Бачелер, Дэниел
1572 - 1619

Назад

Дэниел Бачелер (Daniel Bacheler) - Английский лютнист и композитор

Родился 16 марта 1572 года, Астон Клинтон, Бакс - умер 29 января 1619 года, Ли, Кент. 

В возрасте семи лет он поступил в ученики к своему дяде Томасу Карделлу, лютнисту и учителю танцев королевы Елизаветы, что говорит о том, что его особый талант был очевиден уже тогда. В 1587 году его ученичество было передано главному секретарю королевы сэру Фрэнсису Уолсингему, и этот шаг должен был определить дальнейший ход карьеры Бачелера. В том же году он принял участие в качестве пажа в похоронной процессии зятя Уолсингема сэра Филипа Сидни. Самая ранняя музыка, приписываемая Бачелеру, сохранилась в книгах Уолсингемского консорта, датированная 1588 годом, что указывает на то, что музыка была написана и скопирована, когда Бачелеру было всего 15 или 16 лет. Его вклад включает в себя семь пьес, написанных для недавно разработанного смешанного ансамбля скрипичных и басовых альтов, флейты, лютни, цитры и бандоры.

К октябрю 1594 года, за год до предусмотренного срока окончания своего ученичества, он поступил на службу к графу Эссексу за щедрое жалованье в 30 фунтов стерлингов (обычным было 20 фунтов стерлингов). Возможно, эту должность ему обеспечила леди Эссекс (урожденная Уолсингем), которая была вдовой сэра Филипа Сидни. Скорее всего, Бачелер все еще был слугой Эссекса в 1599 году, когда ему платили за доставку писем от Тайного совета в Ирландию. В тот же период Бачелер записал горький сонет графа "Взывай к моей вере", адресованный и почти наверняка спетый непосредственно королеве Елизавете. Эта песня была напечатана в книге Роберта Доуленда "Музыкальный банкет" в 1610 году.

Предположительно, Бачелер остался слугой леди Эссекс после казни графа в 1601 году; два года спустя он сопровождал ее ко двору Якова I. Там он был назначен грумом в личные покои королевы Анны с необычайно высоким годовым окладом в 160 фунтов стерлингов. Другим конюхам платили по 60 фунтов, а королевским лютнистам – всего 20-40 фунтов. Бачелер также работал секретарем (благодарственное письмо от имени королевы хранится в библиотеке Хэтфилд-Хауса, C.P.118/134), но, без сомнения, его музыкальные способности ценились особенно высоко. Современный стиль некоторых соло на лютне позволяет предположить, что он продолжал сочинять музыку в последние годы своей жизни. В феврале 1607 года он подал заявку на получение герба и получил его, подтвердив свой статус ‘джентльмена’. Он умер в возрасте 46 лет в 1619 году и был похоронен в Ли, недалеко от дома королевы Анны в Гринвиче, где у Уолсингемов была собственность.

Сохранилось более 50 соло на лютне, и этот показатель превзошли только Доуленд и Холборн. Партии Бачелера витиеваты, требуют технического мастерства, и он был одним из первых лютнистов, который начал осваивать более низкие звучания инструмента, иногда опуская мелодию до четвертого и пятого тактов. Он написал отрывки из трех популярных французских мелодий и, вероятно, был первым английским лютнистом, сыгравшим неизмеренные прелюдии. Последние из них сохранились в "Лютневой книге" лорда Герберта из Шербери (GB-Cfm), который, возможно, познакомил Бачелера с французским влиянием, когда он посетил королеву Анну по возвращении из Парижа в 1609 году. Многие соло сохранились в ненадежных текстах с неравномерной продолжительностью аккордов, а одно соло на гальярде существует в двух версиях (лонговские № 13b и 29), что позволяет предположить, что Бачелер импровизировал больше, чем большинство лютнистов, и что переписчики, такие как Мэтью Холмс, испытывали трудности с записью его игры. Поскольку он был нанят в качестве грума, он, вероятно, не чувствовал себя стесненным ожиданиями, возлагаемыми на профессиональных лютнистов, поощряя более экспериментальный подход к композиции и игре. Его часто называли "мистер Даниэль", что приводило к путанице с Джоном Даниэлем, особенно из-за того, что обоим композиторам приписывались одни и те же разделы "Книги месье". Теперь ясно, что "мистер Даниэль’ относится к Бачелеру.

Ноты сочинений Дэниела Бачелера на сайте библиотеки IMSLP