Бах, Вильгельм Фридрих Эрнст
1759 - 1845

Назад

Вильгельм Фридрих Эрнст Бах (Wilhelm Friedrich Ernst Bach) - Немецкий клавишник и композитор

Родился 24 мая 1759 года, Бюккебург - умер 25 декабря 1845 года, Берлин. 

Сын Иоганна Кристофа Фридриха Баха. Он был крещен 27 мая, крестным отцом был граф Вильгельм фон Шаумбург-Липпе. В.Ф.Э. Бах получил музыкальное образование у своего отца и Кристиана Фридриха Гейера, кантора городской церкви в Бюккебурге. В 1778 году он отправился со своим отцом в Лондон и остался там на попечении своего дяди И.С. Баха, сделав себе имя как пианист и преподаватель игры на клавишных. Он появился на одном из концертов Баха-Абеля на Ганновер-сквер уже 6 декабря 1778 года, исполнив собственную сонату, и его первые клавишные и камерные произведения были опубликованы ведущими английскими фирмами. Через некоторое время после смерти своего дяди, 1 января 1782 года, В.Ф.Э. Бах вернулся в Германию. Его маршрут пролегал через Париж и Нидерланды, где он познакомился с издателем И.И. Хаммелом в Амстердаме, а затем в северную Германию, где он давал концерты в Ольденбурге и других местах. По его собственным словам, он некоторое время жил у своего дяди К.Ф.Э. Баха в Гамбурге, прежде чем в 1784 году обосноваться в Миндене, недалеко от Бюккебурга. По-видимому, он присвоил себе звание музыкального директора, поскольку нет никаких свидетельств того, что такая должность действительно существовала. Однако его положение позволяло ему исполнять драматические произведения и кантаты (вероятно, включая сочинения его отца). Особую поддержку он получал от камерного правителя Франца Вильгельма Трауготта фон Брайтенбауха (1739-1796), чья дочь Антуанетта (р. 1766), вероятно, была его ученицей. Кантаты в честь королевского дома Пруссии, исполненные в 1786 и 1788 годах, обеспечили Баху место в Берлине, куда он прибыл в конце марта или начале апреля 1789 года. Там он сменил Кристиана Калькбреннера (1755-1806) на посту капельмейстера вдовствующей королевы Елизаветы Кристины, а также преподавал игру на клавишных у королевы Фридерики. Самое позднее с 1798 года он работал учителем "у правящей королевы (Луизы) и всех братьев и сестер короля (Фридриха Вильгельма III)", как он выразился в письме к В.К. Мюллеру от 14 мая 1830 года.
Зарплата Баха в Берлине была скромной, и в письме от 15 октября 1809 года к тайному советнику и оберпрезиденту фон Альтенштейну, ныне утраченном, он подробно рассказал о своем бедственном положении. Положение улучшилось только благодаря пенсии в размере 300 талеров, которая, как полагают, была назначена принцем Генрихом в 1811 году после смерти королевы Луизы. После этого Бах, который ранее принимал активное участие в берлинских концертах в качестве клавишника-виртуоза и скрипача, отошел от общественной жизни. В 1843 году он присутствовал на торжественном открытии памятника И.С. Баху в Лейпциге. Он был дважды женат и имел четверых детей. У него остались вторая жена и незамужние дочери от обоих браков, одна из которых обладала хорошим сопрано, а другая - альтом.
В.Ф.Э. Бах был стильным, хотя и не выдающимся композитором. Его произведения, дошедшие до нас, разнообразны и содержательны, но слишком многие из них утрачены, чтобы можно было дать им истинную оценку. За исключением нескольких напечатанных работ, они хранились при дворах Берлина и Бюккебурга, которые он регулярно снабжал своими произведениями вплоть до смерти принцессы Юлианы в 1799 году. Вопреки предыдущим предположениям, большинство сохранившихся работ относятся к берлинскому периоду его творчества. Те, что написаны в Лондоне, показывают его как типичного представителя ранней лондонской фортепианной школы в традициях Дж. Баха и Клементи, в то время как из редких кантат, написанных в Миндене, сохранилась только одна (в вокальной партитуре). В Берлине он написал не только оркестровые произведения для капеллы королевы Кристины Елизаветы, но и множество педагогических фортепианных пьес для двух, четырех, а иногда и для шести рук. Клавишные произведения типичны для музыки раннего романтизма, в то время как вокальные композиции, в частности, отличаются чувством юмора и иронией; они включают, например, концерт-буффо, вероятно, написанный для его царственных учеников, в котором используются игрушечные инструменты и присутствует поющий капельмейстер, вероятно, сам Бах. Некоторые из песен и клавишных пьес, которые были распространены на рубеже веков как поодиночке, так и в сборниках, были очень популярны. Начиная с периода Миндена, Бах был связан с масонством и написал несколько масонских песен. По-видимому, он завершил свою композиторскую карьеру в 1822 году, опубликовав 12 грандиозных вариаций на народную песню "Жест после войны с Мишелем да", которые в рукописи-автографе озаглавлены "Воспоминания", или "XII грандиозные вариации на тему народной музыки", и посвящены двум его бывшим ученикам из королевской семьи. Однако говорят, что он написал радостную увертюру для принца Генриха за год до его смерти.
Дошедшие до нас сочинения не подтверждают утверждений Ледебура и других авторов о том, что Бах был приверженцем строгого стиля и презирал современную музыку; вероятно, здесь произошла некоторая путаница с Вильгельмом Фридеманом Бахом, который почти наверняка также был автором сильно контрапунктического трио соль мажор для двух флейт и альта, опубликованного в качестве "В.Ф.Э. Баха" Рудольфа Эрмелера. Скромный и непритязательный характер Баха был препятствием для широкого распространения его сочинений, и вскоре после его ухода на пенсию в 1811 году о нем забыли.

Ноты сочинений Вильгельма Фридриха Эрнста Баха на сайте библиотеки IMSLP