Балларотти, Франческо
1660 - 1712

Назад

Ballarotti, Francesco

  • Дата рождения: 1660 год
  • Место рождения: Бергамо, Италия
  • Дата смерти: апрель 1712 года
  • Место смерти: Бергамо, Италия

Биография

Франческо Балларотти был итальянским композитором. Сын Джузеппе по прозвищу "Иль Манцино", скрипача и тенора в базилике Санта-Мария-Маджоре в Бергамо с 1656 года, он с 1670 года бесплатно обучался в школе Мисерикордия-Маджоре. 4 сентября 1691 года он был назначен помощником руководителя капеллы Санта-Мария-Маджоре, а 12 апреля 1692 года стал руководителем капеллы, сменив Теодоро Реджани. Консорциум Мисерикордия-Маджоре относился к нему с большим уважением и разрешал ему отсутствовать на службе в Санта-Мария-Маджоре, когда это было необходимо. Известие о его смерти было зафиксировано в протоколах заседания 16 апреля 1712 года. Как композитор, он часто привлекался к сочинению музыки для исполнения в Турине, Милане и Кремоне. В 1692 году он был приглашен губернатором Лоди для постановки двух произведений, а в 1699 году его вызвал Серейниссимо Модены для сочинения оперы "Падение децемвиров". Его моральная оперетта "Заслуженная удача" была впервые исполнена в честь Агостино Нани, великого капитана Бергамо. Когда в том же году произведение было напечатано, под списком исполнителей появилась следующая фраза: "Недостатки поэзии будут менее заметны на сцене благодаря красоте музыки, сочиненной синьором Франческо Балларотти".

Творчество

Франческо Балларотти был заметной фигурой в музыкальной жизни Северной Италии на рубеже XVII–XVIII веков. Его творческая деятельность протекала преимущественно в жанре оперы-сериа, что типично для эпохи барокко. Он активно сотрудничал с ведущими оперными театрами Милана, Турина, Реджо-нель-Эмилии, работая в соавторстве с такими композиторами, как Карло Амброджо Лонати и Паоло Магни. Его музыка, судя по сохранившимся отзывам, высоко ценилась современниками за свои достоинства, способные затмить даже слабости либретто. Помимо сценических произведений, он сочинял инструментальную музыку, о чем свидетельствует его опус 1, включающий танцевальные пьесы. Должность руководителя капеллы в главной базилике родного города и уважение, которым он пользовался у заказчиков, говорят о его прочной репутации и мастерстве.

Произведения

Сценические произведения:

  • "Эней в Италии" ("Enea in Italia"), драма на музыку, 3 акта (Милан, 1686)
  • "Музыкальный диалог между Нептуном и Бергамо" ("Dialogo musicale fra Nettuno e Bergamo") (Бергамо, 1688)
  • "Заслуженная удача" ("Il merito fortunato"), моральная оперетта (Бергамо, 1691)
  • "Октавиан в Сицилии" ("Ottaviano in Sicilia"), драма на музыку, 3 акта (Реджо-нель-Эмилия, 1692)
  • "Аякс" ("L'Aiace"), драма на музыку, 3 акта (Милан, 1694)
  • "Ариовист" ("Ariovisto"), драма на музыку, 3 акта [часть 3-го акта] (Милан, 1699)
  • "Падение децемвиров" ("La caduta dei Decemviri"), драма на музыку, 3 акта (Реджо-нель-Эмилия, 1699)
  • "Эзиона" ("Esione"), драма на музыку, 3 акта (Турин, 1699)
  • "Алкид, или Героическая любовь" ("Alciade, ovvero L'eroico amore"), трагикомическая опера, 3 акта [3-й акт] (Бергамо, 1709)
  • "Сердце льва, или Звезда первой величины" ("Il cuor del leone, o sia La stella di prima grandezza"), серенада (Милан, без даты)

Инструментальная музыка:

  • "Баллетты, арии, джиги, куранты, аллеманды, сарабанды, каприччио да камера" для двух скрипок и виолы/спинета, соч. 1 (Милан, 1681)

Вокальные сочинения:

  • Три арии в сборнике "Ариетты для одного голоса с инструментами и без и бассо континуо"
  • Одна ария (1692)
  • Арии для оперы "Арион" (Милан, 1694)
  • "Этна празднующая" ("Aetna festivo"), вступление к балету (Милан, 1696)

Ноты сочинений Франческо Балларотти на сайте библиотеки IMSLP