Баллестра, Раймундо
.... - 1634

Назад

Ballestra, Reimundo

  • Дата рождения: вторая половина XVI века
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: 11 октября 1634 года
  • Место смерти: Заберн (ныне Саверн, Эльзас)

Биография

Раймундо Баллестра был композитором, вероятно, немецкого происхождения (а не итальянского, как иногда считалось). Его настоящая фамилия, возможно, была "Армбрустер" (что означает "арбалет" — "balestra" по-итальянски). Бесспорно, все его сохранившиеся письменные работы выполнены на немецком языке. Он сам сообщал, что получал стипендию от Фуггеров и учился в Италии и Германии. Он был инструменталистом при дворе эрцгерцога Фердинанда в Граце с 1602 по 1616 год, когда эрцгерцог Леопольд, епископ Страсбурга и Пассау, брат эрцгерцога Фердинанда, назначил его руководителем капеллы при своем дворе в Заберне; в 1618 году под его началом было 19 певцов и инструменталистов. Он оставался в Заберне до своей смерти, хотя эрцгерцог Леопольд стал графом Тироля в 1619 году, забрал большинство своих музыкантов в Инсбрук и в 1625 году сложил с себя сан епископа Страсбурга. В том же году Баллестра стал органистом в монастыре Девы Марии, но все же провел свои последние годы в стесненных финансовых обстоятельствах.

Творчество

Вся сохранившаяся музыка Баллестры датируется его годами в Граце. Он говорил, что его "Священные симфонии" содержат "музыкальные симфонии (концертные произведения) и гармонии (хоровые и полихоральные произведения), сочиненные мной, за исключением некоторых произведений в стиле мюзика резервата*". Он не раскрыл, какие из своих произведений он считал мюзика резервата. Палиска предположил, что это те пьесы, в которых разделы для всего ансамбля чередуются с сольными разделами. Но поскольку сольные партии есть также в его 13-голосной пародийной мессе "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") и в его "Мессе с трубами", более вероятным кандидатом является политекстовый восьмиголосный мотет "Вождь Фердинанд", написанный в честь эрцгерцога Фердинанда; он отмечен как произведение, "зарезервированное" для знатоков из-за использования ракоходного канона и серий гексахордов, повторяющихся остинатно в различных ритмах. Творческий диапазон Баллестры охватывает венецианское полихоральное письмо, концерты для четырех или менее сольных голосов и бассо континуо, инструментальные канцоны и сложный контрапункт в нидерландском стиле. Его музыка иногда стилистически близка к музыке Георга Посса, обученного в Венеции, который был его коллегой в Граце.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Священные симфонии", книга I ("Sacrae symphoniae, liber I") - 28 мотетов на 7, 8, 10, 12 голосов (Венеция, 1611)
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") на основе мотета Виаданы "Суди, Господи" ("Judica, Domine") для 13 голосов
  • Две канцоны: одна для 8 инструментов, одна для 4 инструментов
  • Два мотета для солирующих голосов и бассо континуо, в сборнике "Парнасская музыка Фердинанда" ("Parnassus musicus Ferdinandaeus") (1615)
  • "Месса с трубами" ("Missa con le tronbe") для 16 голосов
  • "Месса без названия" ("Missa sine nomine") для 12 голосов
  • Два "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") для 14 и 20 голосов

-----------

*Мюзика резервата (musica reservata) — это музыкальный термин эпохи Ренессанса (XVI - начало XVII вв.), точное значение которого до конца не ясно и является предметом споров среди музыковедов. Однако в целом он относится к особо утонченному, изощренному типу музыки, предназначенной для искушенных слушателей.

Основные характеристики, которые связывают с musica reservata:

  1. Для избранных: Буквально означает "зарезервированная музыка" — то есть музыка, созданная и исполняемая для узкого круга знатоков и ценителей (часто при княжеских дворах), способных оценить ее сложность и тонкость.
  2. Выразительность и аффект: Главная цель — максимально точная и сильная передача эмоций и смысла текста (чаще всего в мотетах и мадригалах). Композиторы использовали для этого особые, продвинутые гармонии, хроматизмы и ритмические средства, выходящие за рамки обычной практики.
  3. Сложный контрапункт: Использование изощренных полифонических техник, которые могли быть незаметны на слух, но были видны в нотах и ценились знатоками (например, каноны, ракоходное движение, как у Баллестры).
  4. Музыкальная риторика: Применение специфических музыкальных приемов ("музыкально-риторических фигур") для иллюстрации отдельных слов текста (например, восходящие пассажи на слово "небо", хроматизмы на слова "боль", "смерть").

В случае с Баллестрой, когда он пишет "за исключением некоторых reservata", он, вероятно, указывает, что большинство пьес в сборнике относительно доступны, но несколько из них содержат такие сложные и изощренные элементы (вроде ракоходного канона в мотете "Вождь Фердинанд"), что они "зарезервированы" для понимания самыми подготовленными слушателями.