Бальтцар, Томас
1631 - 1663
Назад
Baltzar, Tomas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Бальтцар был немецким скрипачом и композитором. Он происходил из семьи любекских музыкантов: его отец Давид, дед Хинрик Томас, прадед Хинрик и его братья Иоахим и Давид были музыкантами. Согласно английскому ученому Сэмюэлю Хартлибу, Бальтцар учился у Иоганна Шопа и упоминается при шведском дворе в 1653 году. Вероятно, он вернулся домой летом 1654 года после отречения королевы Кристины и в начале 1655 года был ненадолго назначен лютнистом городского совета Любека. Позже в том же году он отправился в Англию, где оставался до своей смерти. Бальтцар произвел сенсацию в Англии. Джон Ивлин слышал его в лондонском доме Роджера Л'Эстренджа 4 марта 1656 года и написал, что он "играл на одном этом инструменте полный консорт, так что остальные опустили свои инструменты, признавая победу". Бальтцар был в Лондоне в сентябре 1656 года, чтобы играть в "Осаде Родоса" Дэвенанта, хотя Энтони Вуд писал, что он провел около двух лет с сэром Энтони Копом в Хэнвелл-Хаусе near Банбери. Предположительно, он жил там, когда совершил свои знаменитые визиты на музыкальные собрания Уильяма Эллиса в Оксфорде летом 1658 года. Вуд несколько раз сравнивал его с английским скрипачом Дэвисом Меллом, который "играл гораздо нежнее, чем Бальтцар, но рука Бальтцара была более быстрой, и он мог незаметно дойти до конца грифа". Мелл также был в Оксфорде в 1658 году, и их вариации на тему "Джон, поцелуй меня сейчас", напечатанные в "Скрипке с дивизиями" Плейфорда, вероятно, фиксируют некое подобие соревнования в игре. Они показывают, что Мелл не мог сравниться с Бальтцаром ни как композитор, ни как исполнитель. Бальтцар, вероятно, вернулся в Лондон после Реставрации и получил новое место в Приватной музыке короля по ордеру от 23 декабря 1661 года, задним числом с Михайлова дня с высоким жалованьем в 110 фунтов в год. Его назначение увеличило количество скрипок в группе до трех, и именно для них он, несомненно, написал свою сюиту до мажор, вероятно, самое раннее английское произведение для трех скрипок. Картина в Ностелл-Приори, по-видимому, изображает его в компании его коллег по Приватной музыке, включая Джона Банистера и арфиста Чарльза Эванса. Согласно Берни, Бальтцар умер 24 июля 1663 года; через три дня его похоронили в Вестминстерском аббатстве. Сначала Вуд думал, что он умер от "французской болезни и других недугов", но впоследствии написал, что "поскольку он очень восхищал всех любителей музыки, его общество было желанным; а общество, особенно музыкальное, увлекаясь выпивкой, заставляло его пить больше обычного, что и свело его в могилу".
Томас Бальтцар был одним из самых влиятельных скрипачей-виртуозов, работавших в Англии в середине XVII века. Его прибытие произвело революцию в английской скрипичной технике, познакомив местных музыкантов с континентальным стилем игры, включавшим использование высоких позиций, сложной аккордовой техники и скордатуры. К сожалению, сохранилось немного музыки Бальтцара. Плейфорд опубликовал три пьесы без аккомпанемента в "Скрипке с дивизиями", и ряд других, по-видимому принадлежащих Бальтцару, находится в рукописях. Некоторые из них являются аранжировками пьес для лира-виолы Дженкинса и других, что позволяет предположить, что он основывал свой аккордовый стиль на английской музыке для виолы, а не на немецкой скрипичной музыке. Его сюиты для двух скрипок и баса являются прекрасными образцами консервативного англо-немецкого идиома, хотя его шедевром является большая, протяженная сюита до мажор — одно из лучших произведений в репертуаре для трех скрипок.
Скрипичная музыка:
Камерная музыка:
Утерянные сочинения (упомянуты в каталогах):
Ноты сочинений Томаса Бальтцара на сайте библиотеки IMSLP