Бацилли, Бенинь де
1625 - 1690

Назад

Bacilly, Bénigne de

  • Дата рождения: около 1625 года
  • Место рождения: Нормандия, Франция (предположительно)
  • Дата смерти: 27 сентября 1690 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Бенинь де Бацилли был французским учителем пения и композитором. Возможно, он был священником. Большую часть жизни он прожил в Париже, но также состоял на службе у Шарля Лотарингского, герцога д'Эльбёф. Хотя он был важной фигурой как композитор и педагог, наиболее ценным наследием Бацилли является вокальный трактат "Любопытные замечания о искусстве хорошего пения", который давно признан одним из самых подробных источников информации о французской вокальной практике семнадцатого века. Однако до публикации английского перевода с включенными примерами применение его предписаний к вокальному исполнению было практически невозможным, поскольку примеры, которые Бацилли использовал для иллюстрации своих учений, не были включены в текст (он просто ссылался на конкретные пассажи в опубликованных томах придворных арий). Важность "Замечаний" заключается в двух основных областях: это один из самых ранних трудов, дающих конкретные описания и применения выразительных мелодических украшений, которые были приняты в музыкальный язык всей Европы к восемнадцатому веку, и целая половина трактата посвящена исчерпывающему обсуждению значения, структуры, произношения и ритма французской поэзии, с подробными инструкциями по её усилению с помощью музыкальной орнаментики — веское доказательство отношений "хозяин-слуга" между поэзией и украшением. Бацилли брал свои примеры из арий, чьи короткие, изящные куплеты сочетаются с нежными, ненавязчивыми мелодиями. В антологиях арий времени Бацилли композитор обычно печатал мелодию второго куплета как сложную вариацию первого. Бацилли ссылался на эти диминуции как на записанные импровизации композитора-певца и анализировал их связь с поэзией. Он сам был активен как композитор в этом жанре, но многие из его сборников арий были опубликованы ограниченными тиражами в 30 или менее экземпляров, и в некоторых случаях не сохранилось ни одного экземпляра.

Творчество

Творчество Бенинь де Бацилли разделяется на композиторскую и теоретическую деятельность. Как композитор он был плодовитым автором светских и духовных арий, а также песен для танцев и застольных песен, которые публиковались в многочисленных сборниках. Однако его главный вклад в историю музыки — это теоретические труды, в первую очередь "Любопытные замечания о искусстве хорошего пения". Этот трактат является фундаментальным источником для понимания исполнительской практики французского барокко, детально описывая не только технику вокала, но и сложную взаимосвязь между поэтическим текстом и музыкальным украшением. Бацилли рассматривал орнаментацию не как произвольное украшение, а как средство риторического усиления текста. Его работы демонстрируют глубокое понимание французской просодии и предоставляют бесценные сведения о том, как мелодические фигуры и диминуции применялись на практике, часто служа записанной импровизацией, которая иллюстрировала связь между композицией и спонтанным исполнением. Его подход к пению и орнаментике оказал значительное влияние на развитие вокального искусства во Франции и за ее пределами.

Произведения

Духовная музыка (все сборники изданы в Париже):

  • "Духовные арии … на христианские стансы аббата Тестю … с бассо континуо, и вторые куплеты в диминуции" ("Les airs spirituels … sur les stances chrestiennes de M l’Abbé Testu … avec basse continue, et les seconds couplets en diminution") (1672)
  • "Духовные арии … с бассо континуо, цифровкой для аккомпанемента, и вторыми куплетами в диминуции, вторая часть" ("Les airs spirituels … avec la basse continue, les chiffres pour l’accompagnement, et les seconds couplets en diminution, seconde partie") (1677)
  • "Духовные арии … в большем количестве и в большем совершенстве, чем в предыдущих изданиях, две части" ("Les airs spirituels … dans un plus grand nombre et une plus grande perfection que dans les précédents éditions, deux parties") (1688) [переработка двух вышеуказанных сборников; дальнейшие издания в 1692 и 1693 годах]

