Баллар, Робер
1575 - 1649

Назад

Ballard, Robert

  • Дата рождения: около 1575 года
  • Место рождения: предположительно Париж, Франция
  • Дата смерти: после 1649 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Робер Баллар Второй был французским лютнистом и композитором, сыном Робера Баллара Первого. По-видимому, он никогда не принимал участия в семейном издательском бизнесе. Его первым учителем лютни, вероятно, был партнер его отца, Адриан Ле Руа; после смерти Ле Руа в 1598 году он стал лютнистом с определенной репутацией, и к 1600 году он уже преподавал лютню сыну своего домовладельца взамен части арендной платы. В 1611 году он опубликовал свою первую лютневую книгу, а в следующем году регентша Мария Медичи наняла его своим учителем лютни; в этом качестве он стал ответственным в сентябре 1612 года за обучение юного короля Людовика Тринадцатого. В 1615 году он все еще находился на службе у Марии и играл на лютне в "Балете Мадам"; но во время сокращения придворных расходов в 1618 году его штатная должность была упразднена, и с тех пор ему платили только по требованию. В соответствии с этим соглашением он продолжал в течение 16 лет носить титул "ординарного музыканта короля", и, хотя нотариальный акт 1640 года упоминал его лишь как "игрока на лютне", в 1650 году он снова был обозначен как "музыкант Короля". После этой даты о нем ничего не известно.

Творчество

Большинство его произведений — это балетная музыка, аранжированная для лютни, и, помимо их музыкальной ценности, они важны как единственные сохранившиеся части нескольких придворных балетов. Его последовательности из двух или трех танцев в балетах 1611 года можно рассматривать как ранние шаги в направлении формирования сюиты, в них используется ряд технических эффектов, которые позже будут особенно связаны с сарабандой. Отчасти потому, что он имел возможность обеспечить сохранение своей музыки в форме, которую он одобрял, Робера Баллара можно считать выдающимся французским лютнистом конца ренессансной традиции, до наступления нового стиля, связанного с Рене Мезанжо в 1620-х годах. Его произведения почти все написаны в строе "старый тон", с мощной четырехголосной фактурой и четко очерченными мелодическими контурами, характерными для танцевальной музыки. Но, особенно в вариациях своих курант, он использует низкий тесситурный диапазон и непредсказуемо прерывистую фактуру "ломанного стиля". Его произведения являются определяющей моделью для этой фазы французской лютневой музыки, и семь пьес, опубликованных его братом Пьером в "Лютневой табулатуре разных авторов" (Париж, 1631) среди сочинений более молодых современников, выглядят довольно старомодно, несмотря на использование новой настройки.

Произведения

Лютневые сборники:

  • "Первая лютневая книга" ("[Premier livre de luth]") (Париж, 1611)
  • "Различные пьесы, переложенные для лютни" ("Diverses piesces mises sur le luth") (Париж, 1614)

Отдельные пьесы в коллективных сборниках:

  • Отдельные произведения в сборниках 1603, 1610, 1631 годов
  • Пьесы в труде Марена Мерсенна "Всеобщая гармония" ("Harmonie universelle") (Париж, 1636–1637)

Прочие сочинения:

  • Произведения в рукописях в библиотеках Праги, Берлина и Кембриджа