Бах, Иоганн Кристоф
1642 - 1703

Назад

Иоганн Кристоф Бах (Johann Christoph Bach) - Немецкий композитор и органист

Родился 8 декабря 1642, Арнштадт - умер 2 апреля 1703 года, Айзенах. 

Сын Генриха Баха. Он был, вероятно, самым важным членом семьи до Иоганна Себастьяна. Отец дал ему основательное музыкальное образование, и 20 ноября 1663 года он был назначен органистом капеллы замка Арнштадт. Два года спустя городской совет Айзенаха пригласил его подать заявление на должность органиста в Санкт-Георге, и после прослушивания 10 декабря 1665 года он был назначен на эту должность, а также на должность клавесиниста в придворной капелле герцога Айзенаха. Он сохранял обе должности до самой своей смерти.

О его работе в придворной капелле известно немного. С 1675 года капельмейстером был Даниэль Эберлин, позже ставший тестем Телемана, который также иногда дирижировал капеллой, и некоторое время (1677-1688) Пахельбель был членом капеллы. Большую часть времени, проведенного там, самым важным коллегой Иоганна Кристофа, должно быть, был его двоюродный брат, скрипач Иоганн Амброзиус (11 лет); Амброзиус часто служил у него переписчиком, и их отношения, несомненно, были близкими. Юный Иоганн Себастьян, должно быть, тоже получил свои первые впечатления об органной музыке от двоюродного брата своего отца. В то время как Иоганн Кристоф занимал высокое положение при дворе, его пребывание на гражданском посту было омрачено чередой ссор между ним и городским советом, в которых он не был полностью невиновен. В качестве оправдания следует сказать, что на протяжении всех лет, проведенных в Айзенахе, он постоянно сталкивался с серьезными семейными трудностями, особенно с болезнями жены и детей. Его ссоры с городским советом были в основном связаны с его зарплатой и отказом совета предоставить ему официальное жилье, что в конечном итоге было компенсировано судом. В течение многих лет он также боролся с советом по поводу давно назревшей реставрации (или реконструкции) органа в церкви Святого Георга; он добился успеха только в 1696 году, а затем не дожил до завершения (Г.К. Штертцингом) работы над знаменитым инструментом в 1707 году (его многочисленные экспертные заметки сведения о реконструкции органа сохранились; см. Фрейзе). Он умер в 1703 году, всего через десять дней после смерти своей жены.

В семье Иоганна Кристофа очень уважали как композитора ("глубокого’, по словам Урспрунга). В некрологе Иоганна Себастьяна от 1754 года он прямо упоминается как человек, который "был так же хорош в изобретении красивых мыслей, как и в выражении слов". Он сочинял, насколько это позволяли современные вкусы, в стиле галантности и кантабиле, необычайно насыщенном текстурой … На органе и клавишных [он] никогда не исполнял менее пяти независимых партий’. Иоганн Себастьян исполнил несколько своих мотетов и вокальных концертов в Лейпциге, как и К.П.Э. Бах позже в Гамбурге. Хотя Иоганн Кристоф был в первую очередь органистом и клавесинистом, его клавишных произведений сохранилось немного, но они показывают его как способного композитора, стилистически близкого Пахельбелю, хотя в целом менее педантичного. Его органные хоралы (вероятно, на самом деле записанные импровизации) демонстрируют его мастерство в малой форме, в то время как сила его артистизма раскрывается в расширенных вариациях для клавесина. Его вокальные произведения, в частности мотеты и концерты, отличаются разнообразием переложений. Концерты отличаются полным инструментальным исполнением и необычайно интересным написанием внутренних партий. В то время как вокальные партии по большей части технически нетребовательны (хоровые части предназначались для школьных хоров), инструментальные партии обычно очень сложны и часто требуют виртуозного солирования скрипки (как в "Двух плач" и свадебном концерте "Майне Фрейндин, дю бист шен"). Иоганн Себастьян и Карл Филипп Эмануэль особенно высоко оценили его концерт на Михайлов день, состоящий из 22 частей, "Ночь на улице", одно из лучших вокальных произведений конца XVII века. В основном его мотеты для двойного хора написаны по традиционной центральногерманской модели, включающей как спрух, так и хорал, с мелодиями кантабиле и часто живым чередованием тутти и солистов - жанр, который действительно достиг своего пика в творчестве Иоганна Кристофа и его брата (3) Иоганна Михаэля (14). В произведениях обоих композиторов по-прежнему преобладал старый стиль письма с чередованием аккордовых и имитационных фрагментов, например, в песнопении "О герехте", которое также является особенно прекрасным примером выразительной гармонии Иоганна Кристофа; но более новый стиль, с его более живыми линиями (включая мелизматические полуколебательные пассажи) и более свободное, более концертное письмо, встречается в "Сей день" в "Дне Тода" и "О мужчинах, которых мы любим", очевидно, более поздних произведениях. Отсутствие документации и малое количество сохранившихся произведений не позволяют установить достоверную хронологию творчества Иоганна Кристофа.

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Баха на сайте библиотеки IMSLP