Бах, Вильгельм Фридеман
1710 - 1784

Назад

Вильгельм Фридеман Бах (Wilhelm Friedemann Bach) - Композитор и органист, старший сын Иоганна Себастьяна и Марии Барбары Бах

Родился 22 ноября 1710 года, Веймар - умер 1 июля 1784 года, Берлине. 

Обученный своим отцом и наделенный блестящими способностями, он выражал себя в жанрах своего времени тонким и высокоразвитым музыкальным языком.

Он был крещен 24 ноября 1710 года; его крестными родителями были веймарский камергер Вильгельм Фердинанд фон Линкер, Анна Доротея Хагедорн и Фридеман Мекбах, двое последних знакомых И.С. Баха по Мюльхаузену. Фридеман посещал лютеранскую среднюю школу в Кетене (1717-23), а с 14 июня 1723 года он был дневальным в школе Томаса в Лейпциге. 5 марта 1729 года он поступил в Лейпцигский университет, где его отец уже 22 декабря 1723 года зарегистрировал его в качестве депонента; он посещал лекции по праву, философии, математике и другим предметам. Его раннее музыкальное образование, полученное от отца, отражено в "Клавире-бюхляйне для В.Ф. Баха", написанном 22 января 1720 года и содержащем записи (в основном, написанные И.С. и В.Ф. Бахом) примерно до 1725-1726 годов. Маловероятно, что эта клавишная книга отражает его самые первые систематические уроки музыки, поскольку даже самые ранние записи технически сложны. Более вероятно, что ее можно рассматривать как руководство по композиции. Ее репертуар состоит из произведений (изобретений, симфоний и прелюдий), которые И.С. Бах, вероятно, написал его специально для образовательных целей, как и несколько произведений других авторов (Телемана, Г.Х. Штельцеля, Й.К. Рихтера). В нем также содержатся инструкции по аппликатуре, таблица орнаментов по Д'Англеберу и первые попытки Фридемана в области композиции, написанные под руководством отца примерно в 1720 и 1725-6 годах (два аллеманда bwv836–7 и четыре прелюдии bwv924a, 925, 932 и 931). С Рождества 1724 года по август или сентябрь 1726 года (т.е. пока он был учеником школы Томаса) У.Ф. Известно, что Бах копировал исполнительские партии для своего отца, и около 1726 года он брал уроки игры на скрипке у И.Г. Грауна в Мерзебурге, "чтобы научиться сочинять музыку в соответствии с природой этого инструмента" (Марпург).
В этот период Фридеман несколько раз сопровождал своего отца в Дрезден и таким образом познакомился с городом, где ему впоследствии предстояло жить и работать. Он также посетил Галле в 1729 году, когда передал Генделю приглашение от своего отца, а 29 марта того же года исполнил "Похоронную музыку" И.С. Баха для принца Леопольда в Кетене. В декабре 1732 года он стал крестным отцом Доротеи Вильгельмины, младшей дочери своего двоюродного брата Тобиаса Фридриха Баха (40 лет), в Удештедте. Мало что известно о его музыкальном развитии в последние несколько лет, проведенных в родительском доме. Сохранившиеся у него копии органных произведений его отца (концерт до мажор в переложении Вивальди, bwv594, и сонаты bwv525-8) свидетельствуют о том, что в этот период он проявлял особый интерес к игре на органе. Примерно к 1730 году он, должно быть, уже приобрел значительную репутацию органиста-виртуоза и клавесиниста, поскольку в том же году он взял на себя обучение у Кристофа Никельмана, возможно, чтобы облегчить нагрузку своего отца. За исключением упомянутых выше попыток в клавире-Бюхляйне, нет никаких достоверных свидетельств о каких-либо композициях, написанных в Лейпциге.
