Бальсамино, Симоне
.... - 1607
Назад
Balsamino, Simone
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Симоне Бальсамино был итальянским композитором, поэтом и изобретателем музыкальных инструментов. Связь с Урбино предполагается благодаря посвящениям семье Делла Ровере в его двух сохранившихся публикациях; его книга мадригалов также включает предисловие, адресованное "моим синьорам и соотечественникам" Урбино. Он был руководителем капеллы в соборе Святого Петра в Венеции с 1591 года по крайней мере до 1596 года. Его местонахождение после 1596 года неизвестно; запись в некрологе церкви Санта-Мария-Формоза в Венеции, возможно, относится к его смерти в 1607 году. Бальсамино является автором трагикомедии "Жемчужина" (Венеция, 1596), которая во многом опирается на "Аминту" Тассо. Возможно, он предполагал, что части драмы будут исполняться певцами: одна сцена заканчивается пародией на стихотворение "Еще с разлукой", знаменитое своим музыкальным воплощением у Киприана де Роре. Его единственная музыкальная публикация, книга шестиголосных мадригалов (Венеция, 1594), также обязана своим происхождением "Аминте" Тассо. Книга состоит из 20 мадригалов, 17 из которых являются переложениями отрывков из пьесы Тассо. Первые 16 тонально объединены и передают диалог между Тирси и Аминтой; оставшийся, не связанный с ними мадригал передает длинный монолог Сатира. Эти два отрывка принадлежат к разным драматическим типам, что отражается в их музыкальной трактовке: диалог разделяет шесть голосов на две трехголосные группы, в то время как монолог Сатира изложен в аккордовом речитативном стиле с указанием "Петь без такта и пауз". В своем предисловии Бальсамино утверждал, что его мадригалы исполнялись, подобно некоторым "комедиям с музыкой", на площади перед герцогским дворцом в Урбино. Работа Бальсамино оказала значительное влияние на "Музыкальную Аминту" Эразмо Маротты (Венеция, 1600), которая, по сути, включает прямые музыкальные цитаты из книги Бальсамино. Предисловие к книге мадригалов также содержит ссылку на инструмент собственной конструкции Бальсамино: "четариссима", который, по его утверждению, сочетал в одном инструменте достоинства лютни и гитары.
Симоне Бальсамино — фигура, воплощающая творческий дух позднего Возрождения, чьи интересы простирались от музыки и поэзии до инженерного искусства. Его главный музыкальный труд, сборник мадригалов на текст "Аминты" Тассо, является ярким примером стремления композиторов того времени к тесной связи музыки и драмы. Новаторский подход Бальсамино проявляется в использовании диалогической структуры и речитативного стиля, предвосхищающего зарождение оперы. Указание "петь без такта" свидетельствует о поиске большей ритмической свободы и выразительности. Его деятельность как руководителя капеллы в Венеции и предполагаемые постановки в Урбино указывают на его интеграцию в ведущие художественные круги Италии. Изобретение "четариссимы" подчеркивает его экспериментаторский характер и желание усовершенствовать музыкальные инструменты.
Музыкальные сочинения:
Литературные труды:
Изобретения: