Бах, Иоганн Эрнст
1722 - 1777

Назад

Иоганн Эрнст Бах (Johann Ernst Bach) - Композитор и органист, сын Иоганна Бернхарда Баха

Родился 28 января 1722 года, Айзенах - умер 1 сентября 1777 года, Айзенах. 

16 января 1737 года он поступил в школу Томаса в Лейпциге и стал учеником своего дяди Иоганна Себастьяна. После изучения юриспруденции в Лейпцигском университете он вернулся в Айзенах в 1741 году и бесплатно заменил своего больного отца. Планы поехать во Франкфурт, Гамбург или Берлин, упомянутые в письме его двоюродного брата Иоганна Элиаса Баха (39 лет), так и не осуществились. В 1748 году он стал официальным помощником своего отца, а в следующем году - его преемником. Он также продолжал практиковать в качестве юриста и, кроме того, в 1756 году был назначен капельмейстером при Веймарском дворе "ввиду его хорошо известных способностей и музыкальных познаний". Это требовало регулярных поездок в Веймар, а во время частых отлучек из Эйзенаха ему разрешалось нанимать кого-то на замену для исполнения обязанностей органиста. Когда в 1758 году, после смерти герцога Эрнста Августа Константина, хофкапелла была распущена, Иоганн Эрнст навсегда вернулся в Айзенах, но сохранил за собой звание капельмейстера и жалованье, за которое ему приходилось выполнять определенные административные обязанности. Он написал предисловие к книге Адлунга "История музыкального искусства" (Эрфурт, 1758), в которой критиковал нынешний упадок церковной музыки и требовал, чтобы этому противостояли "художественные и правильные способы сочинения"; в качестве образцов духовных кантат он восхвалял "замечательные шедевры" И.С. Баха, Телеман и Штельцель. И.Э. Бах, по-видимому, был в тесном контакте со своим двоюродным братом (9) Карлом Филиппом Эмануэлем (46), который работал над первой частью "Версуха" (1753) и концертами для клавесина w43 (1772). Он внес свой вклад в антологию Musicalisches Vielerley, опубликованную К.П.Э. Бахом в 1770 году.

Как композитор, Иоганн Эрнст был в курсе стилистических новшеств своего времени, хотя, как и сыновья Иоганна Себастьяна, не исключал контрапунктического письма. Характерной чертой его личного стиля является широкое использование хроматизма и синкопированных ритмов. Его вокальные произведения часто очень драматичны и полны эффектов. В свое время он был особенно известен своими "прекрасными хоральными постановками" (Musicalische Realzeitung, ii (1789), 179); они представляют собой важный вклад в жанр священной кантаты, поскольку являются связующим звеном между Дж. Хоральные кантаты Баха и хоральные постановки поколения Доулса и Хиллера. Его песни основаны на старых традициях Гернера, Графе и Мицлера; он писал галантные мелодии, полные выразительной словесной живописи, с живыми басами и часто сложным сопровождением. Его оратория "Страсть" написана под влиянием хорошо известного произведения К.Х. Грауна "О смерти Иисуса".

Ноты сочинений Иоганна Эрнста Баха на сайте библиотеки IMSLP