Бах, Иоганн Николаус
1669 - 1753
Назад
Bach, Johann Nicolaus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Николаус Бах был немецким композитором и органистом, сыном Иоганна Кристофа Баха. После раннего домашнего музыкального обучения он поступил в Йенский университет в 1690 году, продолжая свои музыкальные занятия у Иоганна Николауса Кнюпфера. После поездки в Италию, цель и продолжительность которой неизвестны, он сменил Кнюпфера в 1694 году на посту органиста городской церкви в Йене. Однако университетские власти неохотно разрешали ему дополнительно работать органистом в Университетской церкви, как это делал Кнюпфер, и только в 1719 году он окончательно занял двойную должность городского и университетского органиста. В 1703 году он отказался от назначения в церковь Святого Георгия в Айзенахе на место своего отца, в первую очередь, несомненно, из-за лучшего жалования в Йене, где он жил в скромном достатке. Предположительно, он контактировал со своим родственником Иоганном Георгом Бернхардом во время учебы последнего в Йене в 1737–1739 годах. С 1745 года, ввиду его возраста, ему был предоставлен помощник-органист.
Иоганн Николаус был искусным композитором, но его немногочисленные сохранившиеся произведения – некоторая студенческая музыка, "Йенский воззватель о вине и пиве" и органный хорал "Ныне радуйтесь, возлюбленные христиане" – едва ли позволяют оценить его стиль. Однако в них нет заметных итальянизирующих черт, которые могли бы быть результатом его пребывания в Италии. Помимо того, что он был органистом, руководителем университетского Музыкального коллегиума и композитором, он также был изготовителем инструментов, особенно клавесинов. Якоб Адлунг назвал его изобретателем лютневого клавира, и в письме 1728 года Бах прямо ссылался на "лютневый клавир", который он продал венгерскому дворянину в Йене. Как эксперт по органам, он курировал реконструкцию инструмента с тремя мануалами и 44 регистрами в Университетской церкви в 1704–1706 годах. Среди его учеников был Фридрих Эрхард Нидт, автор известного учебника по генерал-басу "Музыкальное руководство". Его творческое наследие, хотя и немногочисленное, отражает переходный период между поздним барокко и ранним классицизмом и демонстрирует связь с центрально-немецкой органной традицией.
Вокальные сочинения:
Органные сочинения:
Ноты сочинений Иоганна Николауса Баха на сайте библиотеки IMSLP