Бах, Иоганн Кристоф
1642 - 1703

Назад

Bach, Johann Christoph

  • Дата рождения: крещен 8 декабря 1642 года
  • Место рождения: Арнштадт, Германия
  • Дата смерти: похоронен 2 апреля 1703 года
  • Место смерти: Айзенах, Германия

Биография

Иоганн Кристоф Бах был немецким композитором и органистом, сыном Генриха Баха. Он, вероятно, был самым важным членом семьи до Иоганна Себастьяна Баха. Он получил основательную музыкальную подготовку от своего отца, и 20 ноября 1663 года был назначен органистом замковой капеллы в Арнштадте. Два года спустя он был приглашен городским советом Айзенаха подать заявку на должность органиста в церкви Святого Георгия, и после прослушивания 10 декабря 1665 года он был назначен на эту должность, а также на должность клавесиниста в придворной капелле герцога Айзенахского. Он сохранял обе должности до своей смерти.

О его работе в придворной капелле известно мало. С 1675 года капельмейстером был Даниэль Эберлин, а Иоганн Кристоф был клавесинистом. В течение большей части его пребывания там его самым важным коллегой, должно быть, был его кузен, скрипач Иоганн Амброзиус Бах. Молодой Иоганн Себастьян, несомненно, также получил свои первые впечатления от органной музыки от своего двоюродного дяди. В то время как придворная должность Иоганна Кристофа была высокого статуса, его пребывание на гражданской должности было омрачено чередой ссор между ним и городским советом, в которых он был не полностью безвинен. Следует сказать в смягчение, что на протяжении всех его лет в Айзенахе его постоянно преследовали серьезные семейные трудности, особенно болезни жены и детей. Его ссоры с городским советом в основном касались его зарплаты и отказа совета предоставить ему служебное жилье. Он умер в 1703 году, всего через десять дней после смерти жены.

Творчество

Внутри семьи Иоганн Кристоф был высоко уважаем как композитор. В некрологе Иоганна Себастьяна 1754 года он упоминается особо как тот, кто "был так же хорош в изобретении прекрасных мыслей, как и в выражении слов. Он сочинял, насколько позволял современный вкус, в галантном и певучем стиле, необычайно полной фактуры… На органе и клавире никогда не играл менее чем пятью независимыми голосами". Иоганн Себастьян исполнял некоторые из его мотетов и вокальных концертов в Лейпциге, как позже и Карл Филипп Эмануэль Бах в Гамбурге.

Хотя Иоганн Кристоф был в первую очередь органистом и клавесинистом, его сохранившиеся клавирные произведения немногочисленны, но они показывают его как способного композитора, стилистически близкого Иоганну Пахельбелю, хотя в целом менее педантичного. Его органные хоралы демонстрируют его мастерство в малой форме, в то время как сила его художественного мастерства развита в его развернутых вариациях для клавесина. Его вокальные произведения, в частности мотеты и концерты, примечательны разнообразием их обработок. Концерты характеризуются полной инструментальной фактурой с необычно интересной внутренней голосоведой. В то время как вокальные партии в основном технически нетребовательны, инструментальные партии обычно очень сложны и часто требуют виртуозной сольной скрипки. Иоганн Себастьян и Карл Филипп Эмануэль особенно высоко ценили его двадцатидвухголосный концерт на Михайлов день "И произошла на небе война", одно из лучших вокальных произведений конца семнадцатого века. Его наследие оказало значительное влияние на формирование музыкального стиля молодого Иоганна Себастьяна Баха и служит важным связующим звеном между музыкой среднего барокко и вершинами позднебарочного искусства.

Произведения

Вокальные сочинения

Арии:

  • "С моей жизнью теперь покончено" ("Es ist nun aus mit meinem Leben") для сопрано, альта, тенора, баса и бассо континуо
  • "Начинается с плача" ("Mit Weinen hebt sichs an") для сопрано, альта, тенора, баса и бассо континуо (1691)

Мотеты:

  • "Праведник, даже если он умирает преждевременно" ("Der Gerechte, ob er gleich zu zeitlich stirbt") для сопрано, альта, двух теноров, баса и бассо континуо (1676)
  • "Человек, рожденный от жены" ("Der Mensch, vom Weibe geboren") для двух сопрано, альта, тенора, баса и бассо континуо
  • "Не бойся" ("Fürchte dich nicht") для двух сопрано, альта, тенора, баса и бассо континуо
  • "Ныне отпускаешь раба Твоего" ("Herr, nun lässet du deinen Diener") для двух хоров и бассо континуо
  • "Господи, если я только у Тебя" ("Herr, wenn ich nur dich habe") для двух хоров и бассо континуо
  • "Я знаю, что мой Искупитель жив" ("Ich weiss, dass mein Erlöser lebt") для сопрано, альта, двух теноров, баса и бассо континуо
  • "Возлюбленный Господь Бог, пробуди нас" ("Lieber Herr Gott, wecke uns auf") для двух хоров и бассо континуо (1672)
  • "Внемли, мое сердце" ("Merk auf mein Herz") для двух хоров и бассо континуо
  • "Будь верен до смерти" ("Sei getreu bis in den Tod") для двух сопрано, альта, тенора, баса и бассо континуо
  • "Радость нашего сердца" ("Unsers Herzens Freude") для двух хоров и бассо континуо
  • "Чего не видел глаз" ("Was kein Aug gesehen hat") для двух хоров и бассо континуо

Вокальные концерты:

  • "О, если бы у меня было достаточно воды" ("Ach, dass ich Wassers gnug hätte"), плач для альта, скрипки, трех альтов и бассо континуо
  • "Страх Господень" ("Die Furcht des Herren") для двух хоров, двух скрипок, двух альтов и бассо континуо
  • "И произошла на небе война" ("Es erhub sich ein Streit") для двух хоров, четырех труб, литавр, двух скрипок, четырех альтов и бассо континуо
  • "Теперь все кончено" ("Es ist nun aus") для сопрано, альта, тенора, баса и бассо континуо
  • "Господи, обратись и будь милостив ко мне" ("Herr, wende dich und sei mir gnädig"), диалог для сопрано, альта, тенора, баса, двух скрипок, двух альтов и бассо континуо
  • "Подруга моя, ты прекрасна" ("Mein Freundin, du bist schön"), диалог для сопрано, альта, тенора, баса, четырех скрипок, трех альтов и бассо континуо
  • "Почему же Ты, о Боже" ("Wie bist du denn o Gott"), плач для баса, скрипки и трех виол да гамба

Инструментальные сочинения

Для клавесина:

  • "Ария Эберлиниана" ("Aria Eberliniana"), 15 вариаций (1690)
  • "Сарабанда" ("Sarabande"), 12 вариаций
  • "Ария" ("Aria"), 15 вариаций

Для органа:

  • "Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор" ("Präludium und Fuge Es-Dur") (сомнительно)
  • "Сорок четыре хорала с прелюдиями" ("Vierundvierzig Choräle mit Vorspielen")
  • "Хорал «Ах, Господи, меня, бедного грешника»" ("Choral 'Ach Herr, mich armen Sünder'")
  • "Хорал «Единому Богу в вышних слава»" ("Choral 'Allein Gott in der Höh sei Ehr'")
  • "Хорал «При реках Вавилонских»" ("Choral 'An Wasserflüssen Babylon'")
  • "Хорал «Кто уповает на Бога»" ("Choral 'Wer Gott vertraut, hat wohl gebaut'")

Ноты сочинений Иоганна Кристофа Баха на сайте библиотеки IMSLP