 марта 1656 года и написал, что он "играет на этом единственном инструменте как настоящий супруг, так что остальные бросают свои инструменты в знак признания победы". Бальцар был в Лондоне в сентябре 1656 года, чтобы сыграть в "Осаде Родоса" Давенанта, хотя Энтони Вуд писал, что он провел около двух лет с сэром Энтони Коупом в Ханвелл-хаусе недалеко от Банбери. Предположительно, он жил там, когда летом 1658 года совершал свои знаменитые визиты на музыкальные собрания Уильяма Эллиса в Оксфорде. Вуд несколько раз сравнивал его с английским скрипачом Дэвисом Меллом, который "играл ре Фарра слаще, чем Бальцар, но рука у Бальцара была более быстрой и могла незаметно дотянуться до конца грифа". Мелл также был в Оксфорде в 1658 году, и их отрывки из " Джона, поцелуй меня сейчас", напечатанные в "The Division Violin" Плейфорда (1684), вероятно, являются записью какого-то игрового конкурса. Они показывают, что Мелл не подходил Бальцару ни как композитор, ни как игрок.

Бальцар, вероятно, вернулся в Лондон на Реставрацию и получил новое место в Королевской частной музыкальной академии по ордеру от 23 декабря 1661 года, датированному Михайловским собором, с высоким жалованьем в 110 фунтов стерлингов в год. Его назначение довело количество скрипок в группе до трех, и, несомненно, именно для них он написал свою сюиту до мажор, вероятно, самую раннюю английскую пьесу для трех скрипок. Картина в монастыре Ностелл, кажется, изображает его в компании его частных коллег-музыкантов, включая Джона Банистера и арфиста Чарльза Эванса (умер в 1687 году). По словам Берни, Бальцар умер 24 июля 1663 года. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве три дня спустя. Сначала Вуд думал, что он умер от "французской оспы и других болезней"’ но впоследствии писал, что "все любители музыки восхищались им, поэтому его общество было желанным и общество, особенно музыкальная компания, любившая выпивку, заставляла его пить больше обычного, что приводило его в бешенство ".

К сожалению, мало что из музыки Бальцара сохранилось. Он познакомил английских скрипачей с высокими достижениями, тщательно продуманным написанием аккордов и скордатурой. Плейфорд опубликовал три пьесы без сопровождения в разделе "Скрипка", а ряд других произведений Бальцара, по-видимому, находятся в рукописи. Некоторые из них представляют собой аранжировки произведений Дженкинса и других для лиры, что позволяет предположить, что он основывал свою технику на английской виольной, а не на немецкой скрипичной музыке. Его сюиты для двух скрипок и баса – прекрасные образцы консервативной англо-немецкой идиомы, хотя его шедевром является грандиозная расширенная сюита до мажор, одна из лучших пьес в репертуаре для трех скрипок.

Ноты сочинений Томаса Бальцара на сайте библиотеки IMSLP