Бачелер, Даниель
1572 - 1619
Назад
Bacheler, Daniel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Даниэль Бэчелер был английским лютнистом и композитором елизаветинской и якобитской эпох. Он был крещен в Астон-Клинтоне 16 марта 1572 года. Уже в семилетнем возрасте его отдали в ученики к его дяде, Томасу Карделлу, лютнисту и учителю танцев королевы Елизаветы I, что указывает на рано проявившийся особый талант мальчика. В 1587 году его ученичество было передано главному секретарю королевы, сэру Фрэнсису Уолсингему, что определило дальнейший курс карьеры Бэчелера. В том же году он принял участие в похоронной процессии зятя Уолсингема, сэра Филипа Сидни, в качестве пажа.
Самая ранняя музыка, приписываемая Бэчелеру, сохранилась в консортных тетрадях Уолсингема, датированных 1588 годом, что указывает на то, что музыка была сочинена и переписана, когда Бэчелеру было всего 15 или 16 лет. Его вклад включает семь пьес, написанных для недавно разработанного смешанного консорта из альтовой и басовой виол, флейты, лютни, цистры и бандоры.
К октябрю 1594 года, за год до оговоренного завершения ученичества, он поступил на службу к графу Эссексу с щедрым жалованьем в 30 фунтов в год (при норме в 20 фунтов). Это место, вероятно, было обеспечено для него леди Эссекс (урожденной Уолсингем), вдовой сэра Филипа Сидни. Скорее всего, Бэчелер все еще оставался слугой Эссекса в 1599 году, когда ему заплатили за доставку писем от Тайного совета к графу в Ирландию. В тот же период Бэчелер положил на музыку горький сонет графа "Чтобы оправдать мою верность", обращенный и, почти наверняка, спетый непосредственно королеве Елизавете. Песня была напечатана в "Музыкальном банкете" Роберта Дауленда в 1610 году.
Предположительно, Бэчелер остался слугой леди Эссекс после казни графа в 1601 году; двумя годами позже он сопровождал ее ко двору Якова I. Там он был назначен грумом Тайной палаты королевы Анны с необычайно высоким годовым жалованьем в 160 фунтов. Другим грумам платили 60 фунтов, а королевским лютнистам — только 20–40 фунтов. Бэчелер также работал секретарем (благодарственное письмо от имени королевы сохранилось в библиотеке Хатфилд-хауса), но, без сомнения, особенно ценились его музыкальные навыки. Передовой стиль некоторых сольных пьес для лютни позволяет предположить, что он продолжал сочинять в последние годы жизни. В феврале 1607 года он подал заявку и получил герб, подтвердив свой статус "джентльмена". Он умер в возрасте 46 лет в 1619 году и был похоронен в Ли, недалеко от резиденции королевы Анны в Гринвиче и там, где у семьи Уолсингемов была собственность.
Даниэль Бэчелер был одним из ведущих английских композиторов-лютнистов рубежа XVI-XVII веков. Его творчество охватывает как инструментальную музыку для лютни и консортов, так и вокальные сочинения. Ранние работы демонстрируют мастерское владение техникой смешанного консорта, популярного в елизаветинской Англии. Его сольные пьесы для лютни отличаются передовым для своего времени гармоническим языком и сложной контрапунктической фактурой.
Более 50 сольных пьес для лютни Бэчелера сохранились до наших дней; по объему наследия его превосходят только Джон Дауленд и Энтони Холборн. Дивизии (вариации) Бэчелера отличаются цветистостью и требуют технического мастерства для исполнения. Он был одним из первых лютнистов, кто исследовал низкие звучания инструмента, иногда опуская мелодию до четвертого и пятого хоров. Он написал дивизии на три французские народные мелодии и, вероятно, был первым английским лютнистом, игравшим неметрированные прелюдии. Эти последние сохранились в лютневой книге лорда Герберта из Чербери, который, вполне возможно, познакомил Бэчелера с французским влиянием, когда навещал королеву Анну по возвращении из Парижа в 1609 году. Многие сольные пьесы сохранились в ненадежных текстах с нерегулярной длиной разделов, а одна гальярда существует в двух версиях, что позволяет предположить, что Бэчелер импровизировал больше, чем большинство лютнистов, и у переписчиков, таких как Мэтью Холмс, возникали трудности с нотацией его игры. Поскольку он был нанят как грум, он, вероятно, не чувствовал себя скованным ожиданиями, возлагаемыми на профессиональных лютнистов, что поощряло более экспериментальный подход к сочинению и исполнению. На него часто ссылались как на "мистера Даниэля", что вызывало путаницу с Джоном Даниелем, особенно поскольку одни и те же дивизии "Аллеманды Монсеньора" приписывались обоим композиторам. В настоящее время ясно, что "мистер Даниэль" относится к Бэчелеру. Его музыкальный стиль характеризуется смелым экспериментаторством, технической сложностью и синтезом английских и французских традиций.
Для лютни соло:
Для смешанного консорта:
Песня с сопровождением:
Ноты сочинений Даниеля Бачелера на сайте библиотеки IMSLP