Бабелл, Уильям
1690 - 1723
Назад
Babell, William
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Уильям Бабелл был английским клавесинистом, органистом, скрипачом, композитором и аранжировщиком. Первоначальное музыкальное образование он получил от своего отца, Чарльза Бабелла, фаготиста оркестра театра "Друри-Лейн", где тот играл до 80 лет. Позже Бабелл-младший учился у Джона Кристофера Пепуша и, возможно, у Георга Фридриха Генделя (согласно Иоганну Маттезону, хотя Чарльз Берни это отрицает). Бабелл вел активную профессиональную жизнь в Лондоне. Как скрипач он, по некоторым сведениям, играл в личном оркестре короля Георга I. А в качестве клавесиниста, примерно с 1711 года, его имя часто появлялось в лондонских концертных анонсах, обычно вместе с именами Корбетта, Пепуша и (позже) Дюбура. Он также был связан с театром "Линкольнс-Инн-Филдс". С ноября 1718 года и до своей смерти Бабелл был органистом церкви Всех Святых на Бред-стрит, где его сменил Джон Стэнли. Композитор был похоронен в стенах этой церкви.
Уильям Бабелл приобрёл международную репутацию как клавесинист в основном благодаря своим виртуозным аранжировкам модных оперных арий и увертюр, особенно Генделя. Его клавирный стиль, несомненно, находился под влиянием близкого знакомства с игрой Генделя. Эти аранжировки Бабелла, хотя и кажущиеся исключительными, тем не менее дают интригующее представление о практиках клавирной импровизации и орнаментики начала XVIII века. Чарльз Берни прокомментировал, что Бабелл "приобрёл большую известность, растягивая любимые арии из оперы "Ринальдо" и других произведений того же периода, в эффектные и блестящие уроки, которые благодаря простой быстроте пальцев при игре одиночных звуков, без помощи вкуса, выражения, гармонии или модуляции, позволяли исполнителю поражать невежд и приобретать репутацию великого игрока с малыми затратами… Мистер Бабелл… одновременно угождает лени и тщеславию". Джон Хокинс, с другой стороны, считал, что Бабелл заслужил свой успех; он отметил, что аранжировка Бабеллом любимых арий из "Ринальдо" Генделя "имела такой успех… что из них получилась книга уроков, которую мало кто мог играть, кроме него самого, и которая давно заслуженно пользуется славой". Репутация Бабелла достигла Франции, Нидерландов и Германии, где некоторые из его произведений были опубликованы; Маттезон сообщал, что его считали превзошедшим даже Генделя как органиста. Медленные части его собственных камерных сонат, изданных посмертно, и "с подходящими украшениями, адаптированными к каждому Адажио автором", иллюстрируют его подход к орнаментике, не предназначенной специально для клавира, и предлагают полезные сравнительные идеи. В предисловии к оригинальному изданию Джон Уолш описал Бабелла как своего "покойного любимого друга" и отметил, что "Когда Мир так несчастлив [что] теряет уважаемого Автора, единственное утешение, которое у нас есть, — это наслаждение его Трудами". Он попросил владельцев рукописей Бабелла предоставить их для публикации, чтобы увековечить "тот Прекрасный и прочный Памятник, который его гений воздвиг ему в его трудах". Его концерты для скрипок и флейты демонстрируют влияние как Генделя, так и Антонио Вивальди.
Клавирные сочинения и аранжировки:
Инструментальные сочинения:
Вокальные сочинения:
Рукописи:
Ноты сочинений Уильяма Бабелла на сайте библиотеки IMSLP