Бетизи, Жан Лоран де
1702 - 1781
Назад
Béthizy, Jean Laurent de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан Лоран де Бетизи был французским теоретиком и композитором. Его опера "Похищение Европы" была поставлена в Версале в 1739 году, и два его мотета были исполнены на Духовном концерте: "Хвалите Господа" в 1749 году и "Господи, Господь наш" в 1756 и 1757 годах. Однако единственными его сохранившимися сочинениями являются две кантаты: "Любовный восторг" и "Изменчивый, ставший постоянным". Хотя наиболее известен своей "Экспозицией" 1754 года, Бетизи также прояснил, расширил и пересмотрел некоторые идеи Рамо и сформулировал несколько своих собственных. Его концепция "господствующих тоник" и его использование зачерненных цифр для доминантовых аккордов были приняты Рамо в его "Кодексе практической музыки" 1760 года. Д'Аламбер и Бетизи спорили о теориях Рамо в "Экономическом журнале" после публикации "Элементов" д'Аламбера в 1752 году. Тем не менее, во втором издании 1762 года д'Аламбер рекомендовал "Экспозицию" в качестве практического дополнения.
Франческини отождествил Бетизи с Эженом-Элеонором де Бетизи де Мезьером, генерал-лейтенантом и губернатором Лонги. Однако есть свидетельства, позволяющие предположить, что это были разные личности, и брошюра "Воздействия воздуха", иногда приписываемая Бетизи, была написана Бетизи де Мезьером.
Творческое наследие Жана Лорана де Бетизи делится на две основные сферы: композиторскую и музыковедческо-теоретическую. Как композитор он был автором оперы и духовных мотетов, исполнявшихся при дворе и на публичных концертах, однако большая часть этой музыки утрачена. Главный вклад Бетизи заключается в его работе как музыкального теоретика. Он был активным участником интеллектуальных дебатов своего времени вокруг новаторской теории Жана-Филиппа Рамо. Бетизи не просто популяризировал идеи Рамо, но и развивал их, предлагая собственные концепции, которые впоследствии влияли и на самого Рамо. Его труд "Экспозиция теории и практики музыки" стал важным практическим руководством. Таким образом, его фигура представляет собой связующее звено между гениальным, но подчас сложным для восприятия новаторством Рамо и потребностями музыкальной практики и образования эпохи Просвещения.
Вокальные сочинения
Письменные труды