Бах, Вильгельм Фридеман
1710 - 1784

Назад

Bach, Wilhelm Friedemann

  • Дата рождения: 22 ноября 1710 года
  • Место рождения: Веймар, Германия
  • Дата смерти: 1 июля 1784 года
  • Место смерти: Берлин, Германия

Биография

Вильгельм Фридеман Бах был старшим сыном Иоганна Себастьяна Баха и Марии Барбары Бах. Немецкий композитор, органист и скрипач, он считается одним из самых одаренных, хотя и нереализованных, музыкантов своего времени.

Обученный своим отцом и наделенный блестящими способностями, он выражал себя в жанрах своего времени тонким и высокоразвитым музыкальным языком. Он был крещен 24 ноября 1710 года; его крестными родителями были веймарский камергер Вильгельм Фердинанд фон Линкер, Анна Доротея Хагедорн и Фридеман Мекбах, двое последних знакомых Иоганна Себастьяна Баха по Мюльхаузену. Фридеман посещал лютеранскую среднюю школу в Кетене с 1717 по 1723 год, а с 14 июня 1723 года он был дневальным в школе Святого Фомы в Лейпциге. 5 марта 1729 года он поступил в Лейпцигский университет, где его отец уже 22 декабря 1723 года зарегистрировал его в качестве депонента; он посещал лекции по праву, философии, математике и другим предметам.

Его раннее музыкальное образование, полученное от отца, отражено в "Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха", начатой 22 января 1720 года и содержащей записи (в основном, написанные Иоганном Себастьяном и Вильгельмом Фридеманом Бахом) примерно до 1725-1726 годов. Маловероятно, что эта клавирная тетрадь отражает его самые первые систематические уроки музыки, поскольку даже самые ранние записи технически сложны. Более вероятно, что ее можно рассматривать как руководство по композиции. Ее репертуар состоит из произведений (инвенций, симфоний и прелюдий), которые Иоганн Себастьян Бах, вероятно, написал специально для образовательных целей, а также нескольких произведений других авторов (Георга Филиппа Телемана, Готфрида Генриха Штельцеля, Иоганна Кристиана Рихтера). В ней также содержатся инструкции по аппликатуре, таблица орнаментов по Франсуа Куперену и первые попытки Фридемана в области композиции, написанные под руководством отца примерно в 1720 и 1725-6 годах (два аллеманда BWV 836–7 и четыре прелюдии BWV 924a, 925, 932 и 931).

С Рождества 1724 года по август или сентябрь 1726 года (то есть пока он был учеником школы Святого Фомы) Вильгельм Фридеман Бах копировал исполнительские партии для своего отца, и около 1726 года он брал уроки игры на скрипке у Иоганна Готлиба Грауна в Мерзебурге, "чтобы научиться сочинять музыку в соответствии с природой этого инструмента" (как писал Фридрих Вильгельм Марпург). В этот период Фридеман несколько раз сопровождал своего отца в Дрезден и таким образом познакомился с городом, где ему впоссто яло жить и работать. Он также посетил Галле в 1729 году, когда передал Георгу Фридриху Генделю приглашение от своего отца, а 29 марта того же года исполнил "Похоронную музыку" Иоганна Себастьяна Баха для принца Леопольда в Кетене. В декабре 1732 года он стал крестным отцом Доротеи Вильгельмины, младшей дочери своего двоюродного брата Тобиаса Фридриха Баха, в Удештедте.

Мало что известно о его музыкальном развитии в последние несколько лет, проведенных в родительском доме. Сохранившиеся у него копии органных произведений его отца (концерт до мажор в переложении Антонио Вивальди, BWV 594, и сонаты BWV 525-8) свидетельствуют о том, что в этот период он проявлял особый интерес к игре на органе. Примерно к 1730 году он, должно быть, уже приобрел значительную репутацию органиста-виртуоза и клавесиниста, поскольку в том же году он взял на себя обучение Кристофа Никельмана, возможно, чтобы облегчить нагрузку своего отца. За исключением упомянутых выше попыток в "Нотной тетради", нет никаких достоверных свидетельств о каких-либо композициях, написанных в Лейпциге.

Потерпев неудачу на конкурсе на должность в Хальберштадте в марте 1731 года, Фридеман подал заявление на должность органиста в Дрезденской церкви Святой Софии, которая освободилась после смерти Кристиана Петцольда; его отец написал заявление и подписал его своим именем. В конкурсе на эту должность он, вероятно, исполнял прелюдию и фугу Иоганна Себастьяна Баха соль мажор BWV 541. Кристоф Шаффрат и Иоганн Кристиан Штой были двумя другими кандидатами в короткий список. В документах, относящихся к конкурсу, говорится, что заместитель капельмейстера Панталеон Хебенштрайт, приглашенный для вынесения решения, высоко оценил "мастерство младшего Баха... добавив, что он был лучшим из этих трех квалифицированных кандидатов". Бах приступил к своим обязанностям 1 августа 1733 года; от него требовалось только играть на органе во время богослужений и исполнять фигурную музыку в праздничные дни, за что ему платили скромное жалованье в размере около 80 рейхсталеров. Однако это назначение дало ему время заняться другими делами.

Он завел знакомство с дрезденскими придворными музыкантами, такими как Иоганн Георг Пизендель и Сильвиус Леопольд Вайс, и, предположительно, принимал активное участие в музыкальной жизни двора. Представление о его деятельности дает упоминание о музыкальных вечерах в доме курфюрстины Марии Антонии Вальпурги Саксонской, о которых он упомянул в посвящении ей (в 1767 году) своего концерта для клавесина ми минор Fk 12. Кажется несомненным, что он установил тесные контакты с аристократами-любителями музыки, в том числе с русским послом графом фон Кейзерлинком, которому Бах посвятил клавесинную сонату, написанную в Галле в 1763 году, и с директором музыкальных магазинов Кристианом Генрихом фон Дискау, чья жена стала крестной матерью первого сына Баха, Вильгельма Адольфа, в 1752 году. В то же время Бах преподавал Иоганну Готтлибу Гольдбергу и продолжал изучение математики, начатое им в Лейпциге под руководством Иоганна Готлиба Вальца (впоследствии придворного математика и комиссионера). Известно, что летом 1739 года Бах провел в Лейпциге четыре недели в сопровождении лютнистов Сильвиуса Леопольда Вайса и Иоганна Кропфганса.

В Дрездене Бах также проявлял все большую активность как композитор. Около 1735 года он написал концерты для клавесина ля минор и ре мажор (Fk 44 и Fk 41), несколько симфоний (Fk 67) и трио-сонат (Fk 13-15), а также ряд клавесинных сонат и небольших произведений для клавишных инструментов. К сочинениям более поздней части его дрезденского периода (1740-1746) относятся такие произведения, как Концерт для двух клавесинов фа мажор Fk 46, Концерт для клавесина фа мажор Fk 43 и Симфония ре минор Fk 47. Клавесинная соната ре мажор Fk 3 стала первым произведением Фридемана, которое было напечатано; она была опубликована весной 1745 года и продавалась его отцом в Лейпциге и братом Карлом Филиппом Эмануэлем в Берлине. От намерения выпустить вслед за ней еще пять сонат пришлось отказаться из-за плохих продаж.

