Баллар, Семья
XVII век - Конец XVIII века
Назад
Ballard, Family
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французская семья нотопечатников и композиторов
Баллары — французская династия нотопечатников и композиторов, занимавшая доминирующее положение в музыкальном издательском деле Франции на протяжении более 200 лет. Их деятельность имела огромное значение для распространения и сохранения французской музыки, начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XVIII века. Монополия, предоставленная им королевской властью, сделала их главными печатниками короля для всей музыки, что обеспечило им беспрецедентное влияние на музыкальную культуру страны.
Основателем династии считается Робер Баллар (ок. 1575–1650), который в 1552 году женился на дочери парижского печатника Адьена Ле Руа (Adrien Le Roy), одного из партнеров известной фирмы «Ле Руа и Баллар» (Le Roy & Ballard). Эта фирма ранее была основана Адьеном Ле Руа и его кузеном Робером Балларом (ум. 1588), который, вероятно, был дядей Робера Баллара-основателя. После смерти Робера Баллара (1588) и Адьена Ле Руа (1598) их преемником стал Пьер Баллар.
В 1553 году король Генрих II предоставил Роберу Баллару (основателю) и Адьену Ле Руа королевскую привилегию на печатание музыки, которая впоследствии неоднократно подтверждалась и продлевалась для их наследников. Эта привилегия, по сути, обеспечила семье Баллар монополию на нотопечатание во Франции.
Наследники Робера Баллара успешно управляли предприятием, которое располагалось в Париже по адресу Rue Saint-Jean-de-Beauvais под вывеской «У Золотого Крона» (À l'enseigne du Mont-Parnasse). Среди наиболее notable представителей династии — Кристоф Баллар (1641–1715), Жан-Батист-Кристоф Баллар (1663–1750) и Пьер-Робер Баллар (1641–1719).
Балларды печатали музыку практически всех ведущих французских композиторов своего времени, включая Жана-Батиста Люлли, Марена Маре, Франсуа Куперена, Жана-Филиппа Рамо и многих других. Они выпускали партитуры, партии для отдельных инструментов, сборники песен, танцевальную музыку, а также теоретические труды. Их основной специализацией была печать с подвижных нотных литер — технологии, которую они использовали на протяжении большей части своей истории, даже когда в других странах получила распространение гравировка на меди, дававшая более изящный результат.
Монополия Балларов начала ослабевать в XVIII веке. Хотя они продолжали оставаться официальными печатниками, их консервативные методы и качество продукции начали подвергаться критике. Появление новых независимых издателей и изменение музыкальных вкусов подорвали их господство. Фирма Баллар постепенно пришла в упадок и окончательно прекратила деятельность во время Великой Французской революции.
Вклад семьи Баллар в французскую музыкальную культуру трудно переоценить. Их издательская деятельность обеспечила сохранность и широкое распространение огромного пласта французской музыки. Благодаря им до нас дошли произведения ключевых композиторов, определивших звучание французского барокко и классицизма. Архив их публикаций является бесценным источником для изучения истории французской музыки.
Известные представители семьи как композиторы
Хотя в первую очередь Балларды были издателями, некоторые члены семьи также проявили себя как композиторы: