Бах, Иоганн Кристоф Фридрих
1732 - 1795

Назад

Bach, Johann Christoph Friedrich

  • Дата рождения: 21 июня 1732 года
  • Место рождения: Лейпциг, Германия
  • Дата смерти: 26 января 1795 года
  • Место смерти: Бюккебург, Германия

Биография

Иоганн Кристоф Фридрих Бах, известный как "Бюккебургский Бах", был немецким композитором, сыном Иоганна Себастьяна Баха и Анны Магдалены Бах. Музыкальное образование он получил от своего отца. Считается, что после окончания школы Святого Фомы в Лейпциге он некоторое время изучал юриспруденцию, но нет никаких сведений о его поступлении в Лейпцигский университет. По прямому желанию графа Вильгельма Шаумбург-Липпского он был назначен клавесинистом при дворе в Бюккебурге, где, возможно, поначалу подчинялся придворному органисту Людольфу Мюнххаузену. В июне 1751 года его брат Карл Филипп Эмануэль посетил его в свите Фридриха Великого, когда король наградил графа Вильгельма орденом Большого Орла. В то время в музыкальной жизни Бюккебургского двора доминировали концертмейстер Анджело Колонна и придворный композитор Джованни Баттиста Серини; они покинули Бюккебург в середине 1756 года по причинам, которые остаются неясными. 8 января 1755 года Бах женился на дочери Мюнхгаузена Лючии Элизабет, которая обучалась у Серини пению и занимала должность при дворе, вероятно, певицы, с годовым жалованьем в 100 талеров.

Семилетняя война наложила значительные ограничения на деятельность Бюккебургского двора. Сам Бюккебург был оккупирован французскими войсками в 1757 году, и граф Вильгельм с несколькими доверенными придворными, включая Баха, удалился в свое поместье Ниенштеден на Эльбе, недалеко от Пиннеберга, на период с октября 1757 по апрель 1758 года. Бах воспользовался этой возможностью, чтобы успешно подать заявку на вакантную должность органиста в немецкой церкви в Альтоне, находившейся тогда под властью Дании, но по неизвестным причинам так и не занял ее. 18 февраля 1759 года он был назначен концертмейстером Бюккебургской придворной капеллы с повышением годового жалованья до 400 талеров (позже, временно, до 416 талеров), а также получал обычные пособия натурой. Однако придворная жизнь вернулась в нормальное русло только после заключения Хубертусбургского мира, для которого Бах написал благодарственную кантату, исполненную в День Вознесения Господня в 1763 году, и возвращения графа Вильгельма из его военной миссии в Португалии в ноябре 1764 года.

Придворная капелла обычно давала концерты два раза в неделю; ансамбль состоял примерно из 15 музыкантов, которым при необходимости помогали сторонние исполнители и военные оркестранты. Бах отвечал за сочинение или приобретение произведений, исполняемых на этих концертах, и за их репетиции, и он адаптировал свой выбор к вкусу графа Вильгельма, который любил светскую итальянскую вокальную музыку и сам играл на клавишных инструментах и, возможно, на флейте. В период до 1770 года Бах написал симфонии, трио-сонаты, ряд итальянских арий и кантат (в основном на тексты Пьетро Метастазио) и, возможно, самое важное свое произведение того времени — масштабную кантату "Кассандра".

После женитьбы графа Вильгельма на Марии Барбаре Элеоноре Цур Липпе-Бистерфельд 12 ноября 1765 года при Бюккебургском дворе зазвучала протестантская духовная музыка. Возможно, воодушевленный своим успешным поступлением в Альтону, Бах 24 июня 1767 года подал заявление о приеме на работу в качестве преемника покойного Георга Филиппа Телемана в Гамбурге. На самом деле он был одним из кандидатов, включенных в короткий список, но это назначение получил его сводный брат Карл Филипп Эмануэль. В период с 1765 по 1773 год Иоганн Кристоф Фридрих написал самые известные протестантские оратории своего времени "Смерть Иисуса", "Жизнь под венцом Иисуса" и "Воскресение и Вознесение Иисуса" (все — на тексты Карла Вильгельма Рамлера), а также "Паломничество на Голгофу" (Фридриха Вильгельма Захарии). Тенденция к духовному вокалу усилилась с приездом в Бюккебург Иоганна Готфрида Гердера, который был там придворным проповедником и суперинтендантом с 1771 по 1776 год. Его тексты для ораторий, высоко оцененные графиней Марией Барбарой, оказали неизгладимое влияние на придворную музыку. В эти годы Гердер и Бах, который впоследствии считал это время счастливейшим в своей жизни, сотрудничали над кантатой "Победа Михаила", "О борьбе с язычеством и богами в мире" (1771, а не 1775), "библейской картиной" "Детство Иисуса" (1772, посвященной рождению графини Эмилии Элеоноры Вильгельмины в июне 1771 года), "Воскрешение Лазаря" (1773, по случаю смерти 23 апреля 1772 года брата-близнеца графини Марии Барбары Фердинанда Бенджамина) и "Странник на Голгофе" (1776), а также светские "сцены с песнями", "Брут" и "Филоктет", которые не сохранились.

Смерть графини Марии Барбары в 1776 году, назначение Гердера в Веймар в том же году и смерть графа Вильгельма в 1777 году ознаменовали собой переломный момент в интеллектуальной жизни Бюккебургского двора. Граф Филипп Эрнст цу Шаумбург-Липпе-Альвердиссен (1723-1787) возглавил правительство, располагая двором частично в Мюнстере, а частично в Бюккебурге. Весной 1778 года Бах попросил трехмесячный отпуск, чтобы навестить своего брата Иоганна Кристиана в Лондоне. Он взял с собой в это путешествие своего сына Вильгельма Фридриха Эрнста, которое началось где-то между 16 марта и 23 мая 1778 года и закончилось самое позднее в ноябре того же года; сын был оставлен с Иоганном Кристианом для дальнейшего музыкального обучения. Серия струнных квартетов и сборник из шести концертов для клавишных, изданные в Лондоне с посвящениями членам дома Шаумбург-Липпе, показывают, как быстро Иоганн Кристоф Фридрих Бах адаптировал свою музыку к вкусам англичан. Он также привез из своих путешествий английское пианино, так что его клавишные композиции после 1778 года не обязательно предназначались для клавесина.

В 1780 году граф Филипп Эрнст взял в жены принцессу Юлиану цу Гессен-Филиппсталь (1761-1799), которая особенно увлекалась изобразительным искусством. По желанию принцессы, жители Бюккебурга и гости города могли посещать придворные концерты. Иоганн Николаус Форкель ("Музыкальный альманах", 1782) считал маленькую капеллу одной из лучших в Германии. Юлиана брала уроки иностранных языков и рисования, а также училась игре на клавишных у Иоганна Кристофа Фридриха Баха. Среди наиболее известных его учеников (помимо его сына Вильгельма Фридриха Эрнста и Кристиана Фридриха Гейера, позже кантора Бюккебурга) были будущий кантор школы Святого Фомы Август Эберхард Мюллер и, возможно, Адольф, барон фон Книгге. Для целей преподавания Бах написал ряд ценных с педагогической точки зрения произведений для клавишных, в том числе "Сонаты для клавира" (напечатаны в 1784 году с посвящением принцессе Юлиане), вариации (в том числе фрагмент на тему "Ах, вы любите маму"), концерты и сонаты в четыре руки.

Бах также активизировал свои усилия по публикации своих сочинений. Ему не удалось собрать достаточное количество подписчиков для издания масштабных духовных произведений, которые он планировал издать примерно с 1773 года, но он все же издал сборник "Музыкальные досуги" ("Musikalische Nebenstunden"), содержащий в основном его собственные произведения, а также несколько песен Вильгельма Фридриха Эрнста Баха и знатных дилетантов из Бюккебурга и Миндена. Комментарий в письме Брейткопфу от 1 октября 1788 года, в котором Бах просил подписчиков приобрести сборник из трех легких сонат для клавира ("Эти сонаты просты, написаны по последнему слову техники и сочинены в Лондоне, где они пришлись по вкусу Ее Величеству королеве"), может свидетельствовать о том, что он совершил второй визит в Англию, хотя других свидетельств этому пока нет.

Приезд в Бюккебург около 1793 года блестящего богемского музыканта Франца Нойбауэра вызвал у Баха непривычную конкуренцию в последние годы его жизни. Это вдохновило его на написание новых произведений (в том числе дюжины масштабных симфоний и нескольких двойных концертов), но также усилило скрытую депрессию, от которой он страдал после смерти своего сводного брата Карла Филиппа Эмануэля и которая, возможно, ускорила течение болезни грудной клетки, приведшей к его смерти 26 января 1795 года. В своем некрологе его друг Карл Готлиб Хорстиг, суперинтендант Бюккебурга с 1793 года, описал его как трудолюбивого композитора, всегда готового быть полезным, и высоко оценил его честный характер и "доброту сердца".