16 апреля 1746 года, в день, когда он подписал свидетельство о своем назначении органистом церкви Либфрауэнкирхе в Галле, Вильгельм Фридеман Бах также подал заявление об отставке в городской совет Дрездена. Он предложил ученику своего отца Иоганну Кристиану Альтниколю заменить его в Дрездене, но на самом деле Альтниколь не был выбран. Для Баха переезд в Галле означал смену города, в котором преобладала придворная жизнь, на город среднего класса, а подчиненное положение — на один из самых важных постов органиста в центральной Германии. В Галле он также занимал должность музыкального директора, и, помимо игры на органе, в его обязанности входило регулярное исполнение фигуральной музыки, то есть во все праздничные дни, но только в каждое третье обычное воскресенье. Поэтому в своих собственных сочинениях Бах сосредоточился на кантатах для особых случаев, поскольку эти произведения можно было использовать повторно ежегодно. С увеличением объема служебных обязанностей доход Баха также увеличился и даже более чем удвоился, поскольку теперь он получал годовое жалованье примерно в 180 рейхсталеров. Когда он официально вступил в должность в Белое воскресенье, 29 мая 1746 года, он исполнил кантату "К моей любви" (Fk 13). С ее масштабным вступительным припевом и виртуозной арией в сопровождении органного приветствия, она, очевидно, предназначена для торжественного случая; бумага, использованная для автографа, показывает, что он сочинил ее еще в Дрездене.

В первые годы своего пребывания в Галле Фридеман, по-видимому, поддерживал тесные контакты со своим отцом в Лейпциге. В 1747 году он сопровождал Иоганна Себастьяна Баха в Берлине во время его визита к Фридриху Великому, а в 1749-50 годах вместе со своим отцом содействовал назначению органного мастера Генриха Андреаса Контиуса во Франкфурт-на-Одере. Фридеман, по-видимому, также заимствовал композиции своего отца для исполнения в Галле (например, BWV 31, 34 и 51). Он широко использовал сочинения своего отца, особенно после того, как в 1750 году унаследовал многие из его кантат. Согласно (неподтвержденному) анекдоту, рассказанному Фридрихом Вильгельмом Марпургом, его заподозрили в плагиате по случаю университетской церемонии в 1749 году, когда он исполнил пародийные арии из одной из пассий своего отца под своим собственным именем. Также в 1749 году в Лейпциге была исполнена его адвентистская кантата "Лассе без возможности" (Fk 1), возможно, с целью повлиять на выбор преемника Иоганна Себастьяна Баха, что уже обсуждалось городским советом Лейпцига. Иоганн Фридрих Вильгельм Зонненкалб, ученик школы Святого Фомы, упомянул выступления Вильгельма Фридемана Баха, как на частных концертах в доме его отца, так и публично на концерте Гроссе.

Бах был вовлечен в несколько конфликтов по вопросам ответственности и обвинений в превышении своих полномочий, включая спор в 1749 году со своим кантором Иоганном Готфридом Миттагом, который незаконно присвоил причитающиеся Баху деньги. В 1750 году он получил выговор за то, что просрочил отпуск после смерти отца; он отправился в Лейпциг, чтобы уладить дела в поместье, а затем вместе со своим сводным братом Иоганном Кристианом передал его на попечение Карла Филиппа Эмануэля в Берлине, где сам пробыл несколько месяцев. Трудно установить достоверность многих других анекдотов о пренебрежении Бахом своими служебными обязанностями.

25 февраля 1751 года Бах женился на Доротее Элизабет Георги (1725-1791), старшей дочери сборщика налогов Иоганна Готтхильфа Георги. В браке родилось трое детей: два сына, которые умерли в младенчестве, и дочь Фридерика София (родилась 27 февраля 1757 года). По-видимому, у Баха было много учеников в Галле, а также его дальний родственник Иоганн Кристиан Бах (так называемый "Галльский клавирный Бах"), который приобрел у Фридемана важные оригинальные источники, и Фридрих Вильгельм Руст, в чьем поместье хранились бесценные копии некоторых клавишных произведений Фридемана. Среди них были Даниэль Кристоф Валькамп, Иоганн Самуэль Петри, Самуэль Фридрих Бреде, Кристиан Леберехт Циммерман и Иоганн Карл Ангерштайн, которые описали стиль хорального аккомпанемента Вильгельма Фридемана Баха в своем трактате "Теория и практика хорового сопровождения", "Хоровое пение для самых богатых людей" (Стендаль, 1800). Бах также поддерживал контакты с типографом из Галле Иоганном Юстинусом Гебауэром, у которого была коллекция его клавирных произведений, и с Марпургом, вторая часть книги которого "Отвращение к музыке" (Берлин, 1754), содержащая 13 канонов Фридемана, посвящена братьям Вильгельму Фридеману и Карлу Филиппу Эмануэлю Баху. Крестные родители также связывали его с семьей изготовителя органов Генриха Андреаса Контиуса, и, по-видимому, он поддерживал связь с кетенским двором, поскольку княжеская чета была крестными родителями его дочери, а Фридеман изготовил набор деталей для механизма старинных часов в тамошнем замке (Fk 63-80, ранее принадлежавший принцу Фридеману, приписывается Иоганну Себастьяну Баху как BWV Anh.133-50).

Растущее недовольство Баха своим постом в Галле проявляется в его неоднократных, но безуспешных попытках уйти. В 1753 году он подал заявление о приеме на должность органиста в церкви Святого Иоанна в Циттау, соревнуясь со своим братом Эмануэлем и учениками своего отца Иоганном Кристианом Альтниколем, Иоганном Людвигом Кребсом и Иоганном Триром; в 1758 и 1759 годах он подал заявление о приеме на должность капельмейстера во Франкфурте, имея рекомендательное письмо от Георга Филиппа Телемана; а в 1762 году он участвовал в переговорах с ландграфом Гессенским о назначении на должность гофкапельмейстера в Дармштадте, которая освободилась после смерти Кристофа Граупнера. Похоже, он намеренно затягивал эти переговоры и в конце концов прервал их по необъяснимым причинам; однако в посвящении Концерта для клавесина ми минор Fk 12 курфюрстине Саксонской в 1767 году он присвоил себе титул гофкапельмейстера в Дармштадте, так что похоже, что этот титул в какой-то момент был ему присвоен. После 1756 года попытки Баха покинуть Галле, возможно, были подкреплены тяготами Семилетней войны, которые особенно тяжело сказались на городе и его жителях. Власти обложили Баха высокими налогами из-за земельной собственности его жены, так что налоги, регулярно взимаемые в связи с войной, легли на него тяжелым бременем, и примерно в 1759 году он был вынужден продать часть музыки, унаследованной им от отца, Иоганну Георгу Накке, кантору в Ольснице.

Напряженность в Галле привела к тому, что в мае 1764 года Бах покинул свой пост — решение, которое он принял, не будучи уверенным в какой-либо другой перспективной работе. В письме, написанном в конце июня 1764 года, он упомянул о планах покинуть город, возможно, в надежде получить должность в Фульде. Однако он оставался в Галле по крайней мере до октября 1770 года и, по-видимому, зарабатывал на жизнь в основном частными уроками, хотя его финансовое положение в эти годы, очевидно, настолько резко ухудшилось, что в феврале 1768 года он повторно подал заявление (безуспешно) на свою старую должность, которая снова стала вакантной после смерти Иоганна Кристофа Рюльмана.

Исполняя свои обязанности органиста и музыкального руководителя Церкви Либфрауэнкирхе, Бах также возобновил публикацию своих фортепианных произведений: в 1748 году появилась его соната ми-бемоль мажор Fk 2 с посвящением тайному советнику Вильгельму фон Хаппе, а в ноябре 1763 году (не в 1739 и не в 1768 году, как утверждалось по-разному), это же произведение было вновь опубликовано с посвящением графу фон Кейзерлинку. Примерно в 1765 году Фридеман объявил о публикации своих 12 полонезов Fk 27-38, а в октябре 1767 года — Концерта для клавесина ми минор Fk 12, но из этих планов ничего не вышло. В рукописи оба произведения были посвящены знатным меценатам: первая половина цикла полонезов — тогдашнему директору Петербургской академии наук Владимиру Григорьевичу фон Орлову, а концерт — Марии Антонии Вальпургиевой, курфюрстине Саксонской. Посвящения Fk 2, 27-38 и Fk 12, очевидно, связаны с поисками Бахом работы за пределами Галле. Ныне утраченное "Отвращение к гармонии Дрейкланг", упомянутое Марпургом в 1758 году и анонсированное самим Фридеманом в нескольких рекламных объявлениях в том же году, также осталось неопубликованным. Содержание и цель этого трактата неизвестны, но, возможно, в нем рассматривались математические и философские вопросы.

Дальнейшая жизнь Баха была полна неуклонно ухудшающихся жизненных обстоятельств и безуспешных попыток найти постоянную работу. В 1770 году его жене пришлось продать часть своего имущества. Семья покинула Галле и сначала переехала в Брауншвейг, где они жили примерно с 1771 по начало 1774 года. Летом 1773 года Бах посетил Иоганна Николая Форкеля в Геттингене, а в апреле 1774 года переехал в Берлин, где прожил до своей смерти. В 1771 году он подал заявление на получение должностей органиста в Городской церкви в Вольфенбюттеле и церкви Святой Екатерины в Брауншвейге, а в 1779 году — в церкви Святой Марии в Берлине; документы, относящиеся к постам в Вольфенбюттеле и Берлине, свидетельствуют о том, что причиной его неуспеха был его трудный характер и неустойчивый образ жизни. В 1778 году, похоже, его попытки найти постоянную должность даже привели к тому, что он попытался сместить Иоганна Филиппа Кирнбергера с поста музыканта принцессы Анны Амалии Прусской, после чего принцесса отказалась от финансовой поддержки, которую она ранее оказывала Баху. Эта интрига известна нам только со слов Кирнбергера; его соперник Фридрих Вильгельм Марпург, в доме которого Бах жил в эти годы, по-видимому, тоже был вовлечен в нее.

В последние годы жизни Бах неоднократно выступал на публике как органный виртуоз: в Геттингене летом 1773 года, Брауншвейге (22 августа 1773 года) и Берлине (4 мая 1774 года в Гарнизонной церкви, 15 мая 1774 года в церкви Святого Николая и церкви Святой Марии, 9 июня 1774 года в церкви Святой Марии, а также 10 и 3 декабря 1776 года в церкви Святой Троицы). Эти сольные концерты в значительной степени укрепили его репутацию величайшего из ныне живущих органных виртуозов и импровизаторов, но этот рост импровизации, похоже, шел рука об руку с уменьшением его композиторских амбиций. По-видимому, в последние годы своей жизни он написал всего несколько произведений; к ним относятся дуэты для альта Fk 7-9 (частично переработанные более ранние произведения) и два из шести дуэтов для флейты Fk 1-6, восемь фуг, посвященных принцессе Анне Амалии, Fk 81-8 (дарственная копия датирована 1778 годом), сонаты для клавесина Fk 5, 14 и, вероятно, большинство фантазий. В 1778-1779 годах Фридеман работал над оперой "Лавр и Лидия" (в более позднем либретто она называется "Лавр и Лидия"), но она так и не была завершена и в настоящее время утрачена. Достоверно известно, что единственной его ученицей в Берлине была Сара Леви, урожденная Ициг, двоюродная бабушка Феликса Мендельсона.

Финансовые обстоятельства в конце концов вынудили Баха по частям распродать свою музыкальную библиотеку и те произведения отца, которые он унаследовал, а также свои собственные сочинения. Покинув Брауншвейг, он поручил продать на аукционе часть своей музыки Иоганну Иоахиму Эшенбургу, но состоялся ли аукцион на самом деле, неизвестно; сам Бах стал расспрашивать о выручке только четыре года спустя. Предположительно, именно в это время и в связи с продажей рукописей он манипулировал атрибуцией некоторых произведений. Например, он снабдил переложение Вивальди BWV 596 вводящей в заблуждение надписью "di W.F. Bach manu mei patris descriptum", в то время как он, наоборот, приписал свои собственные произведения своему отцу (например, "День земли", Fk 25). В последние годы жизни Бах страдал от слабого здоровья и все больше смирился с уходом из общественной музыкальной жизни, но, похоже, на момент смерти он все еще был широко известен, о чем ясно говорится в некрологе, опубликованном в журнале Карла Фридриха Крамера "Музыка" (1784): "В его лице Германия потеряла своего выдающегося органиста, и музыкальный мир в целом потерял человека, которого невозможно заменить". Бах оставил свою жену и дочь в большой бедности; на следующий год для них был дан бенефис "Мессии" Георга Фридриха Генделя.

