Бах, Иоганн Кристиан
1735 - 1782
Назад
Bach, Johann Christian
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Кристиан Бах был немецким композитором, младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха. Как композитор он был самым разносторонним из сыновей Иоганна Себастьяна Баха и единственным, кто писал итальянские оперы. Он оказал важное влияние на Моцарта и вместе с Карлом Фридрихом Абелем многое сделал для организации регулярных публичных концертов в Лондоне.
Вероятно, начальное музыкальное образование Иоганн Кристиан получил под руководством своего отца, хотя некоторые уроки мог давать Иоганн Элиас Бах, живший в лейпцигском доме между 1738 и 1743 годами и исполнявший обязанности секретаря у старшего Баха. Сам Иоганн Кристиан взял на себя некоторые секретарские обязанности в 1749–1750 годах, подготавливая музыкальные рукописи и расписки от имени своего отца. Кристиан, очевидно, был любимым ребенком Себастьяна, унаследовал три клавесина своего отца. Клавирная музыка Иоганна Себастьяна Баха сыграла важную роль в развитии его сына: второй том "Хорошо темперированного клавира" был завершен в начале 1740-х годов и, вероятно, служил учебным пособием для Кристиана, так же как первый том для его сводного брата Вильгельма Фридемана в 1720-х годах; известно, что Иоганн Кристиан Бах владел рукописью "Английских сюит"; знание "Клавирной партиты" си-бемоль мажор можно предположить из использования Кристианом измененной версии ее начала в своей сонате с аккомпанементом соч. 10 № 1; и самая ранняя датируемая музыкальная рукопись руки Иоганна Кристиана Баха, запись в альбоме от 23 октября 1748 года, представляет собой клавирную версию ре минор Полонеза из Второй оркестровой сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Ни одно из собственных сочинений Иоганна Кристиана Баха не может быть отнесено к его лейпцигским годам, за исключением марша во второй "Нотной тетради" Анны Магдалены Бах (BWV Anh.131) и, возможно, нескольких клавирных танцев.
После смерти отца в 1750 году Кристиан переехал в Берлин, где изучал композицию и клавесин у своего сводного брата Карла Филиппа Эмануэля. Согласно Генриху Николаусу Герберу, молодой Бах исполнял в Берлине свои собственные произведения на клавесине "с большим успехом" и сочинил свои первые крупномасштабные произведения. Из "5 концертов для клавесина, 1 концерта для виолончели, 2 трио и 3 арий", перечисленных как произведения Иоганна Кристиана в наследстве Карла Филиппа Эмануэля (1790), сохранились, насколько известно, только концерты для клавесина – масштабные произведения в манере Карла Филиппа Эмануэля Баха. Подлинность первой публикации, приписываемой Иоганну Кристиану Баху, оды "К Эгле" в сборнике 1755 года, оспаривалась Эрнестом Уорбертоном ("Тематический каталог", 1999). Аналогичная песня "Мезендор", напечатанная в аналогичном сборнике в следующем году, вероятно, принадлежит Баху, хотя авторство Иоганна Кристофа Фридриха Баха нельзя исключать. Третья песня, "Мудрец в деревне", может с уверенностью быть отнесена к берлинскому периоду Иоганна Кристиана Баха; автограф записи в альбоме датирован 16 апреля 1755 года.
В конце весны или летом 1755 года Бах сделал первые шаги к отказу от протестантской традиции капельмейстеров, которая питала семью Бахов на протяжении двух столетий: он уехал в Италию, возможно, в компании итальянской певицы, и поселился в Милане. О его первых месяцах там известно мало: три арии, приписываемые ему, были явно вставлены в оперу Гаспаро Кокки "Эмира", исполненную в Милане в январе 1756 года. Очевидно, к тому времени он уже поселился в доме своего миланского покровителя, графа Агостино Литта, и начал брать уроки контрапункта у падре Джованни Баттиста Мартини в Болонье. Главными биографическими источниками итальянских лет Баха являются его письма к Мартини, начавшиеся в январе 1757 года и продолжавшиеся эпизодически после того, как Бах обосновался в Лондоне в 1762 году. Они раскрывают растущую репутацию Баха как композитора, сначала в Италии, а затем к северу от Альп. Его первая музыка, написанная в Италии, была в основном литургической, часть ее была выдержана в старинном контрапунктическом стиле, связанном с Мартини, и исполнялась в церквях Милана и других городов. В июне 1760 года Бах был назначен вторым органистом Миланского собора, и вероятно, что в это время он принял римско-католическую веру. Все больше его стала манить опера. После сочинения арий для пастиччо в Милане и других городах, он получил заказ на оперу-серию для Театро Реджо в Турине; "Артаксеркс" был впервые представлен там 26 декабря 1760 года. В следующем году Бах, пренебрегая своими обязанностями органиста в Милане и вызвав тем недовольство Литты, много путешествовал по Италии, сочиняя свою следующую и самую популярную раннюю оперу "Катон в Утике" для театра Сан-Карло в Неаполе и "Александр в Индии" для того же театра (исполнена 20 января 1762 года; в тот же день была исполнена кантата Баха на день рождения Карла III Испанского). "Катон" был возобновлен в Милане в 1762 году, исполнялся в Павии, Перудже и Парме в 1763 году и снова в Неаполе в 1764 году, и его слушали еще в 1768 году в Брауншвейге. Более широкая европейская известность была достигнута с публикацией увертюры к "Артаксерксу" издателем Венье в Париже в 1761 году. Сам Бах отметил это признание в важном письме к Мартини от 14 февраля 1761 года: "Уже некоторое время мне почти приходится откладывать свои занятия, поскольку каждый день меня просят написать что-нибудь для концертов – симфонию, концерт, кантату и так далее для Германии или Парижа". Успех его опер привлек внимание руководства театра Кингс-тиэтр в Лондоне, которое заказало две оперы на сезон 1762–1763 годов; приняв заказ, он упустил возможность сочинить третью оперу для Неаполя и одну для Венеции. Бах испросил годичный отпуск у властей Миланского собора, и хотя должность была для него сохранена, он так никогда и не вернулся. В конце июня или начале июля 1762 года он отправился в Лондон для заключительного и решающего этапа своей карьеры.
За 20 лет жизни в Лондоне Бах жил комфортабельно по разным адресам в Сохо, Мейфэре, а позже в Ричмонде и Паддингтоне. Он обрел известность, успех и, по крайней мере до конца 1770-х годов, финансовую стабильность. Он пользовался знакомством с королевской семьей, покровительством аристократии и дружбой музыкантов и художников, включая Карла Фридриха Абеля, художника Томаса Гейнсборо и Чарльза Бёрни, и вскоре занял выдающееся положение в концертной и оперной жизни города. Если, как утверждал Бёрни, Бах изначально был разочарован посредственными оперными стандартами в городе, то его будущее в Лондоне было обеспечено триумфом его первой полной сценической работы "Орионе" (февраль 1763 года; на премьере присутствовали король Георг III и королева Шарлотта), за которой последовала менее успешная "Занаида" (май 1763 года), и его назначением учителем музыки королевы. Теперь ему не нужно было возвращаться в клаустрофобную и ограничительную атмосферу Милана. Обязанности Баха при дворе включали уроки музыки у королевы и ее детей, организацию камерных концертов, руководство королевским оркестром и аккомпанемент королю, игравшему на флейте. Связи с королевской семьей укрепились с публикацией концертов для клавира соч. 1, анонсированных в марте 1763 года и посвященных королеве Шарлотте. Финал шестого концерта, вариации на тему "Боже, храни короля", стал одним из самых популярных и часто публикуемых произведений Баха.