Потерпев неудачу на конкурсе на должность в Хальберштадте в марте 1731 года, Фридеман подал заявление на должность органиста в Дрезденской Софиенкирхе, которая освободилась после смерти Кристиана Петцольда; его отец написал заявление и подписал его своим именем. В конкурсе на эту должность он, вероятно, исполнял прелюдию и фугу И.С. Баха в G bwv541. Кристоф Шаффрат и Иоганн Кристиан Штой были двумя другими кандидатами в короткий список. В документах, относящихся к конкурсу, говорится, что заместитель капельмейстера Панталеон Хебенштрайт, приглашенный для вынесения решения, высоко оценил "мастерство младшего Баха... добавив, что он был лучшим из этих трех квалифицированных кандидатов’. Бах приступил к своим обязанностям 1 августа 1733 года; от него требовалось только играть на органе во время богослужений и исполнять фигурную музыку в праздничные дни, за что ему платили скромное жалованье в размере около 80 рейхсталеров. Однако это назначение дало ему время заняться другими делами. Он завел знакомство с дрезденскими придворными музыкантами, такими как Дж. Дж. Пизендел и С.Л. Вайс, и, предположительно, принимали активное участие в музыкальной жизни двора. Представление о его деятельности дает упоминание о музыкальных вечерах в доме курфюрстины Марии Антонии Вальпургиевой Саксонской, о которых он упомянул в посвящении ей (в 1767 году) своего концерта для клавесина ми минор brC 12. Кажется несомненным, что он установил тесные контакты с аристократами-любителями музыки, в том числе с русским послом графом фон Кейзерлинком, которому Бах посвятил клавесинную сонату, написанную в Галле в 1763 году, и с директором музыкальных магазинов К.Х. фон Дискау, чья жена стала крестной матерью первого сына Баха, Вильгельма Адольфа, в 1752 году. В то же время Бах преподавал И.Г. Гольдбергу и продолжал изучение математики, начатое им в Лейпциге под руководством Иоганна Готлиба Вальца (впоследствии придворного математика и комиссионера). Известно, что летом 1739 года Бах провел в Лейпциге четыре недели в сопровождении лютнистов С.Л. Вайса и Иоганна Кропфганса.
В Дрездене Бах также проявлял все большую активность как композитор. Около 1735 года он написал концерты для клавесина ля минор и ре мажор (14 и 9 классы), несколько симфоний (1-6 классы) и трио-сонат (13-15 классы), а также ряд клавесинных сонат и небольших произведений для клавишных инструментов. К сочинениям более поздней части его дрезденского периода (1740-1746) относятся такие произведения, как Концерт для двух клавесинов фа мажор брА 12, Концерт для клавесина фа мажор brC 13 и Симфония ре минор brC 7. Клавесинная соната ре мажор brA 4 стала первым произведением Фридемана, которое было напечатано; она была опубликована весной 1745 года и продавалась его отцом в Лейпциге и братом Эмануэлем в Берлине. От намерения выпустить вслед за ней еще пять сонат пришлось отказаться из-за плохих продаж.

16 апреля 1746 года, в день, когда он подписал свидетельство о своем назначении органистом церкви Либфрауэнкирхе в Галле, В.Ф. Бах также подал заявление об отставке в городской совет Дрездена. Он предложил ученику своего отца И.К. Алтниколю заменить его в Дрездене, но на самом деле Альтниколь не был выбран. Для Баха переезд в Галле означал смену города, в котором преобладала придворная жизнь, на город среднего класса, а подчиненное положение - на один из самых важных постов органиста в центральной Германии. В Галле он также занимал должность музыкального директора, и, помимо игры на органе, в его обязанности входило регулярное исполнение фигуральной музыки, то есть во все праздничные дни, но только в каждое третье обычное воскресенье. Поэтому в своих собственных сочинениях Бах сосредоточился на кантатах для особых случаев, поскольку эти произведения можно было использовать повторно ежегодно. С увеличением объема служебных обязанностей доход Баха также увеличился и даже более чем удвоился, поскольку теперь он получал годовое жалованье примерно в 180 рейхсталеров. Когда он официально вступил в должность в Белое воскресенье, 29 мая 1746 года, он исполнил кантату "К моей любви" (brF 13). С ее масштабным вступительным припевом и виртуозной арией в сопровождении органного приветствия, она, очевидно, предназначена для торжественного случая; бумага, использованная для автографа, показывает, что он сочинил ее еще в Дрездене.
В первые годы своего пребывания в Галле Фридеман, по-видимому, поддерживал тесные контакты со своим отцом в Лейпциге. В 1747 году он сопровождал И.С. Баха в Берлине во время его визита к Фридриху Великому, а в 1749-50 годах вместе со своим отцом содействовал назначению органного мастера Генриха Андреаса Контиуса во Франкфурт-на-Одере. Фридеман, по-видимому, также заимствовал композиции своего отца для исполнения в Галле (например, bwv31, 34 и 51). Он широко использовал сочинения своего отца, особенно после того, как в 1750 году унаследовал многие из его кантат. Согласно (неподтвержденному) анекдоту, рассказанному Марпургом, его заподозрили в плагиате по случаю университетской церемонии в 1749 году, когда он исполнил пародийные арии из одной из пассий своего отца под своим собственным именем. Также в 1749 году в Лейпциге была исполнена его адвентистская кантата "Лассе без возможности" (brF 1), возможно, с целью повлиять на выбор преемника И.С. Баха, что уже обсуждалось городским советом Лейпцига. Иоганн Фридрих Вильгельм Зонненкалб, ученик школы Томаса, упомянул выступления В.Ф. Баха, как на частных концертах в доме его отца, так и публично на концерте Гроссе.
Бах был вовлечен в несколько конфликтов по вопросам ответственности и обвинений в превышении своих полномочий, включая спор в 1749 году со своим кантором Иоганном Готфридом Миттагом, который незаконно присвоил причитающиеся Баху деньги. В 1750 году он получил выговор за то, что просрочил отпуск после смерти отца; он отправился в Лейпциг, чтобы уладить дела в поместье, а затем вместе со своим сводным братом Иоганном Кристианом передал его на попечение Эмануэля в Берлине, где сам пробыл несколько месяцев. Трудно установить достоверность многих других анекдотов о пренебрежении Бахом своими служебными обязанностями.
25 февраля 1751 года Бах женился на Доротее Элизабет Георги (1725-1791), старшей дочери сборщика налогов Иоганна Готтхильфа Георги. В браке родилось трое детей: два сына, которые умерли в младенчестве, и дочь Фридерика София (родилась 27 февраля 1757 года). По-видимому, у Баха было много учеников в Галле. А также его дальний родственник Иоганн Кристиан Бах (77 лет, так называемый "Галле клавир-Бах"), который приобрел у Фридемана важные оригинальные источники, и Ф.В. Руст, в чьем поместье хранились бесценные копии некоторых клавишных произведений Фридемана, среди них были Даниэль Кристоф Валькамп, дж.С. Петри, Самуэль Фридрих Бреде, Кристиан Леберехт Циммерман и Иоганн Карл Ангерштайн, которые описали стиль хорального аккомпанемента В.Ф. Баха в своем трактате "Теория и практика хорового сопровождения", "Хоровое пение для самых богатых людей" (Стендаль, 1800). Бах также поддерживал контакты с типографом из Галле Й.Й. Гебауэром, у которого была коллекция его клавирных произведений, и с Марпургом, вторая часть книги которого "Отвращение к музыке" (Берлин, 1754), содержащая 13 канонов Фридемана, посвящена братьям В.Ф. и К.П.Э. Баху. Крестные родители также связывали его с семьей изготовителя органов Х.А. Контиуса, и, по-видимому, он поддерживал связь с кетенским двором, поскольку княжеская чета была крестными родителями его дочери, а Фридеман изготовил набор деталей для механизма старинных часов в тамошнем замке (brA 63-80, ранее принадлежавший принцу Фридеману). приписывается И.С. Баху как bwv Anh.133-50).
Растущее недовольство Баха своим постом в Галле проявляется в его неоднократных, но безуспешных попытках уйти. В 1753 году он подал заявление о приеме на должность органиста в Иоганнискирхе в Циттау, соревнуясь со своим братом Эмануэлем и учениками своего отца И.К. Альтниколем, И.Л. Кребсом и Иоганном Триром; в 1758 и 1759 годах он подал заявление о приеме на должность капельмейстера во Франкфурте, имея рекомендательное письмо от Телемана; а в 1762 году он участвовал в переговорах с ландграфом Гессенским о назначении на должность гофкапельмейстера в Дармштадте, которая освободилась после смерти Кристофа Граупнера. Похоже, он намеренно затягивал эти переговоры и в конце концов прервал их по необъяснимым причинам; однако в посвящении Концерта для клавесина ми минор brC 12 курфюрстине Саксонской в 1767 году он присвоил себе титул гофкапельмейстера в Дармштадте, так что это не так. похоже, что этот титул в какой-то момент был ему присвоен. После 1756 года попытки Баха покинуть Галле, возможно, были подкреплены тяготами Семилетней войны, которые особенно тяжело сказались на городе и его жителях. Власти обложили Баха высокими налогами из-за земельной собственности его жены, так что налоги, регулярно взимаемые в связи с войной, легли на него тяжелым бременем, и примерно в 1759 году он был вынужден продать часть музыки, унаследованной им от отца, Иоганну Георгу Накке, кантору в Ольснице.. Напряженность в Галле привела к тому, что в мае 1764 года Бах покинул свой пост - решение, которое он принял, не будучи уверенным в какой-либо другой перспективной работе. В письме, написанном в конце июня 1764 года, он упомянул о планах покинуть город, возможно, в надежде получить должность в Фульде. Однако он оставался в Галле по крайней мере до октября 1770 года и, по-видимому, зарабатывал на жизнь в основном частными уроками, хотя его финансовое положение в эти годы, очевидно, настолько резко ухудшилось, что в феврале 1768 года он повторно подал заявление (безуспешно) на свою старую должность, которая снова стала вакантной после смерти отца. Иоганн Кристоф Рюльман.
Исполняя свои обязанности органиста и музыкального руководителя Церкви Либфрауэнкирхе, Бах также возобновил публикацию своих фортепианных произведений: в 1748 году появилась его соната ми-бемоль мажор № 7 с посвящением тайному советнику Вильгельму фон Хаппе, а в ноябре 1763 года (не в 1739 и не в 1768 году, а в 1769 году) это же произведение было вновь опубликовано. как утверждалось по-разному), с посвящением графу фон Кейзерлинку. Примерно в 1765 году Фридеман объявил о публикации своих 12 полонезов brA 27-38, а в октябре 1767 года - Концерта для клавесина ми минор brC 12, но из этих планов ничего не вышло. В рукописи оба произведения были посвящены знатным меценатам: первая половина цикла полонезов - тогдашнему директору Петербургской академии наук Владимиру Григорьевичу фон Орлову, а концерт - Марии Антонии Вальпургиевой, курфюрстине Саксонской. Посвящения брА 7, 27-38 и С 12, очевидно, связаны с поисками Бахом работы за пределами Галле. Ныне утраченное "Отвращение к гармонии Дрейкланг", упомянутое Марпургом в 1758 году и анонсированное самим Фридеманом в нескольких рекламных объявлениях в том же году, также осталось неопубликованным. Содержание и цель этого трактата неизвестны, но, возможно, в нем рассматривались математические и философские вопросы.