Творчество

Творческое наследие Вильгельма Фридемана Баха, хотя и не столь обширное, как у его отца или брата Карла Филиппа Эмануэля, отличается исключительной оригинальностью и эмоциональной глубиной. Его стиль — это уникальный сплав барочной полифонической традиции, усвоенной с детства, и чувствительности эпохи "Бури и натиска". Его музыка часто характеризуется драматическими контрастами, смелыми гармоническими решениями, ритмической свободой и склонностью к фантазийным, импровизационным формам. Будучи непревзойденным органистом-импровизатором, он переносил дух импровизации в свои письменные сочинения, что особенно заметно в его клавирных фантазиях и полонезах. Его церковные кантаты продолжают традицию отца, но с более личностным, подчас даже эксцентричным выражением. Несмотря на сложную судьбу и относительно небольшое количество сохранившихся произведений, Вильгельм Фридеман Бах остается одной из самых очаровательных и трагических фигур в музыкальной истории XVIII века, композитором, чья музыка опередила свое время.

Произведения

Клавирные и органные сочинения

Сонаты для клавира:

  • "Соната до мажор" ("Sonata in C major") (3 версии)
  • "Соната до мажор" ("Sonata in C major")
  • "Соната ре мажор" ("Sonata in D major") (издание 1745 года)
  • "Соната ре мажор" ("Sonata in D major")
  • "Соната ми-бемоль мажор" ("Sonata in E-flat major") (издание 1748, 1763)
  • "Соната фа мажор" ("Sonata in F major") (3 версии)
  • "Соната соль мажор" ("Sonata in G major")
  • "Соната ля мажор" ("Sonata in A major")
  • "Соната си-бемоль мажор" ("Sonata in B-flat major")
  • "Концерт фа мажор для двух клавесинов" ("Concerto in F major for Two Harpsichords")
  • "Соната ре мажор для двух клавесинов" ("Sonata in D major for Two Harpsichords") (утрачена)
  • "Концерт соль мажор для клавесина" ("Concerto in G major for Harpsichord") (2 версии)

Полифонические произведения и фуги:

  • "Восемь фуг" ("Eight Fugues") (для принцессы Анны Амалии Прусской)
  • "Фуга до минор" ("Fugue in C minor")
  • "Фуга фа мажор" ("Fugue in F major")
  • "Фуга фа мажор для органа" ("Fugue in F major for Organ")
  • "Фуга соль минор для органа" ("Fugue in G minor for Organ")

Фантазии:

  • "Фантазия до мажор" ("Fantasia in C major")
  • "Две фантазии до минор" ("Two Fantasias in C minor")
  • "Три фантазии ре минор" ("Three Fantasias in D minor")
  • "Две фантазии ми минор" ("Two Fantasias in E minor")
  • "Фантазия соль мажор" ("Fantasia in G major")
  • "Фантазия ля минор" ("Fantasia in A minor")

Пьесы в танцевальных формах и циклы:

  • "Двенадцать полонезов" ("Twelve Polonaises")
  • "Сюита соль минор" ("Suite in G minor")
  • "Бурлеска до мажор" ("Burlesca in C major")
  • "Жига соль мажор" ("Gigue in G major")
  • "Менуэты, скерцо, марши, прелюдии" ("Minuets, Scherzo, Marches, Preludes")

Органные хоралы:

  • "Семь хоральных прелюдий" ("Seven Chorale Preludes")
  • "Трио на хорал «Аллилуйя, хвала Тебе, Боже»" ("Trio on the Chorale 'Allein Gott in der Höh'") (утрачено)

Прочие клавирные пьесы:

  • "Восемнадцать пьес для механического органа" ("Eighteen Pieces for Mechanical Organ") (для часов в Кётене)
  • "Ранние произведения из «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха»" ("Early Works from the 'Notebook for Wilhelm Friedemann Bach'")