Творчество

Поздний период творчества Иоганна Кристофа Фридриха Баха отмечен влиянием английского вкуса и новых классицистских тенденций. Его лондонские сочинения демонстрируют более легкий, галантный стиль, адаптированный для любительского музицирования. Он был одним из первых немецких композиторов, активно писавших для фортепиано, а не клавесина. Его педагогические сочинения ценятся за ясность изложения и мелодическое очарование. Несмотря на относительную изоляцию в Бюккебурге, он до конца жизни оставался в курсе современных музыкальных тенденций, что отразилось в его поздних симфониях и концертах, сочетающих классическую ясность формы с эмоциональной глубиной, характерной для эпохи "Бури и натиска".

Произведения

Оратории и крупные духовные кантаты:

  • "Смерть Иисуса" ("Der Tod Jesu") (на текст Карла Вильгельма Рамлера), 1769
  • "Пастухи у яслей Иисуса" ("Die Hirten bei der Krippe Jesu") (на текст Карла Вильгельма Рамлера)
  • "Воскресение и Вознесение Иисуса" ("Die Auferstehung und Himmelfahrt Jesu") (на текст Карла Вильгельма Рамлера)
  • "Пилигримы на Голгофе" ("Die Pilgrime auf Golgatha") (на текст Фридриха Вильгельма Захариа)
  • "Победа Михаила, или Битва добра и зла в мире" ("Michaels Sieg, oder Der Kampf des Guten und des Bösen in der Welt") (на текст Иоганна Готфрида Гердера), 1771
  • "Детство Иисуса" ("Die Kindheit Jesu") (библейская картина на текст Иоганна Готфрида Гердера), 1772
  • "Воскрешение Лазаря" ("Die Auferweckung Lazarus") (на текст Иоганна Готфрида Гердера), 1773
  • "Странник на Голгофе" ("Der Fremdling auf Golgatha") (на текст Иоганна Готфрида Гердера), 1776

Светские кантаты:

  • "Американка" ("Die Amerikanerin") (на текст Генриха Вильгельма фон Герстенберга)
  • "Ино" ("Ino") (на текст Карла Вильгельма Рамлера)
  • "Кассандра" ("Cassandra")
  • "Брут" ("Brutus") (светская сцена с пением, утрачена)
  • "Филоктет" ("Philoktetes") (светская сцена с пением, утрачена)

Инструментальная музыка:

Оркестровые произведения:

  • "Симфонии" ("Symphonien") (в том числе около дюжины крупномасштабных симфоний позднего периода)
  • "Концерты для клавира с оркестром" ("Konzerte für Clavier und Orchester") (в том числе 6 концертов, изданных в Лондоне)
  • "Концерты для двух солирующих инструментов с оркестром" ("Konzerte für zwei Soloinstrumente und Orchester") (около 1791 года)

Камерная музыка:

  • "Струнные квартеты" ("Streichquartette") (созданные под влиянием лондонской поездки)
  • "Септет для духовых инструментов" ("Septett für Blasinstrumente") (1794)
  • "Трио-сонаты" ("Triosonaten")

Сочинения для клавира:

  • "Шесть легких клавирных сонат" ("Sechs leichte Clavier-Sonaten") (1784)
  • "Три легкие сонаты для клавира или фортепиано" ("Drei leichte Sonaten fürs Klavier oder Piano Forte") (1789)
  • "Вариации" ("Variationen") (в том числе на тему "Ах, вы любите маму" ("Ah, vous dirai-je maman"))
  • "Сонаты для фортепиано в четыре руки" ("Sonaten für Klavier zu vier Händen")
  • "Сонаты для двух фортепиано" ("Sonaten für zwei Klaviere") (1791)

Прочие сочинения:

  • "Музыкальные досуги" ("Musikalische Nebenstunden") (сборник)
  • "Итальянские арии и кантаты" ("Italienische Arien und Kantaten") (на тексты Пьетро Метастазио)
  • "Песни" ("Lieder")

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Фридриха Баха на сайте библиотеки IMSLP