Самые первые годы Баха в Лондоне были годами его самой активной деятельности в оперном театре. Его отношения с театром Кингс-тиэтр не обошлись без неудач. Скрипач Феличе Джардини взял на себя управление театром на сезон 1763–1764 годов, и хотя он и Бах впоследствии сотрудничали профессионально, в их отношениях была напряженность; в период руководства Джардини ни одна оперная работа Баха не ставилась. Бах был приглашен вернуться в Неаполь, но он, очевидно, предпочел остаться к северу от Альп. В июле 1763 года он совершил поездку в Париж, установив важную связь с городом, и немедленно получил привилегию на публикацию своих произведений там; аналогичная привилегия была предоставлена в Лондоне 15 декабря того же года.
В сезоне 1764–1765 годов Бах вернулся в театр Кингс-тиэтр, внеся вклад в два пастиччо и сочинив "Адриано в Сирии", представленную 26 января 1765 года. Опера выдержала семь представлений и вызвала неодобрение Бёрни: "Казалось, все выходили из театра разочарованными". За исключением нескольких арий, написанных для пастиччо, Бах больше почти не имел дел с театром Кингс-тиэтр вплоть до постановки "Караттако" 14 февраля 1767 года. Как и "Орионе", она написана в грандиозном масштабе с хорами, но, хотя и была высоко оценена Бёрни и другими, так и не возобновлялась. Певица Чечилия Грасси, впоследствии жена Баха, должна была петь в ней, но не смогла выступить по состоянию здоровья. Бах также написал арии для английской сцены, включая музыку для пастиччо "Девушка с мельницы" (1765), "Летняя сказка" (1765) и "Том Джонс" (1769). Кроме того, он поставлял песни, иногда аранжированные из оперных арий, для исполнения в садах Воксхолла; четыре сборника песен для Воксхолла были опубликованы между 1766 и 1779 годами.
С самых первых дней в Лондоне Бах пользовался преимуществами процветающей музыкальной торговли, публикуя целые серии произведений и устанавливая отношения с печатником и издателем Питером Уэлкером, а позже с его сыном Джоном. Практика Баха в основном в 1760-х годах заключалась в том, чтобы публиковать произведение под своим собственным покровительством; Уэлкер обычно вскоре переиздавал его под своей собственной маркой. Эти отношения начались около 1765 года с переиздания концертов соч. 1 (впервые опубликованных в 1763 году) и продолжились сонатами с аккомпанементом соч. 2, первым набором симфоний соч. 3 и первым сборником канцонетт соч. 4, все датируемые 1765 годом. Большинство произведений Баха были опубликованы несколькими месяцами позже в Париже Юберти (а позже Зибером) и Хуммелем в Амстердаме. Есть основания полагать, что у Баха были какие-то договоренности с континентальными фирмами, особенно с Зибером, который опубликовал первое издание сонат для фортепиано соч. 17 (как соч. 12) в Париже в 1773 или 1774 году. Бах, очевидно, очень заботился о защите своих интересов, и в 1773 году он подал в суд на компанию "Лонгман, Люки и Ко" за несанкционированную публикацию нескольких произведений.
С начала 1764 года Бах делил жилье с Карлом Фридрихом Абелем, композитором и игроком на виоле да гамба, который жил в Лондоне с 1759 года и чей отец служил в Кётене вместе с Иоганном Себастьяном Бахом. Сам Карл Фридрих учился у Себастьяна в Лейпциге и, следовательно, мог знать Иоганна Кристиана в детстве. Их сотрудничество в серии концертов, позже названных концертами Баха-Абеля, оказало большое влияние на концертную жизнь Лондона. Первый из них состоялся в "Грейт-Рум" в Спринг-Гарденс 29 февраля 1764 года. В следующем году они участвовали в абонементной серии, организованной Терезой Корнелис в "Карлайл-Хаус" на площади Сохо, дав в том году в общей сложности десять концертов и увеличив их число до 15 с 1766 года. Бах и Абель взяли на себя управление концертами с 1768 года, когда они переехали в Ассамблейные залы Алмака на Кинг-стрит в Сент-Джеймсе, где оставались до 1774 года. Концертами попеременно руководили Бах и Абель. Хотя известно мало деталей, программы включали последние симфонии, концерты, камерные и вокальные произведения Баха, Абеля и других модных композиторов. Исполнители были лучшими в Лондоне и часто немецкого происхождения; среди них были гобоист Иоганн Кристиан Фишер, скрипач Вильгельм Крамер (отец пианиста Джона Крамера) и позже пианист Иоганн Самуэль Шрётер, один из учеников Баха.
