Бальбатр, Клод-Бенинь
1727 - 1799

Назад

Balbastre, Claude-Bénigne

  • Дата рождения: 22 января 1727 года
  • Место рождения: Дижон, Франция
  • Дата смерти: 9 мая 1799 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Клод-Бенинь Бальбатр был французским органистом и композитором. Свои первые уроки органа он, вероятно, получил от своего отца, Бениня Бальбатра, органиста церкви Сен-Медар в Дижоне с 1691 по 1705 год, а затем церкви Сент-Этьен вплоть до своей смерти. Клод-Бенинь знал Клода Рамо (брата Жана-Филиппа) и, возможно, учился у него; степень его другого музыкального образования в Дижоне неизвестна, но к 1748 году он уже сочинил там несколько довольно незначительных фуг и других пьес для клавесина. В возрасте 23 лет Бальбатр отправился в Париж, прибыв туда, по словам Ла Борда, 16 октября 1750 года. Там он подружился с Жан-Филиппом Рамо и изучал композицию под его руководством, также беря уроки органа у органиста Пьера Феврье. Он ненадолго вернулся в Дижон, но обосновался в Париже на постоянной основе. В марте 1755 года он исполнил собственный органный концерт в "Духовном концерте"; его игра заслужила похвалу анонимного рецензента в "Меркюр де Франс": "Господин Бальбатр сыграл органный концерт собственного сочинения, который удивил и очаровал всю аудиторию; его блестящая игра зазвучала на этом инструменте авторитетно и произвела впечатление, что только он один имеет право вести за собой всех остальных. Нельзя слишком высоко оценить... исключительный талант господина Бальбатра". Впоследствии он часто выступал в "Духовном концерте" вплоть до 1782 года, обычно исполняя собственные концерты (ни один из которых не сохранился) или транскрипции увертюр и арий из современных опер Рамо и Мондонвиля. 26 марта 1756 года он получил пост органиста в церкви Сен-Рок, а 1 октября 1760 года также был принят на должность органиста в собор Нотр-Дам на три месяца в году. В 1776 году он был назначен органистом к Месье (брату короля, позднее Людовику Восемнадцатому), должность которую он сохранил до Революции. Находясь на службе при дворе, он преподавал клавесин Марии-Антуанетте и Герцогу Шартрскому и служил органистом королевской часовни. Будучи органистом в Пантеоне, он обучал дочерей видных французских и иностранных сановников, включая Томаса Джефферсона. С падением монархии он жил в бедности до конца своих дней. Одним из его последних выступлений стала собственная аранжировка "Марсельезы", исполненная на органе в расстриженном соборе Нотр-Дам.

Творчество

Творчество Клода-Бениня Бальбатра представляет собой яркий пример французского музыкального стиля эпохи Просвещения, сочетающего барочные традиции с зарождающимся классицизмом. Как композитор для клавира, он следовал великой традиции Франсуа Куперена и Жана-Филиппа Рамо, о чем свидетельствуют его характерные пьесы с программными названиями, но при этом демонстрировал индивидуальность и восприимчивость к новым веяниям, таким как влияние Доменико Скарлатти. Его органные произведения, особенно вариации на тему рождественских песен, были невероятно популярны и отличались яркой, подчас почти светской, виртуозностью, что иногда вызывало недовольство церковных властей. Бальбатр был блестящим импровизатором и новатором: он экспериментировал с инструментами, создав "организованное фортепиано" и применив в клавесине регистр "кожа буйвола" для более нежного звучания. Его сонаты-квартеты для клавесина со струнным сопровождением отражают попытку адаптироваться к моде на немецкий жанр. Жизнь и творчество Бальбатра символизируют переход от старого порядка к новой эпохе, что ярко проявляется в его аранжировке революционного гимна "Марсельеза" для церковного органа.

Произведения

Вокальные сочинения:

  • "Мои воспоминания" ("Mes souvenirs") для одного голоса с аккомпанементом, издание "Лирические анакреонтические подарки" (Париж, 1786)

Камерная музыка:

  • "Сонаты-квартеты" ("Sonates en quatuor") для клавесина/фортепиано в сопровождении двух скрипок и баса, с двумя валторнами по желанию, соч. 3 (Париж, 1779)
  • Часть сонаты-квартета

Клавирная музыка:

  • "Пьесы для клавесина", первая книга (Париж, 1759)
  • "Сборник рождественских песен, образующих 4 сюиты" ("Recueil de noëls formant 4 suittes") для клавесина/фортепиано (Париж, 1770)
  • "Марш марсельцев и песня "Вот это пройдет"" ("Marche des marseillais et l'air Ça ira") в аранжировке для фортепиано (Париж, 1793)
  • Пьесы и фуги, написанные к 1748 году
  • Пьесы, неметрированная прелюдия, "Канонада" ("La canonade") (1777)
  • Пьесы (1787)
  • "Ла д'Эсклиньяк" ("La d'Esclignac"), пьеса для клавесина (1787)
  • "Романс" ("Romance")
  • Пять пьес: "Военный марш" ("Marche guerrier"), "Канонада" ("La canonade"), "Симфония" ("Symphonie"), "Ла Де Вилье" ("La De Villiers"), "Рондо" ("Rondo")
  • Другие пьесы и аранжировки оперных арий
  • Пародии на арии в сборнике "Увеселения выздоравливающего, посвященные его друзьям" (1761) и в "Меркюр де Франс" (сентябрь 1767)
  • Пародия на пастораль

Органная музыка:

  • Органные концерты (вероятно, утеряны)

Ноты сочинений Клода-Бениня Бальбатра на сайте библиотеки IMSLP