Баллард, Роберт
1575 - 1649

Назад

Роберт Баллард (Robert Ballard) - Французский лютнист и композитор

Родился в 1575 году, Париж - умер после 1649 года. 

По-видимому, он никогда не принимал участия в семейном бизнесе. Партнер его отца Адриан Ле Рой, вероятно, был его первым учителем игры на лютне; после смерти Ле Роя в 1598 году он стал известным лютнистом, а к 1600 году обучал игре на лютне сына своего домовладельца вместо части арендной платы. В 1611 году он опубликовал свою первую лютневую книгу, а в следующем году регентша Мария Медичи наняла его в качестве своего наставника по лютне; в этом качестве в сентябре 1612 года он стал ответственным за обучение молодого короля Людовика XIII. В 1615 году он все еще состоял на службе у Марии и играл на лютне в "Балете мадам", но в связи с сокращением придворных расходов в 1618 году его жалованье было прекращено, и отныне ему платили только по мере необходимости. В соответствии с этим соглашением он в течение 16 лет продолжал носить титул "королевского музыканта", и, хотя в нотариальном акте от 1640 года он упоминается только как "рыцарь люта", в 1650 году он снова был назначен королевским музыкантом. После этой даты о нем больше ничего не известно. Большинство его произведений - это балетная музыка в переложении для лютни, и, помимо их музыкальной ценности, они важны как единственные сохранившиеся фрагменты нескольких придворных балетов. Его последовательности из двух или трех песнопений в балетах 1611 года можно рассматривать как первые шаги в направлении формирования сюиты, и позже он использует ряд технических эффектов, которые особенно ассоциируются с сарабандой. Отчасти потому, что он был в состоянии обеспечить выживание своей музыки в той форме, которую он одобрял, Роберта Балларда можно считать выдающимся французским лютнистом конца ренессансной традиции, до появления нового стиля, связанного с Рене Мезанго в 1620-х годах. Почти все его произведения выдержаны в высоком тоне, с четкой четырехчастной структурой и четко очерченными мелодическими контурами танцевальной музыки. Но, особенно в своих двойных курантах, он использует низкую тесситуру и непредсказуемо ломаную фактуру стиля бризе. Его произведения являются определяющим образцом для этого этапа французской лютневой музыки, а семь пьес, опубликованных его братом Пьером в "Табулатуре лютни разных авторов" (Париж, 1631), среди произведений более молодых современников, имеют довольно старомодный вид, несмотря на то, что они были в новой обработке.