В апреле 1764 года Леопольд Моцарт прибыл в Лондон со своей семьей. Хотя нет свидетельств того, что Вольфганг Амадей выступал на концертах Баха-Абеля, он действительно выступал при дворе и стал большим поклонником Иоганна Кристиана Баха. Известно, что они вместе исполняли дуэты на клавесине. Моцарт высоко ценил этого человека и его музыку: в начале 1770-х годов он аранжировал три сонаты для фортепиано Баха из соч. 5 как концерты для клавира, а симфонии и сонаты, написанные во время его 15 месяцев в Лондоне, несут на себе отпечаток музыки как Баха, так и Абеля. Моцарты, очевидно, уехали из Лондона в 1765 году с автографом рукописи сонаты для фортепиано Баха (позже опубликованной в измененной форме как соч. 17 № 3), которая хранилась в библиотеке Леопольда Моцарта в Зальцбурге.
Клавирные сонаты Баха соч. 5, опубликованные в 1766 году, являются вехой в том смысле, что они стали первыми, изданными в Лондоне, на титульном листе которых указана возможность исполнения на фортепиано. Центральная роль Баха в развитии фортепиано в Лондоне определена Чарльзом Бёрни: "После прибытия Иоганна Кристиана Баха в эту страну и учреждения его концертов ... все производители клавесинов испытали свои механические возможности в создании фортепиано". Баху приписывается первое сольное публичное выступление на фортепиано в 1768 году, и он имел дело со многими крупными производителями инструментов того времени. Известно, что он отправлял фортепиано во Францию, пианистке мадам Брийон, а также дочери энциклопедиста Дидро. Квадратное фортепиано, по-видимому, работы Цумпе, сохранилось в частной британской коллекции с подписью Баха на деке.
В конце 1760-х годов Бах прочно утвердился в качестве ведущего композитора и музыканта Лондона, а также как международная фигура, весьма востребованная как композитор, исполнитель и учитель. Он, очевидно, брал высокие гонорары за уроки, согласно записям Чарльза Уэсли конца 1770-х годов. Такие произведения, как симфонии соч. 3, 6 и 9 и концерты для фортепиано соч. 7, исполнялись во всех (и публиковались во многих) крупных музыкальных центрах Европы. В начале 1770-х годов эта слава укрепилась в Лондоне и на континенте. В 1770 году он написал свое последнее крупное религиозное произведение, двухактного "Иоаса, царя Иудейского", исполненного в театре Кингс-тиэтр и возобновленного в следующем году. Р.Дж.С. Стивенс сообщает, что Бах, уговоренный исполнить органный концерт между актами, был освистан публикой и осмеян хористами за свой стиль игры – возможно, первое упоминание об ухудшающихся клавишных способностях Баха. В 1770 году, также для театра Кингс-тиэтр, Бах и Пьетро Гульельми адаптировали "Орфея и Эвридику" Глюка, добавив хоры и дополнительную музыку, чтобы довести ее до "необходимой длины для вечернего развлечения". Хотя это притупило реформаторские элементы в опере Глюка, эта версия имела успех; она была возобновлена с изменениями в 1771 и 1773 годах, а также поставлена в театре Сан-Карло в Неаполе в 1774 году.