Светская музыка

Сборники арий:

  • "Новая книга арий" ("Nouveau livre d’airs") (1661)
  • "Первая книга арий" ("Premier livre d’airs") (1662)
  • "Вторая книга арий на две партии … посвященная её высочеству мадемуазель де Немур" ("Second livre d’airs à deux parties … dédié à son Altesse Mademoiselle de Nemours") (1664)
  • "Три книги арий … увеличенные несколькими новыми ариями, цифровкой для теорбы и украшениями для метода пения, первая часть" ("Les trois livres d’airs … augmentez de plusieurs airs nouveaux, de chiffres pour le théorbe et d’ornemens pour la méthode de chanter, première partie") (1668)
  • "Смеси арий на две партии, застольных арий и других песен" ("Meslanges d’airs à deux parties, d’airs à boire et autres chansons") (1671)
  • "Вторая книга смесей, песен, серьезных и застольных арий, на 2 и 3 партии" ("II. livre des meslanges, de chansons, airs sérieux et à boire, à 2 et 3 parties") (1674)
  • "Сборник восьми книг песен для питья и для танцев" ("Recueil des huit livres de chansons pour boire e pour danser") (1699)

Застольные и танцевальные песни (серии):

  • "Двадцать вторая книга песен для танцев и для питья на две партии" ("XXII livre de chansons pour danser et pour boire à deux parties") (1663)
  • "Вторая книга песен для танцев и для питья на две партии" ("Second livre de chansons pour danser et pour boire à deux parties") (1664)
  • "Третья книга песен для танцев и для питья" ("III. livre de chansons pour danser et pour boire") (1665)
  • "Четвертая книга песен для танцев и для питья" ("IIII. livre de chansons pour danser et pour boire") (1666)
  • "Пятая книга песен для танцев и для питья" ("V. livre de chansons pour danser et pour boire") (1667)
  • "Шестая книга песен для танцев и для питья" ("VI. livre de chansons pour danser et pour boire") (1668)
  • "Винная мешанина на две партии, содержащая алфавиты фрагментов, выбранных из лучших застольных песен" ("Capilotade bachique à deux parties contenant les alphabets de fragmens choisis des meilleures chansons à boire") (1667)
  • "Вторая книга застольных арий … содержащая несколько речитативов баса и других арий на две и на три партии со вторым изданием первого сборника, исправленным и дополненным" ("Second livre d’airs bachiques … contenant plusieurs récits de basses et autres airs à deux et à trois parties avec une seconde édition du premier recueil corrigée et augmentée") (1677)

Теоретические труды:

  • "Любопытные замечания о искусстве хорошего пения" ("Remarques curieuses sur l’art de bien chanter") (1668, 4-е издание 1681)
  • "Трактат о методе, или Искусство хорошо петь" ("Traité de la méthode, ou Art de bien chanter par le sieur B.D.B.") (1671)
  • "Искусство хорошо петь г-на де Бацилли, дополненное рассуждением, служащим ответом на критику этого трактата" ("L’art de bien chanter de M de Bacilly, augmenté d’un discours qui sert de réponse à la critique de ce traité") (1679)

Редакции и сборники:

  • "Сборник самых прекрасных стихов … положенных на песню, с именами авторов как арий, так и слов" ("Recueil des plus beaux vers … mis en chant, avec le nom des autheurs tant des airs que des paroles") (1661)
  • "Сборник всех самых прекрасных застольных арий, с именами авторов музыки и слов" ("Recueil de tous les plus beaux airs bachiques, avec les noms des autheurs du chant et des paroles") (1671)
  • "Первый сборник серьезных и застольных арий разных авторов, на две и три партии" ("Premier recueil d’airs sérieux et à boire de différents autheurs, à deux et trois parties") (1679)