Баллабене, Грегорио
1720 - 1803

Назад

Ballabene, Gregorio

  • Дата рождения: 1720 год
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: около 1803 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Грегорио Баллабене был итальянским композитором. В 1746 году он был членом Конгрегации Святой Цецилии и помощником руководителя капеллы Луиджи Беши в церкви Мадонна-деи-Монти. В 1754 году он стал членом Болонской филармонической академии, написав пятиголосную фугу на тему "Это поколение" в качестве экзаменационного произведения. В сентябре 1755 года он находился в Мачерате, где претендовал на должность. В либретто оратории "Святой Франциск де Саль" (1760) он упомянут как руководитель капеллы в Губбио. Как композитор Баллабене следовал традиции римской церковной музыки в стиле Палестрины, различая концертный и полный хоровой стили. Его слава основана на мессе для 12 четырехголосных хоров, сочиненной в 1774 году. Это произведение привело его к переписке с падре Мартини, который хвалил его контрапунктическое мастерство, поддержал его формальное одобрение Болонской филармонической академией и опубликовал "Описание и одобрение Кирие и Глории на 48 голосов". Оно также было высоко оценено в "Письме Джузеппе Хейбергера... о музыкальной композиции на 48 голосов господина Грегорио Баллабене". Однако, согласно Мартини, когда месса была исполнена в Риме в 1777 году, некоторые прогрессивные римские музыканты высмеяли ее, по-видимому, считая ее колоссальную конструкцию устаревшей. В 1778 году Баллабене, у которого в эти годы был кардинал Альбани в качестве покровителя, был неудачным кандидатом на пост руководителя капеллы собора Святого Петра, а в 1779 году — в Миланском соборе и базилике Святого Антония в Падуе. В 1780 году он был экзаменатором для руководителей капеллы в Конгрегации музыкантов.

Творчество

Грегорио Баллабене является ярким представителем римской полифонической школы XVIII века, сознательно продолжавшим традиции строгого стиля в эпоху господства оперы и гомофонии. Его творческая философия была направлена на сохранение и развитие контрапунктического искусства, что особенно ярко проявилось в его монументальной мессе на 48 голосов. Это сочинение, ставшее его главным наследием, демонстрирует не только виртуозное владение техникой многоголосия, но и стремление к грандиозным, почти барочным по масштабу формам. Неоднозначная реакция на это произведение — восхищение со стороны таких консерваторов, как Мартини, и насмешки со стороны современных ему музыкантов — иллюстрирует стилевой раскол в музыкальной жизни Италии того времени. Помимо крупных хоровых полотен, Баллабене сочинял оперы, оратории и камерную музыку, что говорит о его универсализме, однако именно его вклад в жанр "колоссальной" мессы обеспечил ему место в истории музыки.

Произведения

Мессы:

  • "Кирие, Глория, Кредо" для 5 голосов с органом (1769)
  • "Кирие, Глория" для 48 голосов с органом (1774)
  • Месса для 5 голосов

Духовные сочинения:

  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для 8 голосов с органом (1777)
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для 16 голосов
  • Оратория "Святой Франциск де Саль" ("S Francesco di Sales") (Губбио, 1760)
  • Комплеторий "Когда призывал" ("Cum invocarem") для 4 голосов с органом (1762)
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") для 16 голосов (1778)
  • "Плоть Моя" ("Caro mea") для 5 голосов с органом (1781)
  • "Поэзия для музыки в честь Святого Убальдо" ("Poesia per musica in onore di S Ubaldo") (Губбио, 1784)
  • "Аминь" ("Amen") для 4 голосов с органом и инструментами
  • "Радуйся, Мария" ("Ave Maria") для 2 голосов с органом
  • Литании для 4 голосов с органом
  • Секвенция "Свет мира" ("Lumen mundi") для 4 голосов с органом
  • "Очи всех" ("Oculi omnium")
  • "Сие таинство" ("Tantum ergo") для 4 голосов

Светские сценические произведения:

  • "Маркиз дель Бизоньо" ("Il Marchese del Bisogno") (Рим, 1752)
  • "Пастораль" ("Pastorale") (Мачерата, 1753)
  • "Катон в Утике" ("Catone in Utica") (Мачерата, 1755)
  • "Китайский герой" ("L'eroe cinese") (Фабриано, 1757)

Кантаты:

  • "Мои страдания" ("Le mie pene") для трех голосов

Инструментальная музыка:

  • Фуга "Это поколение" ("Generatio haec") для 5 голосов (1754)
  • Квартеты
  • Увертюра для двух скрипок, альта и контрабаса

Ноты сочинений Грегорио Баллабене на сайте библиотеки IMSLP