Бах, Вильгельм Фридрих Эрнст
1759 - 1845

Назад

Bach, Wilhelm Friedrich Ernst

  • Родился 24 мая 1759 г. - Бюккебург.
  • Умер 25 декабря 1845 г. - Берлин.

Сын Иоганна Кристофа Фридриха Баха. 

Он был крещен 27 мая, крестным отцом был граф Вильгельм фон Шаумбург-Липпе. В.Ф.Э. Бах получил музыкальное образование у своего отца и Кристиана Фридриха Гейера, кантора городской церкви в Бюккебурге. В 1778 году он отправился со своим отцом в Лондон и остался там на попечении своего дяди И.С. Баха, сделав себе имя как пианист и преподаватель игры на клавишных. Он появился на одном из концертов Баха-Абеля на Ганновер-сквер уже 6 декабря 1778 года, исполнив собственную сонату, и его первые клавишные и камерные произведения были опубликованы ведущими английскими фирмами. Через некоторое время после смерти своего дяди, 1 января 1782 года, В.Ф.Э. Бах вернулся в Германию. Его маршрут пролегал через Париж и Нидерланды, где он познакомился с издателем И.И. Хаммелом в Амстердаме, а затем в северную Германию, где он давал концерты в Ольденбурге и других местах. По его собственным словам, он некоторое время жил у своего дяди К.Ф.Э. Баха в Гамбурге, прежде чем в 1784 году обосноваться в Миндене, недалеко от Бюккебурга. По-видимому, он присвоил себе звание музыкального директора, поскольку нет никаких свидетельств того, что такая должность действительно существовала. Однако его положение позволяло ему исполнять драматические произведения и кантаты (вероятно, включая сочинения его отца). Особую поддержку он получал от камерного правителя Франца Вильгельма Трауготта фон Брайтенбауха (1739-1796), чья дочь Антуанетта (р. 1766), вероятно, была его ученицей. Кантаты в честь королевского дома Пруссии, исполненные в 1786 и 1788 годах, обеспечили Баху место в Берлине, куда он прибыл в конце марта или начале апреля 1789 года. Там он сменил Кристиана Калькбреннера (1755-1806) на посту капельмейстера вдовствующей королевы Елизаветы Кристины, а также преподавал игру на клавишных у королевы Фридерики. Самое позднее с 1798 года он работал учителем "у правящей королевы (Луизы) и всех братьев и сестер короля (Фридриха Вильгельма III)", как он выразился в письме к В.К. Мюллеру от 14 мая 1830 года.Зарплата Баха в Берлине была скромной, и в письме от 15 октября 1809 года к тайному советнику и оберпрезиденту фон Альтенштейну, ныне утраченном, он подробно рассказал о своем бедственном положении. Положение улучшилось только благодаря пенсии в размере 300 талеров, которая, как полагают, была назначена принцем Генрихом в 1811 году после смерти королевы Луизы. После этого Бах, который ранее принимал активное участие в берлинских концертах в качестве клавишника-виртуоза и скрипача, отошел от общественной жизни. В 1843 году он присутствовал на торжественном открытии памятника И.С. Баху в Лейпциге. Он был дважды женат и имел четверых детей. У него остались вторая жена и незамужние дочери от обоих браков, одна из которых обладала хорошим сопрано, а другая - альтом.В.Ф.Э. Бах был стильным, хотя и не выдающимся композитором. Его произведения, дошедшие до нас, разнообразны и содержательны, но слишком многие из них утрачены, чтобы можно было дать им истинную оценку. За исключением нескольких напечатанных работ, они хранились при дворах Берлина и Бюккебурга, которые он регулярно снабжал своими произведениями вплоть до смерти принцессы Юлианы в 1799 году. Вопреки предыдущим предположениям, большинство сохранившихся работ относятся к берлинскому периоду его творчества. Те, что написаны в Лондоне, показывают его как типичного представителя ранней лондонской фортепианной школы в традициях Дж. Баха и Клементи, в то время как из редких кантат, написанных в Миндене, сохранилась только одна (в вокальной партитуре). В Берлине он написал не только оркестровые произведения для капеллы королевы Кристины Елизаветы, но и множество педагогических фортепианных пьес для двух, четырех, а иногда и для шести рук. Клавишные произведения типичны для музыки раннего романтизма, в то время как вокальные композиции, в частности, отличаются чувством юмора и иронией; они включают, например, концерт-буффо, вероятно, написанный для его царственных учеников, в котором используются игрушечные инструменты и присутствует поющий капельмейстер, вероятно, сам Бах. Некоторые из песен и клавишных пьес, которые были распространены на рубеже веков как поодиночке, так и в сборниках, были очень популярны. Начиная с периода Миндена, Бах был связан с масонством и написал несколько масонских песен. По-видимому, он завершил свою композиторскую карьеру в 1822 году, опубликовав 12 грандиозных вариаций на народную песню "Жест после войны с Мишелем да", которые в рукописи-автографе озаглавлены "Воспоминания", или "XII грандиозные вариации на тему народной музыки", и посвящены двум его бывшим ученикам из королевской семьи. Однако говорят, что он написал радостную увертюру для принца Генриха за год до его смерти.Дошедшие до нас сочинения не подтверждают утверждений Ледебура и других авторов о том, что Бах был приверженцем строгого стиля и презирал современную музыку; вероятно, здесь произошла некоторая путаница с Вильгельмом Фридеманом Бахом, который почти наверняка также был автором сильно контрапунктического трио соль мажор для двух флейт и альта, опубликованного в качестве "В.Ф.Э. Баха" Рудольфа Эрмелера. Скромный и непритязательный характер Баха был препятствием для широкого распространения его сочинений, и вскоре после его ухода на пенсию в 1811 году о нем забыли.

Ноты сочинений Вильгельма Фридриха Эрнста Баха на сайте библиотеки IMSLP