Бадиа, Карло Агостино
1672 - 1738

Назад

Карло Агостино Бадиа (Carlo Agostino Badia) - Итальянский композитор

Родился в 1672 году, Венеция - умер 23 сентября 1738 года, Вена. 

Его самым ранним известным произведением является оратория "Свадьба Кристо в Кроче", написанная для Инсбрука в 1691 году. В начале 1692 года он, возможно, жил в Риме, где были созданы его первые светские драматические произведения. К весне 1692 года он стал придворным композитором в Инсбруке. Он снискал восторженное покровительство Элеоноры Марии (1653-1697), вдовы короля Польши Михаила Вишневецкого и герцога Лотарингии Карла и сводной сестры императора Леопольда I. Помимо оратории 1691 года, Бадиа написал для Инсбрука две оперы в 1692 году, а также два "сеполкри" для Страстной недели 1693 года. При поддержке Элеоноры Марии, которая переехала в Вену в конце 1693 года, и по рекомендации короля Польши он был назначен музыкантом-композитором при императорском дворе 1 июля 1694 года, получая первоначальное ежемесячное жалованье в размере 60 флоринов задним числом, начиная с 1 июля 1693 года. Таким образом, Бадиа стал первым в череде выдающихся композиторов (включая Фукса, Джованни Бонончини, П.Ф. Този и Франческо Конти), получившим звание придворного композитора Вены. После первых успехов Бадиа был отправлен императором в Рим, вероятно, в 1695 году, для завершения своего музыкального образования, но из-за нехватки средств он вернулся в Вену до конца того же года. До 1697 года он, по-видимому, сочинял только оратории для Вены. Его первая опера для габсбургского двора "Бакко, победитель Индии" была поставлена во время карнавала 1697 года и посвящена Элеоноре Марии. За 18 лет, проведенных при дворах Леопольда I (умер в 1705 году) и Иосифа I (умер в 1711 году), Бадиа пережил период выдающейся творческой активности, создав по меньшей мере 34 оратории и 20 светских драматических произведений. Он также написал более 50 камерных кантат и дуэтов. В 1699 году его зарплата была увеличена на 30 флоринов, а в 1702 году - еще на 30, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов при дворе. Похоже, он стал фаворитом Леопольда I, и Драги назвал его "великим виртуозом", а преемник Драги Панкотти - “великим талантливым и могущественным пронтеццей”. Дата свадьбы Бадии с примадонной Анной Марией Элизабеттой (Лизи) Нонетти, прибывшей в Вену в 1700 году, неизвестна. В 1706 году он, вероятно, сопровождал ее в Венецию, где она выступила в театре Джованни Гризостомо. Оперы и оратории Бадиа продолжали ставиться в северной Италии, но нет никаких свидетельств того, что он принимал непосредственное участие в каких-либо постановках. В 1709 году ему было поручено написать оперу "Любовь Цирцеи и Улисса" для Дрездена; постановка состоялась во время визита короля Дании. Кажется маловероятным, что Бадия приехала в Дрезден ради выступления, режиссером которого был барон Франческо Баллерини, один из самых известных певцов при императорском дворе. Бадиа сочинял менее активно во время правления Иосифа I, который благоволил братьям Бонончини, Джованни и Антонио Марии, но император часто пополнял доходы Бадиа тайными денежными суммами, которые, по-видимому, спасали его от постоянных долгов. После смерти Иосифа I императорская капелла была реорганизована, и многие музыканты были освобождены. Но 1 октября 1711 года контракты обоих Бадиа были продлены, и Карло оставался на службе у Габсбургов до самой своей смерти, прослужив 44 года придворным композитором. При Карле VI (умер в 1740 году), который отдавал предпочтение более прогрессивным композиторам Фуксу и Кальдаре, активность Бадиа резко снизилась. Известно, что в период с 1712 по 1738 год он написал всего шесть ораторий и светских драматических произведений. Анна Мария Лиси умерла 7 января 1726 года, и к 1729 году он женился на Анне Марии Софии Новелли, племяннице своей первой жены; в 1729 году у них родился сын Антониус Николаус. В последние годы жизни Бадиа был тесно связан с Дж. Дж. Дорнбергером, учеником Кальдары. Бадиа был первым из группы итальянских композиторов (включая Бонончини, М.А. Зиани и Конти), кто представил стилистические новшества эпохи позднего барокко венскому двору, долгое время находившемуся под властью консерватора Драги. Стиль Бадиа постепенно совершенствовался (как показал Уэллс, 1919). Многочисленные ранние работы характеризуются плавным мелодическим письмом, лирическим изяществом и отсутствием контрапунктической сложности. Можно поставить ему в заслугу то, что он повысил важность идиоматического написания строк в Вене. Ритурнели и симфонии в его операх и ораториях длиннее, чем у его предшественников, и он также требовал более разнообразных инструментальных сочетаний, а также более частых сольных обращений. Возможно, он был первым композитором в Вене, который использовал контрасты в концерто гроссо: в трио "Количество и величие" из оперы "Вокзал Бени" (1700; также приписывается М.А. Зиани) композитор призвал две большие противоположные группы (возможно, на него оказал влияние Торелли, посетивший Вену в 1699 году и 1700). Увертюра к одному из лучших произведений Бадиа "Эрколе, винчиторе ди Герионе" необычна тем, что состоит из четырех частей, третья из которых - менуэт. В своих ораториях и светских драматических произведениях он широко использовал вокальные ансамбли, особенно трио. "Конкордия добродетели и фортуны" (1702) заканчивается трио - прием, предвещающий использование ансамбля в финалах опер Фукса и Кальдары. Большинство камерных кантат Бадиа написаны для сопрано или альта только с непрерывным аккомпанементом, но около дюжины требуют оркестровых инструментов: лютен, скрипок, флейт или более крупных комбинаций. Формально кантаты состоят из регулярного чередования речитатива и арии, которые обычно встречаются в эпоху позднего барокко; Бадиа использовал почти исключительно арию да капо. Многочисленные ритурнели часто тематически связаны с вокальным исполнением, которое включает в себя несколько крупных мелодических скачков и длинные виртуозные последовательные партии. Речитативы также характерны для того времени с их простыми модуляциями и каденциальными формулами. Представляется вероятным, что Бадиа был родственником двух других музыкантов с таким именем при дворе Габсбургов: Джузеппе (р. 1642; родился в Вене 30 марта 1706), который начал свою службу в качестве музыканта-инструменталиста 26 августа 1690 года, и Джованни Джузеппе, который примерно в то же время активно выступал в Вене в качестве певца время. Сохранилось письмо из Пармы от Карло Франческо Бадиа к Г.А. Перти, воспроизведенное Неметом, который указывает, что автором определенно не был К.А. Бадиа.

Ноты сочинений Карло Агостино Бадиа на сайте библиотеки IMSLP