Бах, Иоганн Кристоф Фридрих
1732 - 1795

Назад

Иоганн Кристоф Фридрих Бах (Johann Christoph Friedrich Bach) - Композитор, сын Иоганна Себастьяна Баха и Анны Магдалены Бах

Родился 21 июня 1732 года, Лейпциг – умер 26 января 1795 года, Бюккебург. 

Он известен как "Бюккебургский бах".

Музыкальное образование он получил от своего отца. Считается, что после окончания школы Томаса в Лейпциге он некоторое время изучал юриспруденцию, но нет никаких сведений о его поступлении в Лейпцигский университет. По прямому желанию графа Вильгельма Шаумбург-Липпского он был назначен клавесинистом при дворе в Бюккебурге, где, возможно, поначалу подчинялся придворному органисту Людольфу Мюнххаузену. В июне 1751 года его брат Карл Филипп Эмануэль посетил его в свите Фридриха Великого, когда король наградил графа Вильгельма орденом Большого Орла. В то время в музыкальной жизни Бюккебургского двора доминировали концертмейстер Анджело Колонна и придворный композитор Джованни Баттиста Серини; они покинули Бюккебург в середине 1756 года по причинам, которые остаются неясными. 8 января 1755 года Бах женился на дочери Мюнхгаузена Лючии Элизабет, которая обучалась у Серини пению и занимала должность при дворе, вероятно, альт-гитариста, с годовым жалованьем в 100 талеров. Семилетняя война наложила значительные ограничения на деятельность Бюккебургского двора. Сам Бюккебург был оккупирован французскими войсками в 1757 году, и граф Вильгельм с несколькими доверенными придворными, включая Баха, удалился в свое поместье Ниенштеден на Эльбе, недалеко от Пиннеберга, на период с октября 1757 по апрель 1758 года. Бах воспользовался этой возможностью, чтобы успешно подать заявку на вакантную должность органиста в немецкой церкви в Альтоне, находившейся тогда под властью Дании, но по неизвестным причинам так и не занял ее. 18 февраля 1759 года он был назначен концертмейстером Бюккебургской хофкапеллы с повышением годового жалованья до 400 талеров (позже, временно, до 416 талеров), а также получал обычные пособия натурой. Однако придворная жизнь вернулась в нормальное русло только после заключения Хубертусбургского мира, для которого Бах написал благодарственную кантату, исполненную в День Вознесения Господня в 1763 году, и возвращения графа Вильгельма из его военной миссии в Португалии в ноябре 1764 года. Хофкапелле обычно давала концерты два раза в неделю; ансамбль состоял примерно из 15 музыкантов, которым при необходимости помогали сторонние исполнители и военные оркестранты. Бах отвечал за сочинение или приобретение произведений, исполняемых на этих концертах, и за их репетиции, и он адаптировал свой выбор к вкусу графа Вильгельма, который любил светскую итальянскую вокальную музыку и сам играл на клавишных инструментах и, возможно, на флейте. В период до 1770 года Бах написал симфонии, трио-сонаты, ряд итальянских арий и кантат (в основном на тексты Метастазио) и, возможно, самое важное свое произведение того времени - масштабную кантату "Кассандра". После женитьбы графа Вильгельма на Марии Барбаре Элеоноре Цур Липпе-Бистерфельд 12 ноября 1765 года при Бюккебургском дворе зазвучала протестантская духовная музыка. Возможно, воодушевленный своим успешным поступлением в Альтону, Бах 24 июня 1767 года подал заявление о приеме на работу в качестве преемника покойного Г.П. Телемана в Гамбурге. На самом деле он был одним из кандидатов, включенных в короткий список, но это назначение получил его сводный брат Карл Филипп Эмануэль. В период с 1765 по 1773 год Иоганн Кристоф Фридрих написал самые известные протестантские оратории своего времени "О Тод Иисусе", "Жизнь под венцом Иисуса" и "Посвящение Иисусу и гиммлеру" (все - К.В. Рамлера), а также "Паломничество на Голгофу" (Ф.В. Захария). Тенденция к духовному вокалу усилилась с приездом в Бюккебург И.Г. Гердера, который был там придворным проповедником и суперинтендантом с 1771 по 1776 год. Его тексты для ораторий, высоко оцененные графиней Марией Барбарой, оказали неизгладимое влияние на придворную музыку. В эти годы Гердер и Бах, который впоследствии считал это время счастливейшим в своей жизни, сотрудничали над кантатой "Михаэлс Зиг", "О борьбе с гуттенами и богами в мире" (1771, а не 1775), "библейской картиной ""Киндхейт Иисус" (1772, посвященной рождению графини). Эмили Элеоноре Вильгельмине в июне 1771 года), "Возвращение Лазаря" (1773, по случаю смерти 23 апреля 1772 года брата-близнеца графини Марии Барбары Фердинанда Бенджамина) и "Фремдлинг на Голгофе" (1776), а также светские "сцены с песнями", "Брут и Филоктет", в которых приняли участие не выжил.

