Бахофен, Иоганн Каспар
1695 - 1755

Назад

Bachofen, Johann Caspar

  • Дата рождения: 26 декабря 1695 года
  • Место рождения: Цюрих, Швейцария
  • Дата смерти: 23 июня 1755 года
  • Место смерти: Цюрих, Швейцария

Биография

Иоганн Каспар Бахофен был швейцарским композитором и музыкальным педагогом. Его отец, Йозеф, первоначально портной, а с 1692 года школьный учитель, планировал для Иоганна Каспара, своего второго сына, карьеру теолога. После учебы в кафедральной школе, Коллегиуме Гуманитатис и, с 1715 года, в теологическом классе, Бахофен получил звание служителя божественного слова в 1720 году. В 1711 году он вступил в музыкальное собрание при капитуле, а в 1715 году стал членом собрания, которое проходило при Немецкой школе. В 1720 году он стал учителем пения в младшей грамматической школе. Его небольшой доход вынуждал его искать дополнительный источник средств к существованию, и он занялся торговлей струнами для скрипки. Несмотря на споры с официальными лицами и коллегами, после смерти Иоганна Каспара Альбертина в 1742 году он был назначен на важную должность кантора в Гроссмюнстере, самом главном соборе Цюриха; одновременно он стал директором музыкального собрания при капитуле. В 1739 году он также взял на себя роль капельмейстера в Немецкой школе, объединив таким образом несколько важнейших музыкальных постов в Цюрихе. Однако к 1748 году он заболел, и плохое здоровье мешало исполнению его обязанностей и омрачило его последние годы.

Творчество

Значение Бахофена в истории швейцарской музыки заключается прежде всего в исключительной популярности некоторых его произведений. Его музыка критиковалась, даже современниками, за недостатки в конструкции, гармоническом языке и мелодическом развитии; но его важнейший сборник духовных песен "Музыкальное Аллилуия" выдержал не менее одиннадцати изданий между 1727 и 1803 годами и стал одним из любимых песенников для популярного музицирования дома. В районе Санкт-Галлена термин "бахофеле" использовался вплоть до девятнадцатого века для обозначения собрания певцов для репетиции. Три его обработки духовных песен были переизданы Гольдшмидом в 1942 году, и сегодня он представлен в песеннике Швейцарской Реформированной церкви гимном "Вставайте, сподвижники царства".

Как ясно из предисловия к "Музыкальному Аллилуия", произведения Бахофена были специально предназначены для домашнего использования. Он отошел от традиции четырехголосного письма в манере псалмов Гудимеля, и большинство его произведений написано для трех голосов. Партия бассо континуо, предположительно исполнявшаяся на домашнем органе, также составляет вокальную басовую партию, и есть две партии сопрано, которые часто перекрещиваются. Сольные песни с органом вставлены для заполнения пустот на печатных страницах, возникающих из-за издания отдельными партиями, где каждая трехголосная песня начинается с новой страницы.

Бахофен также важен своей педагогической работой, в частности расширением музыкальных собраний, центров немецко-швейцарской музыки того времени и предшественников будущих концертных институтов. Он также опубликовал "Маленькую нотную музыкальную книжечку", предназначенную для того, чтобы дать начинающему теоретическое представление об искусстве музыки и пения за короткое время. Его педагогические труды и простые, мелодичные сочинения оказали значительное влияние на развитие музыкальной культуры и любительского музицирования в немецкоязычной Швейцарии.

Произведения

Духовные песни и сборники:

  • "Музыкальное Аллилуия: или двести шесть прекрасных и остроумных песнопений" ("Musicalisches Hallelujah: Oder [206] schöne und geistreiche Gesänge")
  • "Псалмы Давида" ("Psalmen Davids")
  • "Двенадцать музыкально-ежемесячных изданий, состоящих из немецких, духовных арий" ("[12] Musicalisch-monatliche Aussgaaben, bestehend in teutschen, geistlichen Arien")
  • "Музыкально-еженедельные издания" ("Musicalisch-wöchentliche Aussgaaben")
  • "Музыкальные услады, состоящие из семнадцати приятных арий" ("Musicalische Ergezungen, bestehende in [17] angenehmen Arien")

Вокальные произведения на тексты Б.Г. Брокеса:

  • "Земное наслаждение в Боге, состоящее из физико-моральных стихотворений" ("Herrn B.H. Brockes … Irdisches Vergnügen in Gott, bestehend in physicalisch und moralischen Gedichten")
  • "Иисус, мучимый и умирающий за грехи мира" ("Der für die Sünden der Welt gemarterte und sterbende Jesus")

Кантаты и праздничная музыка (утеряны):

  • Новогодние кантаты для Музыкального общества при Немецкой школе (1733–1735, 1741)
  • Кантата к пятидесятилетию Музыкального общества при Немецкой школе (1729)
  • Сонет, посвященный старшине Хансу Якобу Лаватеру (1735)
  • Кантата, посвященная новому старшине музыкального коллегиума, И.М. Кёхли (1739)
  • Пьеса-приветствие старшине юнкеру ландфогту Эшеру (1750)
  • Концерт для освящения нового зала Музыкального общества Бишофсцелля (14 ноября 1745)

Педагогический труд:

  • "Маленькая нотная музыкальная книжечка" ("Musicalisches Noten-Büchlein")

Ноты сочинений Иоганна Каспара Бахофена на сайте библиотеки IMSLP