Бах, Иоганн Михаэль
1648 - 1694

Назад

Иоганн Михаэль Бах (Johann Michael Bach) - Композитор, сын Генриха Баха

Родился 9 августа 1648 года, Арнштадт – умер 17 мая 1694 года, Герен. 

Он получил хорошее музыкальное образование от своего отца и арнштадтского кантора Йонаса де Флетина; возможно, именно влиянием последнего объясняется его ранний интерес к вокальной музыке. В 1665 году он сменил своего брата Иоганна Кристофа на посту органиста замковой капеллы Арнштадта. После прослушивания 5 октября 1673 года он сменил Иоганна Эффлера (который позже сменил Иоганна Себастьяна на посту замкового органиста в Веймаре) на посту городского органиста в Герене. Он также активно работал там в качестве производителя инструментов и занимал важный административный пост городского клерка. 17 октября 1707 года его младшая дочь Мария Барбара (урожденная Герен, 20 октября 1684) вышла замуж за своего дальнего родственника Иоганна Себастьяна.

В брошюре, выпущенной советом Герена, Иоганн Михаэль описывается как "тихий, сдержанный и обладающий художественным опытом субъект"; в семье он считался "искусным композитором’ (Ursprung). Как композитор, он находится почти на том же уровне, что и его брат Иоганн Кристоф. В частности, в хоральном песнопении, жанру, которому он посвятил себя с особой отдачей, он сочинял действительно выдающиеся произведения, и его строфические арии с партиями для инструментов-облигато и их изобретательными и выразительными ритурнелями также представляют неоспоримую ценность. Примечательной особенностью его музыки является разнообразная, естественная и убедительная трактовка вокальной декламации, будь то библейские тексты, хоральные куплеты или свободная поэзия. В его песнопениях, как и в песнопениях его брата, преобладает более старый, сильно гомофонический стиль; но в таких произведениях, как "Sei lieber Tag willkommen", он обратился к более свободному и современному стилю с мелизматическими пассажами. Его произведения для двойного хора твердо придерживаются традиций псаломщиков Давида Шютца, но выходят за рамки их образцов. Девятичастный надгробный песнопение "Жизнь прекрасна", ошибочно приписываемое Иоганну Баху (4), особенно трогательно по своим иллюстративным и выразительным качествам. Его вокальные концерты менее обширны, чем у его брата, но он тоже предпочитал полномасштабную оркестровую палитру, которая часто бывает довольно сложной и часто включает виртуозную сольную партию скрипки.

Почти все дошедшие до нас клавишные сочинения Иоганна Михаэля Баха - это органные хоралы. В основном они написаны в центральной немецкой традиции лаконичных, контрапунктических и практичных композиций, что явно перекликается с аналогичными произведениями Иоганна Пахельбеля. Недавние открытия утроили количество сохранившихся хоральных опер Иоганна Михаэля, и, хотя их общее количество по-прежнему значительно меньше, чем "72 вершинных фугирных и фигурных хоральных произведения", на которые ссылается Гербер, они позволяют более объективно оценить заслуги Баха как органного композитора, чем это было возможно ранее. Центральный немецкий органный хорал претерпел небольшое смещение акцентов в творчестве Иоганна Михаэля Баха. Его четырехчастные фигурные хоралы с мелодией в верхней части, а также другие, в которых формы сочетаются более свободно, свидетельствуют о том, что он был решительно независимым композитором и, должно быть, оказал особое влияние на молодого Иоганна Себастьяна. Гербер писал о нем в 1812 году: "В прелюдиях, характерных для того периода, есть большое разнообразие, и ни одна из них не является полностью недостойной имени Баха".

Ноты сочинений Иоганна Михаэля Баха на сайте библиотеки IMSLP