Камерная музыка

Дуэты:

  • "Шесть дуэтов для двух флейт" ("Six Duets for Two Flutes")
  • "Три дуэта для двух альтов" ("Three Duets for Two Violas")

Трио-сонаты:

  • "Три трио-сонаты для двух флейт и баса" ("Three Trio Sonatas for Two Flutes and Bass")
  • "Трио си-бемоль мажор для скрипки/флейты, скрипки и баса" ("Trio in B-flat major for Violin/Flute, Violin and Bass")

Сонаты с бассо континуо:

  • "Три сонаты для флейты и баса" ("Three Sonatas for Flute and Bass") (утрачены)

Оркестровые сочинения

Симфонии (Увертюры):

  • "Симфония до мажор" ("Symphony in C major")
  • "Симфония ре минор" ("Symphony in D minor")
  • "Симфония ре мажор" ("Symphony in D major")
  • "Симфония фа мажор" ("Symphony in F major")
  • "Симфония соль мажор" ("Symphony in G major") (2 версии)
  • "Симфония си-бемоль мажор" ("Symphony in B-flat major")
  • "Симфония ля мажор" ("Symphony in A major") (фрагмент)

Концерты для клавесина с оркестром:

  • "Концерт ре мажор" ("Concerto in D major")
  • "Концерт ми-бемоль мажор" ("Concerto in E-flat major") (фрагмент)
  • "Концерт ми минор" ("Concerto in E minor")
  • "Концерт фа мажор" ("Concerto in F major")
  • "Концерт ля минор" ("Concerto in A minor")
  • "Концерт ми-бемоль мажор для двух клавесинов" ("Concerto in E-flat major for Two Harpsichords")

Вокальные сочинения

Духовные кантаты:

  • "Да отложим [дела тьмы]" ("Lasset uns ablegen")
  • "О чудо, кто может постичь это?" ("O Wunder, wer kann dieses fassen?")
  • "О, если бы Ты разверз небеса!" ("Ach, daß du den Himmel zerrissest")
  • "Слава в вышних Богу" ("Ehre sei Gott in der Höhe")
  • "Господь по правую руку Твою" ("Der Herr zu deiner Rechten")
  • "Мы — Божье творение" ("Wir sind Gottes Werke")
  • "Как прекрасно сияет утренняя звезда" ("Wie schön leuchtet der Morgenstern")
  • "Содрогайтесь и падите" ("Erzittert und fallet")
  • "Восходит Бог с восклицаниями" ("Gott fähret auf mit Jauchzen")
  • "Это тот день" ("Dies ist der Tag")
  • "Боже, с небес призри" ("Ach Gott, vom Himmel sieh darein")

Мессы и отдельные духовные произведения:

  • "Месса соль минор" ("Missa g-Moll")
  • "Месса ре минор" ("Missa d-Moll")
  • "Свят Бог" ("Heilig ist Gott") (хор)
  • "Служите Господу" ("Dienet dem Herrn") (псалом)

Светские кантаты и опера:

  • "О небо, пощади" ("O Himmel, schone") (на день рождения Фридриха Великого)
  • "Лавз и Лидия" ("Lausus und Lydie") (опера, не окончена, утрачена)
  • "Успокойся, мое сердце" ("Herz, mein Herz, sei ruhig") (ария для сопрано и клавесина)

Дидактические и теоретические работы

  • "Каноны и контрапунктические эскизы" ("Canons and Contrapuntal Sketches")
  • "Трактат о гармоническом трезвучии" ("Abhandlung vom harmonischen Dreiklang") (утрачен)


Примечание:

Fk — номер по тематическому каталогу Мартина Фалька (1913).

BR — номер по современному тематическому каталогу Bach-Repertorium (под ред. Петера Вольни).

Многие произведения утрачены или сохранились фрагментарно.

Ноты сочинений Вильгельма Фридемана Баха на сайте библиотеки IMSLP