Баллабене, Грегорио
1720 - 1803
Назад
Ballabene, Gregorio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Грегорио Баллабене был итальянским композитором. В 1746 году он был членом Конгрегации Святой Цецилии и помощником руководителя капеллы Луиджи Беши в церкви Мадонна-деи-Монти. В 1754 году он стал членом Болонской филармонической академии, написав пятиголосную фугу на тему "Это поколение" в качестве экзаменационного произведения. В сентябре 1755 года он находился в Мачерате, где претендовал на должность. В либретто оратории "Святой Франциск де Саль" (1760) он упомянут как руководитель капеллы в Губбио. Как композитор Баллабене следовал традиции римской церковной музыки в стиле Палестрины, различая концертный и полный хоровой стили. Его слава основана на мессе для 12 четырехголосных хоров, сочиненной в 1774 году. Это произведение привело его к переписке с падре Мартини, который хвалил его контрапунктическое мастерство, поддержал его формальное одобрение Болонской филармонической академией и опубликовал "Описание и одобрение Кирие и Глории на 48 голосов". Оно также было высоко оценено в "Письме Джузеппе Хейбергера... о музыкальной композиции на 48 голосов господина Грегорио Баллабене". Однако, согласно Мартини, когда месса была исполнена в Риме в 1777 году, некоторые прогрессивные римские музыканты высмеяли ее, по-видимому, считая ее колоссальную конструкцию устаревшей. В 1778 году Баллабене, у которого в эти годы был кардинал Альбани в качестве покровителя, был неудачным кандидатом на пост руководителя капеллы собора Святого Петра, а в 1779 году — в Миланском соборе и базилике Святого Антония в Падуе. В 1780 году он был экзаменатором для руководителей капеллы в Конгрегации музыкантов.
Грегорио Баллабене является ярким представителем римской полифонической школы XVIII века, сознательно продолжавшим традиции строгого стиля в эпоху господства оперы и гомофонии. Его творческая философия была направлена на сохранение и развитие контрапунктического искусства, что особенно ярко проявилось в его монументальной мессе на 48 голосов. Это сочинение, ставшее его главным наследием, демонстрирует не только виртуозное владение техникой многоголосия, но и стремление к грандиозным, почти барочным по масштабу формам. Неоднозначная реакция на это произведение — восхищение со стороны таких консерваторов, как Мартини, и насмешки со стороны современных ему музыкантов — иллюстрирует стилевой раскол в музыкальной жизни Италии того времени. Помимо крупных хоровых полотен, Баллабене сочинял оперы, оратории и камерную музыку, что говорит о его универсализме, однако именно его вклад в жанр "колоссальной" мессы обеспечил ему место в истории музыки.
Мессы:
Духовные сочинения:
Светские сценические произведения:
Кантаты:
Инструментальная музыка:
Ноты сочинений Грегорио Баллабене на сайте библиотеки IMSLP