Батон, Анри
.... - 1728
Назад
Bâton, Henri
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Анри Батон был французским мастером по изготовлению струнных инструментов и исполнителем на мюзетте и колёсной лире. Уже в 1672 году Боржон де Селлери отметил популярность мюзетта среди французских дворян и колёсной лиры среди знатных дам. Батон-старший воспользовался продолжающейся модой на сельские инструменты и работал над преобразованием мюзетта и колёсной лиры из народных инструментов в инструменты искусства. Его младший современник Террассон написал:
"Господин Батон, мастер по изготовлению струнных инструментов в Версале, был первым, кто работал над усовершенствованием колёсной лиры: у него в мастерской было несколько старых гитар, которые давно не использовались. В 1716 году ему пришла в голову идея превратить их в колёсные лиры, и он осуществил это изобретение с таким большим успехом, что люди желали иметь только колёсные лиры, смонтированные на корпусах гитар; и эти виды колёсных лир действительно имеют более сильный и в то же время более сладкий звук, чем у старых колёсных лир. Господин Батон также добавил к клавиатуре этого инструмента низкое ми-бемоль и высокое фа-диез третьей октавы; он украсил свои колёсные лиры инкрустацией из слоновой кости; он придал грифу более красивую форму, сильно напоминающую грифы басовых виол, – так что тогда все дамы пожелали играть на колёсной лире, и вскоре предпочтение этому инструменту стало всеобщим… Господину Батону пришло в голову, что, поскольку колёсные лиры, смонтированные на корпусах гитар, имели такой большой успех, этот инструмент приобретет еще более мягкие звуки, если смонтировать его на корпусах лютен и теорб. Соответственно, в 1720 году он осуществил эту новую идею, и колёсные лиры в форме лютни имели еще больший успех, чем другие. Именно тогда колёсная лира начала противостоять другим инструментам и была допущена в концерты: господа Батист [Ане] и Буамортье даже сочинили дуэты и трио для колёсной лиры и мюзетта, и все пьесы, которые ранее были сочинены для мюзетта, также стали пьесами для колёсной лиры".
Успех идей Батона можно оценить многими способами: по количеству картин и гравюр того периода, на которых изображены члены знати, играющие на мюзеттах или колёсных лирах, по количеству сценических произведений того периода, в которых фигурировал этот инструмент, по многим титульным листам, которые предполагали, что их музыка подходит для этих инструментов, по нескольким опубликованным учебникам, по количеству мастеров, которые производили эти инструменты, и по количеству виртуозов на них. Инструменты звучали в "Духовном концерте" на Рождество 1731, 1732 и 1733 годов и были praised теми, кто рад был слышать простые мелодии, но criticized теми, кто считал сельские инструменты слишком примитивными.
Анри Батон-старший сыграл основную роль в преобразовании колёсной лиры и мюзетта из инструментов народной традиции в инструменты, принятые при дворе и в салонах французской аристократии начала XVIII века. Его инновации в конструкции, в частности использование корпусов старых гитар, а затем лютен и теорб, значительно улучшили акустические качества колёсной лиры, придав ей более сильный и в то же время более мягкий и благородный тембр. Расширение диапазона инструмента и усовершенствование его клавиатуры сделали его более пригодным для исполнения сложной музыки. Его эстетические улучшения, такие как инкрустация слоновой костью и придание грифу формы, напоминающей басовые виолы, повысили статус инструмента, сделав его желанным объектом для знатных дам. Деятельность Батона напрямую способствовала всплеску композиторского интереса к этим инструментам и их интеграции в профессиональную музыкальную жизнь, включая выступления в "Духовном концерте".
Инновации в конструкции инструментов
Ноты сочинений Анри Батона на сайте библиотеки IMSLP