За исключением двухактной серенады "Эндимионе" (1772), ни одно новое произведение Баха не исполнялось в театре Кингс-тиэтр вплоть до 1778 года. Тем временем он выполнял оперные заказы из-за рубежа. Около 1770 года он подружился с Иоганном Баптистом Вендлингом, первым флейтистом курфюрстской капеллы в Мангейме и мужем певицы Доротеи (оба позже стали друзьями Моцарта). Возможно, именно благодаря Вендлингу, который жил у него во время своего пребывания в Лондоне, Бах получил заказ на написание "Темистокла" на либретто, адаптированное Метастазио мангеймским придворным поэтом Вераци, для празднования именин курфюрста Карла Теодора. Оркестр в этом немецком городе был непревзойденным по качеству, и роскошная партитура Баха в полной мере использует возможности мангеймского оркестра и солистов. Бах смог испытать это на собственном опыте, когда приехал в Мангейм в августе или сентябре 1772 года и остался там для премьеры 5 ноября. Опера имела огромный успех и была возобновлена в следующем году. Это повлекло за собой новый оперный заказ, и результатом стал "Луций Сулла", исполненный 5 ноября 1775 года. Достоверно неизвестно, присутствовал ли сам Бах на спектакле, но, учитывая, что он посещал все свои другие оперные премьеры, возможно, он совершил эту поездку. "Луций Сулла", очевидно, был менее успешен, хотя его ценил Моцарт, изучавший партитуру в Мангейме в 1777 году. Сам Моцарт положил на тот же текст Джованни де Гаммеры музыку для Милана в 1772 году. Другие произведения Баха, исполнявшиеся в Мангейме, включают кантаты "Амор винджиторе" (впервые исполненную в Лондоне в 1774 году) и "Ля темпеста" (изданную в Мангейме в 1778 году). "Эндимионе" был переработан для исполнения там же в 1774 году.
Начало 1770-х годов ознаменовалось рядом новых публикаций: концерты для клавира соч. 7 (1770), квартеты для флейты соч. 8 (1772), возможно, написанные с Вендлингом в виду, три симфонии соч. 9 (1773), сонаты с аккомпанементом соч. 10 (1773) и квинтеты соч. 11 (1774), посвященные курфюрсту Карлу Теодору. Многие из этих пьес, вероятно, использовались в английских концертах Баха, которые не ограничивались Лондоном. В 1773 году он посетил Бландфорд и Солсбери, выступая там вместе с Чечилией Грасси. Терри и другие предполагали, что они поженились позже, в 1773 или начале 1774 года, на основании того, что Бах переехал на 80 Ньюман-стрит, а Абель переехал в другое место. Но концертные анонсы продолжали называть Чечилию синьорой (или миссис) Грасси по крайней мере до 1776 года, так что дата свадьбы остается предположительной.
В 1774 году концерты Баха-Абеля вернулись в "Карлайл-Хаус" в Сохо, который к тому времени освободила обанкротившаяся миссис Корнелис. Но у Баха и Абеля были более амбициозные планы: вместе с Джованни Андреа Галлини они приобрели недвижимость на Ганновер-сквер, на углу Ганновер-стрит, и в саду построили новый концертный зал, "Хановер-сквер-Румс", роскошно обставленное здание с картинами Гейнсборо. Это стало последним пристанищем концертов Баха-Абеля, но также ознаменовало начало их упадка. Финансы Баха истощились, а доходы сократились, особенно после 1778 года. Концерты оставались главной площадкой для новых произведений Баха, включая кантаты "Кефало и Прокри" (1776) и "Ринальдо и Армида" (1778). Вероятно, там же были впервые исполнены последний набор концертов для клавира соч. 13 (1777), его последний крупный набор симфоний (включая три для двойного оркестра) соч. 18 и последние крупные камерные произведения, включая секстет для клавира, гобоя, струнных и двух валторн, а также квинтеты и квартеты для различных составов струнных, клавира и деревянных духовых. Вероятно, эти камерные произведения также исполнялись королевским оркестром в Ричмонд-Лодж. Бах приобрел дом поблизости еще в 1770 году, и миссис Папендик вспоминала о выступлениях там под руководством Баха и Абеля.