Смерть графини Марии Барбары в 1776 году, назначение Гердера в Веймар в том же году и смерть графа Вильгельма в 1777 году ознаменовали собой переломный момент в интеллектуальной жизни Бюккебургского двора. Граф Филипп Эрнст цу Шаумбург-Липпе-Альвердиссен (1723-1787) возглавил правительство, располагая двором частично в Мюнстере, а частично в Бюккебурге. Весной 1778 года Бах попросил трехмесячный отпуск, чтобы навестить своего брата Иоганна Кристиана в Лондоне. Он взял с собой в это путешествие своего сына Вильгельма Фридриха Эрнста, которое началось где-то между 16 марта и 23 мая 1778 года и закончилось самое позднее в ноябре того же года; сын был оставлен с Иоганном Кристианом для дальнейшего музыкального обучения. Серия струнных квартетов и сборник из шести концертов для клавишных, изданные в Лондоне с посвящениями членам дома Шаумбург-Липпе, показывают, как быстро И.С.Ф. Бах адаптировал свою музыку к вкусам англичан. Он также привез из своих путешествий английское пианино, так что его клавишные композиции после 1778 года не обязательно предназначались для клавесина. В 1780 году граф Филипп Эрнст взял в жены принцессу Юлиану цу Гессен-Филиппсталь (1761-1799), которая особенно увлекалась изобразительным искусством. По желанию принцессы, жители Бюккебурга и гости города могли посещать придворные концерты. Форкель ("Музыкальный альманах", 1782) считал маленькую капеллу одной из лучших в Германии. Джулиана брала уроки иностранных языков и рисования, а также училась игре на клавишных у И.С.Ф. Баха. Среди наиболее известных его учеников (помимо его сына Вильгельма Фридриха Эрнста и К.Ф. Гейер, позже кантор Бюккебурга) были будущий Томас кантор А.Э. Мюллер и, возможно, Адольф, барон фон Книгге. Для целей преподавания Бах написал ряд ценных с педагогической точки зрения произведений для клавишных, в том числе "Сонаты для клавира" (напечатаны в 1784 году с посвящением принцессе Юлиане), вариации (в том числе фрагмент на тему "Ах, вы любите маму"), концерты и сонаты в четыре руки.

Бах также активизировал свои усилия по публикации своих сочинений. Ему не удалось собрать достаточное количество подписчиков для издания масштабных духовных произведений, которые он планировал издать примерно с 1773 года, но он все же издал сборник "Musikalische Nebenstunden", содержащий в основном его собственные произведения, а также несколько песен В.Ф.Э. Баха и знатных дилетантов из Бюккебурга и Миндена. Комментарий в письме Брейткопфу от 1 октября 1788 года, в котором Бах просил подписчиков приобрести сборник из трех легких сонат для клавира ("Эти сонаты просты, написаны по последнему слову техники и сочинены в Лондоне, где они пришлись по вкусу Ее Величеству королеве"), может свидетельствовать о том, что он совершил второй визит в Англию, хотя других свидетельств этому пока нет.

Приезд в Бюккебург около 1793 года блестящего богемского музыканта Франца Нойбауэра вызвал у Баха непривычную конкуренцию в последние годы его жизни. Это вдохновило его на написание новых произведений (в том числе дюжины масштабных симфоний и нескольких двойных концертов), но также усилило скрытую депрессию, от которой он страдал после смерти своего сводного брата Карла Филиппа Эмануэля и которая, возможно, ускорила течение болезни грудной клетки, приведшей к его смерти 26 января 1795 года. В своем некрологе его друг Карл Готлиб Хорстиг, суперинтендант Бюккебурга с 1793 года, описал его как трудолюбивого композитора, всегда готового быть полезным, и высоко оценил его честный характер и "доброту сердца".

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Фридриха Баха на сайте библиотеки IMSLP