Бай, Томмазо
1650 - 1714

Назад

Baj, Tommaso

  • Дата рождения: около 1650 года
  • Место рождения: Кревалькуоре, близ Болоньи, Италия
  • Дата смерти: 22 декабря 1714 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Томмазо Бай был итальянским композитором и певцом. Впервые он упоминается 20 октября 1670 года как альт в Капелле Джулия при соборе Святого Петра в Риме, которой он служил до конца своей жизни. В приходных книгах с 1696 по 1713 год он указан как тенор; возможно, он стал тенором незадолго до этого, но книги за 1693–1695 годы утеряны. Его долгий опыт певца под руководством таких прославленных мастеров, как Орацио Беневоли, Эрколе Бернабеи, Доменико Мазини и Джузеппе Лоренцани, побудил его заняться сочинением музыки, и, возможно, именно благодаря этому 19 ноября 1713 года, вскоре после смерти Лоренцани, он сам был назначен руководителем капеллы, пост который он занимал в течение 13 месяцев до своей собственной смерти. Он наиболее известен своим знаменитым девятиголосным "Помилуй", написанным в стиле фальсобордоне. За исключением 1768 и 1777 годов, его регулярно пели вместе с "Помилуй" Аллегри в папской капелле во время Страстной недели (в 1821 году к ним добавилось "Помилуй" Байни). Он был приверженцем строгого старого стиля, но также использовал и выразительную манеру, более типичную для его времени (как в "Помилуй"): эти два стиля противопоставлены в его творчестве, которое включает хоральное парландо. Некоторые из его произведений написаны для двойного хора.

Творчество

Творчество Томмазо Бая является ярким примером римской полифонической традиции конца XVII — начала XVIII века. Будучи певцом папской капеллы, он глубоко усвоил принципы строгого стиля, унаследованные от Палестрины. Однако в его музыке, особенно в знаменитом "Помилуй", чувствуется и влияние более современных выразительных средств. Его сочинения демонстрируют мастерское владение техникой многоголосия, в том числе для двойного хора, и искусное использование фальсобордоне — аккордового склада, типичного для речитативных частей. Уникальная историческая судьба его самого известного произведения, которое на протяжении веков исполнялось в Сикстинской капелле наравне с сочинениями Аллегри и Байни, свидетельствует о высоком авторитете Бая как композитора духовной музыки.

Произведения

Мессы:

  • Две мессы для 4 и 5 голосов

Духовные сочинения:

  • "Христе, помилуй" ("Christe eleison") для 4 голосов
  • Три произведения "Помилуй" ("Miserere"): для 5 голосов, для 8 голосов (1700 год), для 9 голосов (1713 год)
  • Около двадцати мотетов

Ноты сочинений Томмазо Бая на сайте библиотеки IMSLP