Бальер де Лезмен, Дени
1729 - 1800

Назад

Ballière de Laisement, Denis

  • Дата рождения: 9 мая 1729 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Место смерти: 8 ноября 1800 года
  • Место смерти: Руан, Франция

Биография

Дени Бальер де Лезмен был французским композитором и теоретиком. Он объединил фамилии отца (Бальер) и матери (Делезмен) в аристократической форме. Получив степень магистра искусств в Парижском университете в 1746 году, он поселился в Руане. По профессии фармацевт и химик, он активно интересовался многими научными предметами и был знаком с Руссо, Вольтером и другими известными современниками. В 1754 году он был избран в Руанскую академию, где позже стал вице-президентом и написал множество работ по литературе, филологии и различным наукам. В 1750-х годах он писал либретто для нескольких легких сценических произведений, поставленных в Руане и Париже; большая часть музыки (водевили и мелодии из серьезных опер) не была нотирована, хотя нотированные арии в "Зефире и Флоре" могут принадлежать ему. В своей "Теории музыки" (Париж, 1764) он разработал систему, основанную на гармоническом ряду охотничьего рога; аналогичная система, очевидно, неизвестная ему, была представлена Г.А. Зорге в 1741 году. "Теория" имела некоторых последователей (в частности, каноника Жамара и аббата Фейту) и заслужила похвалу Руссо, но была резко раскритикована более поздними теоретиками, в частности Ж.-Б. де Ла Бордом.

Творчество

Дени Бальер де Лезмен представляет собой фигуру просвещенного дилетанта — типичного для эпохи Просвещения эрудита, чьи интересы простирались от естественных наук до музыки и литературы. Его композиторское наследие невелико и связано преимущественно с жанром комической оперы и пасторали. Как либреттист, он создавал незамысловатые сюжеты на мифологические и пасторальные темы. Главный вклад в историю музыки связан с его теоретическим трудом, в котором он, будучи самоучкой, предложил оригинальную, хотя и спорную, систему, основанную на натуральном звукоряде валторны. Эта попытка найти акустическое обоснование для музыкальной теории, несмотря на критику, отражает научный подход к музыке, характерный для XVIII века.

Произведения

Сценические произведения (все — комические оперы в одном акте):

  • "Праздники Гименея, или Роза" ("Les fêtes de l'hymen, ou La rose") (предположительно Руан, около 1746)
  • "Девкалион и Пирра" ("Deucalion et Pyrrha") (пародия, предположительно 1751)
  • "Соловей" ("Le rossignol") (Руан, 1751)
  • "Зефир и Флора" ("Zéphire et Flore") (Париж, 1754)
  • "Возвращение весны" ("Le retour de printemps", пастораль) (Руан, 1755)
  • "Гирлянда" ("La guirlande") (Руан, 1757)

Теоретические труды:

  • "Теория музыки" ("Théorie de la musique") (Париж, 1764)