Бабелл, Уильям
1690 - 1723

Назад

Уильям Бабелл (William Babell) - Английский клавесинист, органист, скрипач, композитор и аранжировщик

Родился в 1690 году, Лондон - умер 23 сентября 1723 года, Ислингтон, Лондон. 

Раннее музыкальное образование он получил у своего отца, Чарльза Бабеля, который до 80 лет был фаготистом в театральном оркестре Друри-Лейн, а позже - у Пепуша и, возможно, Генделя (согласно Маттесону, в книге "Капельмейстер фолькмена", 1739, но Хокинс отрицает это). Бабелл вел активную профессиональную жизнь в Лондоне. Как скрипач, он, как говорят, играл в частном оркестре Георга I, в то время как как клавесинист, примерно с 1711 года, его имя часто фигурирует в лондонских концертных афишах, обычно в сочетании с именами Корбетта, Пейсбла и (позже) Дюбурга. Он также был связан с театром Линкольнс-Инн-Филдс. С ноября 1718 года и до своей смерти он был органистом Олл-Хэллоуз-Брэд-стрит, и его сменил на этом посту Джон Стэнли. Бабелл был похоронен в Олл-Хэллоуз-Брэд-стрит. Он приобрел международную репутацию клавесиниста во многом благодаря своим виртуозным аранжировкам модных оперных арий и увертюр, особенно Генделя. На его клавишный стиль, несомненно, повлияло близкое знакомство с игрой Генделя; было высказано предположение, что одна из рукописных настроек “Vo‘far guerra” является реакцией Бабеля на переработку и развитие материала самим Генделем (Pont), но эта гипотеза не подтвердилась. не нашел поддержки. Эти аранжировки Бабелла, хотя и кажутся исключительными, тем не менее дают интригующее представление о практике импровизации и орнаментации клавирных инструментов начала XVIII века. Берни отметил, что Бабелл: приобрел большую известность благодаря тому, что превратил любимые песни из оперы "Ринальдо" и других опер того же периода в эффектные и блестящие уроки, которые простым движением пальцев при воспроизведении отдельных звуков, без помощи вкуса, экспрессии, гармонии или модуляции, позволяли исполнителю удивлять невежественных и приобретите репутацию великого игрока за небольшие деньги... мистер Бабелл... одновременно удовлетворяет праздность и тщеславие. Хокинс, с другой стороны, считал, что Бабель заслужил свой успех; он отметил, что аранжировка Бабелем любимых арий из оперы Генделя "Ринальдо" "удалась настолько хорошо... что из нее получился сборник уроков, который мало кто мог сыграть, кроме него самого, и который долгое время заслуженно прославлялся". Известность Бабеля достигла Франции, Нидерландов и Германии, где были опубликованы некоторые из его произведений; Маттесон сообщал, что, по слухам, он превзошел даже Генделя как органист. Медленные части собственных камерных сонат Бабелла, опубликованные посмертно и "с должным изяществом адаптированные автором к каждому адажио", иллюстрируют его подход к орнаментике, не связанной с клавишными инструментами, и дают полезную сравнительную информацию. В своем предисловии к первоначальному изданию Уолш назвал Бабелла своим "покойным любимым другом" и заметил, что “Когда Миру так не повезло потерять уважаемого автора, единственное утешение, которое у нас есть, - это наслаждение его произведениями”. Он попросил владельцев рукописей Бабеля представить их для публикации, чтобы увековечить “тот прекрасный и долговечный памятник, который его гений воздвиг ему в своих произведениях”. Тилмут (в предисловии к своему изданию сонат соль минор и фа минор, Лондон, 1963) писал, что "многие из сонат, по-видимому, лучше всего подходят для гобоя, инструмента, на котором в то время мастерски играла лишь горстка профессионалов", и предположил, что это могло побудить его к исполнению. Уолшу рекомендовать другие подходящие инструменты на титульных листах. Концерты Бабелла в 7 частях для скрипок и маленькой флейты, или "шестой" флейты (речитатив для сопрано), также были опубликованы посмертно (ок.1726); четыре из них для одной шестой флейты, один для двух шестых флейт и один для двух дискантов. Партии струнных исключают альт, но требуется скрипка-солистка. Хотя в этих произведениях заметно влияние Генделя, итальянское вдохновение сильнее, особенно Вивальди, как в плане стиля, так и в плане исполнения. На титульном листе указано, что концерты были "исполнены в театре под бурные аплодисменты", и некоторые из них, вероятно, были известны в течение десяти лет или около того, прежде чем они были в конце концов опубликованы. По крайней мере, один из них был написан к декабрю 1714 года, когда в каталоге распродажи коллекции Томаса Бриттона появились “12 концертов доктора Пепуша, молодого мистера Бабелла и Вивальди”.

Ноты сочинений Уильяма Бабелла на сайте библиотеки IMSLP