Дальнейшая жизнь Баха была полна неуклонно ухудшающихся жизненных обстоятельств и безуспешных попыток найти постоянную работу. В 1770 году его жене пришлось продать часть своего имущества. Семья покинула Галле и сначала переехала в Брауншвейг, где они жили примерно с 1771 по начало 1774 года. Летом 1773 года Бах посетил И.Н. Форкеля в Геттингене, а в апреле 1774 года переехал в Берлин, где прожил до своей смерти. В 1771 году он подал заявление на получение должностей органиста в Штадткирхе в Вольфенбюттеле и церкви Святой Катарины в Брауншвейге, а в 1779 году - в Мариенкирхе в Берлине; документы, относящиеся к постам в Вольфенбюттеле и Берлине, свидетельствуют о том, что причиной его неуспеха был его трудный характер и неустойчивый образ жизни. В 1778 году, похоже, его попытки найти постоянную должность даже привели к тому, что он попытался сместить И.П. Кирнбергера с поста музыканта принцессы Анны Амалии Прусской, после чего принцесса отказалась от финансовой поддержки, которую она ранее оказывала Баху. Эта интрига известна нам только со слов Кирнбергера; его соперник Марпург, в доме которого Бах жил в эти годы, по-видимому, тоже был вовлечен в нее.
В последние годы жизни Бах неоднократно выступал на публике как органный виртуоз: в Геттингене летом 1773 года, Брауншвейге (22 августа 1773 года) и Берлине (4 мая 1774 года в Гарнисонкирхе, 15 мая 1774 года в Николаикирхе и Мариенкирхе, 9 июня 1774 года в Мариенкирхе, а также 10 и 3 октября 1774 года). Декабрь 1776 года в Дрейфальтигкейтскирхе). Эти сольные концерты в значительной степени укрепили его репутацию величайшего из ныне живущих органных виртуозов и импровизаторов, но этот рост импровизации, похоже, шел рука об руку с уменьшением его композиторских амбиций. По-видимому, в последние годы своей жизни он написал всего несколько произведений; к ним относятся дуэты для альта brB 7-9 (частично переработанные более ранние произведения) и два из шести дуэтов для флейты brB 1-6, восемь фуг, посвященных принцессе Анне Амалии, brA 81-8 (дарственная копия датирована 1778 годом), сонаты для клавесина. в бюстгальтерах D и G 5, 14 и, вероятно, в большинстве фантазий. В 1778-1779 годах Фридеман работал над оперой "Лавр и Лидия" (в более позднем либретто она называется "Лавр и Лидия"), но она так и не была завершена и в настоящее время утрачена. Достоверно известно, что единственной его ученицей в Берлине была Сара Леви, урожденная Ициг, двоюродная бабушка Феликса Мендельсона.
Финансовые обстоятельства в конце концов вынудили Баха по частям распродать свою музыкальную библиотеку и те произведения отца, которые он унаследовал, а также свои собственные сочинения. Покинув Брауншвейг, он поручил продать на аукционе часть своей музыки И. И. Эшенбургу, но состоялся ли аукцион на самом деле, неизвестно; сам Бах стал расспрашивать о выручке только четыре года спустя. Предположительно, именно в это время и в связи с продажей рукописей он манипулировал атрибуцией некоторых произведений. Например, он снабдил переложение Вивальди bwv596 вводящей в заблуждение надписью "di W.F. Bach manu mei patris descriptum", в то время как он, наоборот, приписал свои собственные произведения своему отцу (например, "День земли", brF 25). В последние годы жизни Бах страдал от слабого здоровья и все больше смирился с уходом из общественной музыкальной жизни, но, похоже, на момент смерти он все еще был широко известен, о чем ясно говорится в некрологе, опубликованном в журнале Крамера "Музыка" (1784): "В его лице Германия потеряла своего выдающегося органиста, и музыкальный мир в целом потерял человека, которого невозможно заменить". Бах оставил свою жену и дочь в большой бедности; на следующий год для них был дан бенефис "Мессии" Генделя.

Ноты сочинений Вильгельма Фридемана Баха на сайте библиотеки IMSLP