Бадиа, Карло Агостино
1672 - 1738

Назад

Badia, Carlo Agostino

  • Дата рождения: 1672 год (предположительно)
  • Место рождения: Венеция, Италия
  • Дата смерти: 23 сентября 1738
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Карло Агостино Бадиа был итальянским композитором. Его самое раннее известное произведение – оратория "Жажда Христа на кресте", сеполькро, написанная для Инсбрука в 1691 году. В начале 1692 года он, возможно, жил в Риме, где были поставлены его первые светские драматические работы. К весне 1692 года он стал придворным композитором в Инсбруке. Он завоевал восторженное покровительство Элеоноры Марии, вдовы короля Польши Михаила Вишневецкого и герцога Лотарингского Карла, а также сводной сестры императора Леопольда Первого. Помимо оратории 1691 года, Бадиа сочинил для Инсбрука две оперы в 1692 году, а также две сеполькры для Страстной недели 1693 года. Благодаря поддержке Элеоноры Марии, переехавшей в Вену в конце 1693 года, и рекомендации от короля Польши, он был назначен придворным композитором при императорском дворе 1 июля 1694 года, получив начальное ежемесячное жалование в 60 флоринов, действовавшее задним числом с 1 июля 1693 года. Таким образом, Бадиа стал первым в череде выдающихся композиторов, которые носили титул придворного композитора в Вене. После первоначальных успехов император отправил Бадиа в Рим, вероятно, в 1695 году, для завершения его музыкального образования, но из-за нехватки средств он вернулся в Вену до конца того же года. До 1697 года он, по-видимому, сочинял для Вены только оратории. Его первая опера для Габсбургского двора, "Бахус, победитель Индии", была поставлена во время карнавала 1697 года и посвящена Элеоноре Марии. В течение 18 лет при дворах Леопольда Первого и Иосифа Первого Бадиа пережил период замечательной творческой активности, создав по меньшей мере 34 оратории и 20 светских драматических произведений. Он также сочинил более 50 камерных кантат и дуэтов. Его жалование было увеличено на 30 флоринов в 1699 году и на дополнительные 30 в 1702 году, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов при дворе. Он, по-видимому, стал фаворитом Леопольда Первого и был назван Антонио Драги "хорошим виртуозом", а преемник Драги Панкотти охарактеризовал его как "довольно хорошего таланта и необычайной быстроты".

Дата брака Бадиа с примадонной Анной Марией Элизабеттой, которая прибыла в Вену в 1700 году, неизвестна. В 1706 году он, вероятно, сопровождал ее в Венецию, где она выступала в театре. Оперы и оратории Бадиа продолжали исполняться в Северной Италии, но нет свидетельств того, что он непосредственно участвовал в каких-либо постановках. В 1709 году он получил заказ на написание оперы "Любовные похождения Цирцеи с Улиссом" для Дрездена; исполнение состоялось во время визита короля Дании. Маловероятно, что Бадиа ездил в Дрезден на спектакль, которым руководил барон Франческо Баллерини, один из самых известных певцов императорского двора. Бадиа сочинял менее плодотворно во время правления Иосифа Первого, который благоволил братьям Бонончини, но император часто дополнял доход Бадиа тайными суммами денег, которые, по-видимому, спасали его от постоянных долгов. После смерти Иосифа Первого императорская капелла была реорганизована, и многие музыканты были уволены. Но 1 октября 1711 года контракты обоих Бадиа были продлены, и Карло оставался на службе у Габсбургов до своей смерти, прослужив 44 года придворным композитором.

При Карле Шестом, который предпочитал более прогрессивных композиторов Фукса и Кальдару, деятельность Бадиа резко сократилась. Между 1712 и 1738 годами известно, что он сочинил только шесть ораторий и светских драматических произведений. Анна Мария Лизи умерла 7 января 1726 года, а к 1729 году он женился на Анне Марии Софии Новелли, племяннице его первой жены; сын, Антониус Николаус, родился в 1729 году. В свои последние годы Бадиа был тесно связан с учеником Кальдары.

Творчество

Бадиа был первым из группы итальянских композиторов, которые привнесли стилистические инновации эпохи позднего барокко в венский двор, долгое время находившийся под влиянием консервативного Драги. Стиль Бадиа прошел постепенный процесс созревания. Многочисленные ранние работы характеризуются плавным мелодическим письмом, лирической грацией и отсутствием контрапунктной сложности. Ему можно приписать увеличение важности идиоматического письма для струнных в Вене. Ритурнели и симфонии его опер и ораторий длиннее, чем у его предшественников, и он также требовал более разнообразных инструментальных сочетаний, а также более частых сольных облигато. Возможно, он был первым композитором в Вене, который использовал контрасты кончерто гроссо: в трио из произведения "Соревнование благ" композитор потребовал две большие противопоставляемые группы. Увертюра к одной из лучших работ Бадиа, "Геркулес, победитель Гериона", необычна тем, что состоит из четырех частей, третья из которых – менуэт. В своих ораториях и светских драматических произведениях он широко использовал вокальные ансамблевые номера, особенно трио. "Согласие Добродетели и Фортуны" заканчивается трио, техника, которая предвосхищает использование ансамблевых финалов в операх Фукса и Кальдары.

Большинство камерных кантат Бадиа предназначены для сопрано или альта только с бассо континуо, но около дюжины требуют облигатных инструментов: лютни, скрипки, флейты или более крупных сочетаний. Формально кантаты состоят из регулярного чередования речитатива и арии, обычно встречающегося в эпоху позднего барокко; Бадиа использовал арию да капо почти исключительно. Многочисленные ритурнели часто тематически связаны с вокальной партией, которая включает некоторые большие мелодические скачки и длинные виртуозные секвенционные паттерны. Речитативы также характерны для того времени своими простыми модуляциями и каденционными формулами.

Вероятно, Бадиа был родственником двух других музыкантов с такой же фамилией при дворе Габсбургов.

Карло Агостино Бадиа был ключевой фигурой в переходный период для венской придворной музыки. Он сыграл важную роль во внедрении более современного итальянского стиля позднего барокко, пришедшего на смену более консервативной традиции. Его ранние работы отмечены лирической грацией и плавными мелодиями, с минимальным использованием сложного контрапункта. Со временем его стиль созрел, и он внес несколько значительных инноваций в венскую музыкальную практику. Бадиа способствовал развитию оркестровки, увеличив длину ритурнелей и симфоний, вводя более разнообразные инструментальные комбинации и чаще используя сольные облигато для инструментов. Ему приписывают возможное первое использование принципов кончерто гроссо в Вене. Он также был мастером вокальных ансамблей, особенно трио, и его использование ансамблевых финалов повлияло на последующих композиторов, таких как Фукс и Кальдара. Его камерные кантаты, в основном написанные для голоса и бассо континуо, следуют стандартной структуре чередования речитатива и арии, с преобладанием формы да капо, и демонстрируют виртуозность и тематическую связь между вокальными и инструментальными партиями.

Произведения

Сценические произведения:

