Баллар, Семья
XVII век - Конец XVIII века

Назад

Ballard, Family

Французская семья нотопечатников и композиторов

Обзор

Баллары — французская династия нотопечатников и композиторов, занимавшая доминирующее положение в музыкальном издательском деле Франции на протяжении более 200 лет. Их деятельность имела огромное значение для распространения и сохранения французской музыки, начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XVIII века. Монополия, предоставленная им королевской властью, сделала их главными печатниками короля для всей музыки, что обеспечило им беспрецедентное влияние на музыкальную культуру страны.

История и деятельность

Основателем династии считается Робер Баллар (ок. 1575–1650), который в 1552 году женился на дочери парижского печатника Адьена Ле Руа (Adrien Le Roy), одного из партнеров известной фирмы «Ле Руа и Баллар» (Le Roy & Ballard). Эта фирма ранее была основана Адьеном Ле Руа и его кузеном Робером Балларом (ум. 1588), который, вероятно, был дядей Робера Баллара-основателя. После смерти Робера Баллара (1588) и Адьена Ле Руа (1598) их преемником стал Пьер Баллар.

В 1553 году король Генрих II предоставил Роберу Баллару (основателю) и Адьену Ле Руа королевскую привилегию на печатание музыки, которая впоследствии неоднократно подтверждалась и продлевалась для их наследников. Эта привилегия, по сути, обеспечила семье Баллар монополию на нотопечатание во Франции.

Наследники Робера Баллара успешно управляли предприятием, которое располагалось в Париже по адресу Rue Saint-Jean-de-Beauvais под вывеской «У Золотого Крона» (À l'enseigne du Mont-Parnasse). Среди наиболее notable представителей династии — Кристоф Баллар (1641–1715), Жан-Батист-Кристоф Баллар (1663–1750) и Пьер-Робер Баллар (1641–1719).

Балларды печатали музыку практически всех ведущих французских композиторов своего времени, включая Жана-Батиста Люлли, Марена Маре, Франсуа Куперена, Жана-Филиппа Рамо и многих других. Они выпускали партитуры, партии для отдельных инструментов, сборники песен, танцевальную музыку, а также теоретические труды. Их основной специализацией была печать с подвижных нотных литер — технологии, которую они использовали на протяжении большей части своей истории, даже когда в других странах получила распространение гравировка на меди, дававшая более изящный результат.

Упадок

Монополия Балларов начала ослабевать в XVIII веке. Хотя они продолжали оставаться официальными печатниками, их консервативные методы и качество продукции начали подвергаться критике. Появление новых независимых издателей и изменение музыкальных вкусов подорвали их господство. Фирма Баллар постепенно пришла в упадок и окончательно прекратила деятельность во время Великой Французской революции.

Вклад и наследие

Вклад семьи Баллар в французскую музыкальную культуру трудно переоценить. Их издательская деятельность обеспечила сохранность и широкое распространение огромного пласта французской музыки. Благодаря им до нас дошли произведения ключевых композиторов, определивших звучание французского барокко и классицизма. Архив их публикаций является бесценным источником для изучения истории французской музыки.

Известные представители семьи как композиторы

Хотя в первую очередь Балларды были издателями, некоторые члены семьи также проявили себя как композиторы:

  • Робер Баллар (ок. 1610 – ок. 1673), сын Пьера Баллара, был композитором и органистом. Он сочинял духовную и светскую музыку, включая мотеты и песни.

Ключевые даты

  • 1553: Получение королевской привилегии на нотопечатание Робером Балларом и Адьеном Ле Руа.
  • XVII век: Период расцвета и укрепления монополии при Кристофе и Пьер-Робере Балларах.
  • XVIII век: Постепенный упадок влияния фирмы.
  • Конец XVIII века: Прекращение деятельности династии Баллар.