Бальяни, Карло
1680 - 1747

Назад

Baliani, Carlo

  • Дата рождения: около 1680 года
  • Место рождения: предположительно Милан, Италия
  • Дата смерти: 16 февраля 1747 года
  • Место смерти: Милан, Италия

Биография

Карло Бальяни был итальянским композитором. Документ Миланского собора от 1714 года сообщает, что в то время ему было 34 года и что он в течение некоторого времени служил руководителем капеллы церкви Санта-Мария-делла-Пассионе в Милане. Его избрание капитулом собора последовало за письменным экзаменом 7 апреля 1714 года, на котором он соревновался с Франческо Скарлатти (братом Алессандро), А.Ф. де Месси, миланским музыкантом, и Дж.А. Костой, падуанским священником, работавшим в Риме (на назначении которого настаивал австрийский двор); приняв рекомендации семи судей (включая А.М. Бонончини и Дж.А. Перти), капитул назначил Бальяни руководителем капеллы 13 декабря 1714 года. За исключением одной кантаты ("Возлюбленное уединение") и одного акта оперы ("Амлетто", 1719 год), светская музыка Бальяни не обнаружена. Он написал значительное количество музыки для Амброзианской литургии в течение своих 33 лет работы в Миланском соборе, ныне хранящейся в архиве собора. Большая ее часть предназначена для Мессы и вечерних служб. В то время как вечерни часто выдержаны в концертирующем стиле (с оркестровым сопровождением), музыка для Мессы, как правило, помечена "pieno" (для хора с органом); хоровые произведения а капелла Бальяни напоминают консервативный контрапунктический стиль современников, таких как Лотти. Он избегал театрального вокального стиля. В письме от 26 июля 1724 года Бенедетто Марчелло Бальяни хвалил контрапунктическое искусство, проявленное в псалмах Марчелло, "в которых, помимо благородства уникальных идей, делающих музыку более прекрасной, видны прекраснейшие мотивы, темы, ответы, имитации и обращения в мадригальном стиле, а также заключительные разделы и дуэты, весьма изысканные и впечатляющие" — приемы, в изобилии присутствующие в собственной музыке Бальяни. Бальяни болел летом 1742 года и просил власти собора предоставить ему выход на пенсию с сохранением жалования и жилья. Однако позже он возобновил свои обязанности руководителя капеллы, и в конце 1743 года помогал судить новых певцов для церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо, для которой он также сочинял. Хотя его преемник в соборе, Дж.А. Фиорони, отдавал предпочтение более цветистому сольному пению, музыка Бальяни продолжала исполняться, и вплоть до 1783 года Франческо Бьянки готовил копии его произведений для использования хором.

Творчество

Карло Бальяни является видным представителем миланской церковной музыки первой половины XVIII века. Его творчество демонстрирует приверженность консервативной полифонической традиции, унаследованной от Палестрины и его последователей, в то время, когда в Италии доминировал оперный стиль. Это особенно заметно в его мессах а капелла, написанных для главного собора города. В то же время, в своих вечернях и других концертирующих сочинениях он использовал современный ему оркестровый аккомпанемент, находя баланс между старым и новым. Его музыка отличается мастерским владением контрапунктом, сдержанной выразительностью и отсутствием виртуозной театральности, что соответствовало строгому духу Амброзианского обряда. Долговечность его произведений в репертуаре собора после его смерти свидетельствует о высоком уважении к его творчеству.

Произведения

Духовная музыка (рукописи хранятся в архиве Миланского собора)

Мессы:

  • Девять месс на 4 голоса, в основном а капелла
  • Четыре мессы на 8 голосов
  • Восемь месс, переписанных в 1731 году, на различное количество голосов
  • Одна месса на 5 голосов с оркестром
  • Реквием на 8 голосов с оркестром

Глория (Gls):

  • Двадцать три глория на 8 голосов, в основном в концертирующем стиле
  • Три глория на 8 голосов

Кредо (Crs):

  • Одно кредо на 8 голосов а капелла
  • Одно кредо на 8 голосов с органом
  • Одно кредо на 8 голосов с двумя оргами
  • Одно кредо на 8 голосов

Прочие части ординария:

  • Пять композиций, объединяющих Кредо и Санктус, на 8 голосов, в основном с органом
  • Одна композиция Кредо-Санктус
  • Одна композиция Санктус-Бенедиктус на 8 голосов с органом

Прочие духовные сочинения:

  • Около двенадцати интроитов на 4 голоса
  • Пятьдесят девять коротких интроитов на 8 голосов с органом
  • Около десяти антифонов на 4/8 голосов
  • Двадцать три гимна
  • Шестнадцать гимнов на 4 голоса
  • Пятнадцать гимнов на 8 голосов
  • Два гимна на 5 голосов
  • Девять гимнов для двойного хора
  • Тридцать два псалма
  • Сорок два псалма на 8 голосов
  • Один псалом на 4 голоса
  • Десять псалмов "Вот ныне" ("Ecce nunc")
  • Шестьдесят мотетов: на 1, 2, 3, 4 и 8 голосов
  • Четыре литании на 4/8 голосов
  • Два "Отче наш" ("Pater noster") на 8 голосов
  • Пятнадцать "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") на 8 голосов
  • Различные псаллэнды, комплетории и другие элементы вечерни для двух хоров
  • Духовный дуэт "Небесный дух, диалог между Св. Михаилом и Люцифером" ("Celorum eia Spiritus") для сопрано и баса

Светская музыка

Оперы:

  • "Амлетто" ("Ambleto"), акт 2 (Милан, 1719)

Кантаты:

  • "Возлюбленное уединение" ("Solitudine amata") для сопрано и бассо континуо

Ноты сочинений Карло Бальяни на сайте библиотеки IMSLP