  • "Любовь, побеждающая гнев, или Умиротворенная Олимпия" ("Amor che vince lo sdegno, ovvero Olimpia placata"), Рим, карнавал 1692
  • "Розaura, или Любовь – дитя благодарности" ("La Rosaura, ovvero Amore figlio della gratitudine"), Инсбрук, апрель 1692
  • "Корсар-амазонка, или Альвильда, королева готов" ("L'amazone corsara, ovvero L'Alvilda, regina de' Goti"), Инсбрук, осень 1692
  • "Нимфа Аполлон" ("La ninfa Apollo"), Рим и Милан, 1692
  • "Бахус, победитель Индии" ("Bacco, vincitore dell'India"), Вена, 14 февраля 1697
  • "Мир между враждующими богами при падении Трои" ("La pace tra i numi discordi nella rovina di Troia"), серенада, Вена, 21 мая 1697
  • "Идея счастливого правления" ("L'idea del felice governo"), серенада, Лаксенбург, 9 июня 1698
  • "Избрание героя" ("Lo squittinio dell'eroe"), камерное сочинение, Вена, 26 июля 1698
  • "Триумф Гименея" ("Imeneo trionfante"), серенада, Вена, 28 февраля 1699
  • "Нарцисс" ("Il Narciso"), пасторальная сказка, Лаксенбург, 9 июня 1699
  • "Всеобщее ликование мира" ("Il commun giubilo del mondo"), камерная музыка, Вена, 26 июля 1699
  • "Амур, беглый от Венеры и найденный у ног Ее Священного Королевского Величества Амалии" ("Cupido fuggitivo da Venere e ritrovato a' piedi della Sacra Reale Maestà d'Amalia"), карнавальное развлечение, карнавал 1700
  • "Диана, примиренная с Венерой и Амуром" ("Diana rappacificata con Venere e con Amore"), музыкальное развлечение, Шёнбрунн, 28 апреля 1700
  • "Постоянство Улисса" ("La costanza d'Ulisse"), драма на музыку, Вена, 29 июня 1700
  • "Соревнование благ" ("Le gare dei beni"), поэтический аплодисмент с музыкой, Вена, 25 июля 1700
  • "Любви нужно сходство" ("L'amore vuol somiglianza"), драма на музыку, Вена, 18 января 1702
  • "Согласие Добродетели и Фортуны" ("La concordia della Virtù e della Fortuna"), небольшая драматическая поэма, Вена, 21 апреля 1702
  • "Эней в Элизиуме" ("Enea negli Elisi"), небольшая драматическая поэма, Вена, 9 июня 1702
  • "Ариадна" ("L'Arianna"), небольшая драматическая поэма, Вена, 21 февраля 1702
  • "Психея" ("La Psiche"), небольшая драматическая поэма, Вена, 22 июля 1703
  • "Неаполь, возвращенный римлянам" ("Napoli ritornata ai romani"), сочинение для музыки, Вена, 1 октября 1707
  • "Геркулес, победитель Гериона" ("Ercole, vincitore di Gerione"), небольшая драматическая поэма, Вена, 4 ноября 1708
  • "Любовные похождения Цирцеи с Улиссом" ("Gli amori di Circe con Ulisse"), драма на музыку, Дрезден, 20 июня 1709
  • "Прекрасный гений Австрии и Судьба" ("Il bel genio dell'Austria ed il Fato"), диалог, Вена, ноябрь 1723

Оратории:

  • "Жажда Христа на кресте" ("La sete di Cristo in croce"), Инсбрук, Страстная неделя 1691
  • "Успение Святого Иосифа" ("Il transito de San Giuseppe"), Инсбрук, Страстная неделя 1693
  • "Любовь искупления" ("L'amor della redentione"), Инсбрук, Страстная пятница 1693
  • "Невинность, невредимая от предательства, изображенная в Святом Карле" ("L'innocenza, illesa dal tradimento, descritta in San Carlo"), Вена, Великий пост 1694
  • "Святая Урсула, дева и мученица" ("S Ursula, vergine e martire"), Вена, 21 октября 1694
  • "Распятый Иисус" ("Gesu crocifisso"), Вена, 2 апреля 1695
  • "Святая Урсула, дева и мученица" ("Sant' Orsola, vergine e martire"), Вена, 21 октября 1695
  • "Смерть Искупителя" ("La morte del Redentor"), Вена, 21 апреля 1696
  • "Жертвоприношение Авраама" ("Il sacrificio d'Abramo"), Вена, 21 октября 1696
  • "Обретение Креста" ("L'invenzione della croce"), Вена, 6 апреля 1697
  • "Плач Девы Марии и Святой Марии Магдалины у Святого Гроба, услажденный утешением" ("Il pianto di Maria vergine, e di S Maria Maddalena al S Sepolcro raddolcito dalla consolatione"), Вена, 6 апреля 1697
  • "Бракосочетание Святой Урсулы, девы и мученицы" ("Lo sposalizio di S Orsola, vergine e martire"), Вена, 21 октября 1697
  • "Перипетии Иосафата, царя Иудейского" ("La vicende di Giosafatte, Re di Giuda"), Вена, Великий пост 1698
  • "Погребение Христа" ("La sepoltura di Christo"), Вена, 29 марта 1698
  • "Возвращение Товита" ("Il ritorno di Tobia"), Вена, 21 октября 1698
  • "Снятие с креста и погребение Иисуса" ("La depositione dalla croce, e sepoltura di Gesu"), Вена, 18 апреля 1699
  • "Триумф красоты, грации и добродетели, выраженный в счастливейшем браке Эсфири, самой достойной девы избранного народа, с Ассуром, величайшим монархом мира" ("Il trionfo della bellezza, della grazia e della virtu espresso nelle felicissimie nozze di Ester, la piu degna vergine del popolo eletto, con Assuero, il maggior monarco del mondo"), Вена, 21 октября 1699
  • "Иисус в претории, или Невинность, судимая коварством" ("Giesu nel pretorio, osia L'innocenza giudicata della malizia"), Вена, 10 апреля 1700
  • "Двор, новициат небес для блаженной Екатерины из Болоньи" ("La corte, noviziato del chiastre per la beata Caterina da Bologna"), Вена, 21 октября 1700
  • "Безбожие, торжествующее в смерти Иисуса Христа" ("L'empieta trionfante nella morte di Giesu Cristo"), Вена, 26 марта 1701
  • "Невинная любовь, торжествующая над вероломством, или Святая Цецилия, дева и мученица" ("L'amante innocenza, trionfatrice della perfidia, ovvero S Cecilia, vergine e martire"), Вена, Великий пост 1702
  • "Воскресение Иисуса Христа" ("La resurrezione di Giesu Cristo"), Вена, 15 апреля 1702
  • "Брачные обеты Святой Урсулы" ("Le promesse nuziali di S Orsola"), Вена, 21 октября 1702
  • "Благочестивые мысли" ("I pensieri divoti"), Рим, Сочельник 1702
  • "Милосердие Давида" ("La clemenza di Davide"), Вена, Великий пост 1703
  • "Бегство в Египет Святого Патриарха Иосифа с Иисусом и Марией" ("La fuga in Egitto dal Patriarca S Giuseppe con Giesu e Maria"), Вена, 21 октября 1703
  • "Благочестивое развлечение" ("Trattenimento divoto"), место исполнения неизвестно, 1703
  • "Святой Ромуальд" ("S Romoaldo"), Вена, Великий пост 1704
  • "Юдифь" ("La Giuditta"), Вена, 21 октября 1704 и 1710
  • "Бегство Святой Терезы" ("La fuga di S Teresa"), Вена, 21 октября 1705
  • "Погребение Христа" ("La sepoltura di Cristo"), место исполнения неизвестно, 1706
  • "Святая Тереза" ("S Teresa"), Вена и Милан, Великий пост 1706
  • "Невинность, попираемая миром и защищаемая Богом" ("L'innocenza calpestata dal mondo, e proletta da Dio"), Вена, 21 октября 1706
  • "Возвращение Товита" ("Il ritorno di Tobia"), Вена, Великий пост 1707
  • "Мученичество Святой Сусанны" ("Il martirio di S Susanna"), 1707
  • "Покаяние Давида" ("Il pentimento di Davide"), Вена, Великий пост 1708
  • "Святая Тереза" ("Santa Teresa"), Вена, 21 октября 1708
  • "Мученичество Маккавеев" ("Il martirio de' Maccabei"), Вена, Великий пост 1709
  • "Юдифь" ("La Giuditta"), Вена, Великий пост 1710
  • "Святая Гертруда" ("Santa Geltrude"), Вена, Великий пост 1711
  • "Возвышение Соломона" ("La esaltazione di Salomone"), место исполнения неизвестно, 21 октября 1716 (предположительно)
  • "Измаил" ("Ismaele"), Вена, 11 марта 1717
  • "Пророк Илия" ("Il profeta Elia"), Вена, 2 марта 1730

Кантаты:

  • "Гармоничные дани" ("Tributi armonici"), сборник из 12 камерных кантат
  • "Мир и Марс, умоляющие перед троном Славы" ("La Pace e Marte, supplicanti avanti al trono della Gloria"), Вена, 19 марта 1701
  • "Жертвоприношение Береники" ("Il sacrificio di Berenice"), Вена, 28 августа 1712
  • 41 камерная кантата и 4 камерных дуэта, сохранившиеся в различных рукописях

Ноты сочинений Карло Агостино Бадиа на сайте библиотеки IMSLP