Бадиа, Карло Агостино
1672 - 1738
Назад
Badia, Carlo Agostino
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Агостино Бадиа был итальянским композитором. Его самое раннее известное произведение – оратория "Жажда Христа на кресте", сеполькро, написанная для Инсбрука в 1691 году. В начале 1692 года он, возможно, жил в Риме, где были поставлены его первые светские драматические работы. К весне 1692 года он стал придворным композитором в Инсбруке. Он завоевал восторженное покровительство Элеоноры Марии, вдовы короля Польши Михаила Вишневецкого и герцога Лотарингского Карла, а также сводной сестры императора Леопольда Первого. Помимо оратории 1691 года, Бадиа сочинил для Инсбрука две оперы в 1692 году, а также две сеполькры для Страстной недели 1693 года. Благодаря поддержке Элеоноры Марии, переехавшей в Вену в конце 1693 года, и рекомендации от короля Польши, он был назначен придворным композитором при императорском дворе 1 июля 1694 года, получив начальное ежемесячное жалование в 60 флоринов, действовавшее задним числом с 1 июля 1693 года. Таким образом, Бадиа стал первым в череде выдающихся композиторов, которые носили титул придворного композитора в Вене. После первоначальных успехов император отправил Бадиа в Рим, вероятно, в 1695 году, для завершения его музыкального образования, но из-за нехватки средств он вернулся в Вену до конца того же года. До 1697 года он, по-видимому, сочинял для Вены только оратории. Его первая опера для Габсбургского двора, "Бахус, победитель Индии", была поставлена во время карнавала 1697 года и посвящена Элеоноре Марии. В течение 18 лет при дворах Леопольда Первого и Иосифа Первого Бадиа пережил период замечательной творческой активности, создав по меньшей мере 34 оратории и 20 светских драматических произведений. Он также сочинил более 50 камерных кантат и дуэтов. Его жалование было увеличено на 30 флоринов в 1699 году и на дополнительные 30 в 1702 году, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов при дворе. Он, по-видимому, стал фаворитом Леопольда Первого и был назван Антонио Драги "хорошим виртуозом", а преемник Драги Панкотти охарактеризовал его как "довольно хорошего таланта и необычайной быстроты".
Дата брака Бадиа с примадонной Анной Марией Элизабеттой, которая прибыла в Вену в 1700 году, неизвестна. В 1706 году он, вероятно, сопровождал ее в Венецию, где она выступала в театре. Оперы и оратории Бадиа продолжали исполняться в Северной Италии, но нет свидетельств того, что он непосредственно участвовал в каких-либо постановках. В 1709 году он получил заказ на написание оперы "Любовные похождения Цирцеи с Улиссом" для Дрездена; исполнение состоялось во время визита короля Дании. Маловероятно, что Бадиа ездил в Дрезден на спектакль, которым руководил барон Франческо Баллерини, один из самых известных певцов императорского двора. Бадиа сочинял менее плодотворно во время правления Иосифа Первого, который благоволил братьям Бонончини, но император часто дополнял доход Бадиа тайными суммами денег, которые, по-видимому, спасали его от постоянных долгов. После смерти Иосифа Первого императорская капелла была реорганизована, и многие музыканты были уволены. Но 1 октября 1711 года контракты обоих Бадиа были продлены, и Карло оставался на службе у Габсбургов до своей смерти, прослужив 44 года придворным композитором.
При Карле Шестом, который предпочитал более прогрессивных композиторов Фукса и Кальдару, деятельность Бадиа резко сократилась. Между 1712 и 1738 годами известно, что он сочинил только шесть ораторий и светских драматических произведений. Анна Мария Лизи умерла 7 января 1726 года, а к 1729 году он женился на Анне Марии Софии Новелли, племяннице его первой жены; сын, Антониус Николаус, родился в 1729 году. В свои последние годы Бадиа был тесно связан с учеником Кальдары.
Бадиа был первым из группы итальянских композиторов, которые привнесли стилистические инновации эпохи позднего барокко в венский двор, долгое время находившийся под влиянием консервативного Драги. Стиль Бадиа прошел постепенный процесс созревания. Многочисленные ранние работы характеризуются плавным мелодическим письмом, лирической грацией и отсутствием контрапунктной сложности. Ему можно приписать увеличение важности идиоматического письма для струнных в Вене. Ритурнели и симфонии его опер и ораторий длиннее, чем у его предшественников, и он также требовал более разнообразных инструментальных сочетаний, а также более частых сольных облигато. Возможно, он был первым композитором в Вене, который использовал контрасты кончерто гроссо: в трио из произведения "Соревнование благ" композитор потребовал две большие противопоставляемые группы. Увертюра к одной из лучших работ Бадиа, "Геркулес, победитель Гериона", необычна тем, что состоит из четырех частей, третья из которых – менуэт. В своих ораториях и светских драматических произведениях он широко использовал вокальные ансамблевые номера, особенно трио. "Согласие Добродетели и Фортуны" заканчивается трио, техника, которая предвосхищает использование ансамблевых финалов в операх Фукса и Кальдары.
Большинство камерных кантат Бадиа предназначены для сопрано или альта только с бассо континуо, но около дюжины требуют облигатных инструментов: лютни, скрипки, флейты или более крупных сочетаний. Формально кантаты состоят из регулярного чередования речитатива и арии, обычно встречающегося в эпоху позднего барокко; Бадиа использовал арию да капо почти исключительно. Многочисленные ритурнели часто тематически связаны с вокальной партией, которая включает некоторые большие мелодические скачки и длинные виртуозные секвенционные паттерны. Речитативы также характерны для того времени своими простыми модуляциями и каденционными формулами.
Вероятно, Бадиа был родственником двух других музыкантов с такой же фамилией при дворе Габсбургов.
Карло Агостино Бадиа был ключевой фигурой в переходный период для венской придворной музыки. Он сыграл важную роль во внедрении более современного итальянского стиля позднего барокко, пришедшего на смену более консервативной традиции. Его ранние работы отмечены лирической грацией и плавными мелодиями, с минимальным использованием сложного контрапункта. Со временем его стиль созрел, и он внес несколько значительных инноваций в венскую музыкальную практику. Бадиа способствовал развитию оркестровки, увеличив длину ритурнелей и симфоний, вводя более разнообразные инструментальные комбинации и чаще используя сольные облигато для инструментов. Ему приписывают возможное первое использование принципов кончерто гроссо в Вене. Он также был мастером вокальных ансамблей, особенно трио, и его использование ансамблевых финалов повлияло на последующих композиторов, таких как Фукс и Кальдара. Его камерные кантаты, в основном написанные для голоса и бассо континуо, следуют стандартной структуре чередования речитатива и арии, с преобладанием формы да капо, и демонстрируют виртуозность и тематическую связь между вокальными и инструментальными партиями.
Сценические произведения:
Оратории:
Кантаты:
Ноты сочинений Карло Агостино Бадиа на сайте библиотеки IMSLP