В середине 1770-х годов падре Мартини попросил Баха прислать ему свой портрет. Хотя знаменитая картина Гейнсборо была, по-видимому, завершена к маю 1776 года, Бах ждал более двух лет, прежде чем отправить ее в Италию. Она хранится в Городском музее музыкальной библиографии в Болонье, а другая версия, ранее находившаяся в коллекции графа Хиллингдона, находится в Национальной портретной галерее в Лондоне.
Бах вернулся в театр Кингс-тиэтр с возобновлением "Орионе" в 1777 году (в переработанной версии) и в следующем году представил свою последнюю и лучшую сценическую работу для Лондона – оперу "Клеменца ди Счипионе" (4 апреля 1778 года). Бах позаботился о публикации полной партитуры (опустив большинство речитативов), что было практикой, почти неизвестной в Лондоне в 1770-х годах. В 1778 году брат Баха, Иоганн Кристоф Фридрих, нанес визит в Лондон со своим сыном Вильгельмом Фридрихом Эрнстом, который остался там после возвращения отца в Германию и прожил в Лондоне до самой смерти Иоганна Кристиана в 1782 году.
Последней полной оперной работой Баха стала лирическая трагедия "Амадис де Голль", исполненная в Париже в 1779 году. Композитор посетил французскую столицу в августе 1778 года, чтобы прослушать певцов, одновременно возобновив знакомство с Моцартом, который сообщил своему отцу о своей радости от встречи с бывшим наставником. "Амадис", необычное произведение, явно написанное в соответствии с текущим французским вкусом, провалилось. Оно было снято с репертуара для переработки после всего трех представлений и возвращено на сцену в январе 1780 года. Рукопись в библиотеке Парижской оперы, предположительно для переработанной версии, показывает значительные сокращения и изменения. В напечатанной партитуре, вышедшей вскоре после смерти Баха, эти сокращения восстановлены. Первое издание содержит трогательное предисловие вдовы Баха, в котором она заявляет, что опубликованная версия – это не та, что исполнялась в Париже, а версия, предпочитаемая композитором.
Последние годы жизни Баха отмечены ухудшением финансового положения и здоровья. Концерты Баха-Абеля продолжали приносить убытки; Бах, по-видимому, был обманут слугой на сумму более 1000 фунтов, и его банковский счет ушел в минус. Его превосходство в оперном театре было узурпировано Саккини и другими, а в концертном зале – его учеником Иоганном Самуэлем Шрётером; как заметила миссис Папендик: "Бах играл occasionally, но Шрётер был планетой". Наступила болезнь: Чечилия Грасси в предисловии к "Амадису" сообщала о "долгой болезни, которая привела его к могиле"; последний известный образец его почерка, список подписчиков на предполагаемую (но неосуществленную) серию новых камерных произведений, датируемый 1780 или 1781 годом, обнаруживает дрожь в руке, далекую от уверенного почерка ранних лет Баха; и 14 декабря 1781 года певец Анджело Мориджи сообщил Мартини, что Бах страдает от болезни грудной клетки. Бах умер 1 января 1782 года и был похоронен на кладбище церкви Святого Панкратия 6 января, оставив значительные долги, которые ни последний сезон концертов Баха-Абеля, продолженный вдовой Баха, ни благотворительный концерт 27 мая 1782 года не смогли полностью покрыть. Чечилия Бах вернулась в Италию через Париж летом 1782 года после того, как часть ее долгов была выплачена с помощью королевы Шарлотты.
Смерть Баха вызвала некрологи, особенно в немецких журналах. Ни один из них не является столь красноречивым, как несколько слов Моцарта, который в письме к своему отцу описал кончину Баха как "потерю для музыкального мира".
Оперы (оперы-серии и др.):
Оратории и крупные духовные сочинения:
Кантаты и серенаты:
Симфонии:
Концерты для клавира с оркестром:
Камерная музыка:
Сочинения для клавира соло:
Вокальные произведения (арии, песни):
Ноты сочинений Иоганна Кристиана Баха на сайте библиотеки IMSLP