Эвисон, Чарльз
1709 - 1770
Назад
Avison, Charles
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Чарльз Эвисон был английским композитором, дирижером, музыкальным писателем и органистом. Он считается самым значительным английским композитором в жанре концерта XVIII века, а также оригинальным и влиятельным музыкальным теоретиком. Эвисон был пятым из девяти детей в семье Ричарда и Энн Эвисон. Поскольку его отец был городским музыкантом Ньюкасла, начальное музыкальное образование Чарльз, вероятно, получил дома. Позже, находясь на службе у Ральфа Дженисона, покровителя искусств и члена парламента от Нортумберленда, он получил возможность для дальнейшего обучения. Дополнительную поддержку в его музыкальном развитии оказал полковник Джон Блатвейт, бывший директор Королевской академии музыки в Лондоне. Нет никаких свидетельств того, что Эвисон ездил в Италию, как иногда утверждалось, но Уильям Хейз и Чарльз Бёрни писали, что он учился у Франческо Джеминиани в Лондоне.
Самое раннее известное упоминание о музыкальной деятельности Эвисона относится к благотворительному концерту, анонсированному 20 марта 1734 года в зале Хикфордс-Рум в Лондоне. 13 октября 1735 года он был назначен органистом церкви Святого Иоанна в Ньюкасле, но вступил в должность только в июне 1736 года, после установки нового органа. 20 октября, после смерти Томаса Пауэлла, он стал органистом церкви Святого Николая (ныне Кафедральный собор) с годовым окладом в 20 фунтов стерлингов и занимал этот пост до конца жизни.
В октябре 1735 года в Ньюкасле под руководством Эвисона была организована одна из первых в Англии за пределами Лондона серий абонементных концертов. К июлю 1738 года Эвисон был официально назначен музыкальным директором Ньюкаслского музыкального общества, руководя им вплоть до своей смерти. Он также участвовал в других музыкальных мероприятиях в Ньюкасле, включая концерты в садах для увеселений и благотворительные выступления. Эвисон активно сотрудничал с композитором Джоном Гартом в организации серии абонементных концертов в Дареме. Среди исполнителей на этих концертах были такие известные музыканты, как скрипач Феличе Джардини, композитор Уильям Гершель (будущий знаменитый астроном), Иоганн Шилд и сыновья самого Эвисона, Эдвард и Чарльз. Считается, что Джеминиани навестил Эвисона в 1760 году, путешествуя между Эдинбургом и Лондоном. Несмотря на критику в адрес Генделя в своих трудах, музыка Генделя была хорошо представлена в программах концертов Эвисона в Ньюкасле и Дареме. В 1750-х годах Эвисон и Гарт организовали в Ньюкасле Общество Марчелло, посвященное исполнению хоровой музыки и, в частности, подготовке к публикации издания "Первых пятидесяти псалмов" Бенедетто Марчелло.
Репутация Эвисона простиралась далеко за пределы Ньюкасла. Согласно письму за подписью "Марцеллинус", опубликованному в "Ньюкасл Джорнэл" 17 марта 1759 года, Эвисон отклонил несколько престижных предложений: до того как обосноваться в Ньюкасле, у него были благоприятные перспективы в Лондоне; ему предлагали место органиста в Йоркском соборе в 1734 году, два поста органиста в Дублине по рекомендации Джеминиани между 1733 и 1740 годами, преподавательскую должность в Эдинбурге с участием в тамошнем Музыкальном обществе и возможность заменить Джона Кристофера Пепуша на посту органиста в Чартерхаусе в Лондоне в 1753 году. Чарльз Бёрни отзывался об Эвисоне как об "одаренном и утонченном человеке, уважаемом и ценимом всеми, кто его знал; и элегантном писателе о своем искусстве".
Чарльз Эвисон женился на Кэтрин Рейнольдс 15 января 1737 года. Трое из их девяти детей дожили до взрослого возраста: Джейн, Эдвард и Чарльз. Эдвард сменил своего отца на посту органиста церкви Святого Николая и музыкального директора Ньюкаслского музыкального общества. Чарльз-младший также занимал различные должности органиста в Ньюкасле, сочинил несколько произведений и опубликовал сборник гимнов. Семья Эвисон похоронена на кладбище церкви Святого Андрея на Ньюгейт-стрит в Ньюкасле.
Творческое наследие Чарльза Эвисона можно разделить на литературные труды и музыкальные сочинения. Предположение о том, что он был автором многочисленных рецензий на книги и музыкальных статей, подписанных инициалами "К.Э." в местных газетах и журналах в годы его зрелости, остается неподтвержденным. Композитор часто включал посвящения и пространные, информативные, а иногда и спорные предисловия в свои публикуемые музыкальные произведения. Его сочинение номер три включает длинное предисловие, обсуждающее практику исполнения концертов, которое было включено в следующем году в его самый важный литературный труд — "Опыт о музыкальном выражении" (который, по мнению Чарльза Бёрни, был первым в своем роде трудом по музыкальной критике в Англии).
"Опыт" состоит из трех частей. Часть первая содержит краткое обсуждение воздействия музыки на эмоции и характер, а также раздел об аналогиях между музыкой и живописью. Часть вторая представляет собой систематическую критику некоторых композиторов и их стилей. Часть третья посвящена замечаниям об инструментальном исполнении, особенно концертов.
"Опыт" вызвал ожесточенные споры, особенно своими критическими оценками, например, мнением Эвисона о том, что Франческо Джеминиани и Бенедетто Марчелло были композиторами более высокого уровня, чем Георг Фридрих Гендель. Уильям Хейз опубликовал анонимный критический отзыв в январе 1753 года под названием "Замечания на 'Опыт о музыкальном выражении' господина Эвисона". Его критика, хотя и ограниченная первой и второй частями "Опыта", была объемнее, чем оригинальная работа в целом, и включала несколько интересных отступлений. Эвисон опубликовал "Ответ автору 'Замечаний на Опыт о музыкальном выражении'" 22 февраля 1753 года, а позже в том же году выпустил второе издание "Опыта", которое включало его "Ответ", а также "Письмо к автору, касающееся музыки древних" доктора Джона Джортина.
"Опыт" не был полностью самостоятельной работой Эвисона, но, по его собственному признанию, трудом "хунты", никогда не упоминаемой по имени. В нее могли входить доктор Джон Браун, который вместе с Эвисоном и несколькими другими был членом литературного клуба в Ньюкасле, поэты Томас Грей из Кембриджа и преподобный Уильям Мейсон из Йорка (который, как известно, предоставил некоторый материал), доктор Джон Джортин из Лондона, Джозеф Барбер, гравер и печатник из Ньюкасла, и Роберт Шафто, шурин Ральфа Дженисона. Пристрастие Эвисона к определенным композиторам могло частично проистекать из его музыкального обучения у Джеминиани. В то время как рецензенты считали, что Хейз был прав во многом из своей критики, они также хвалили собственные здравые наблюдения Эвисона. Третье издание "Опыта" (1775 год) представляло собой перепечатку второго издания; в том же году в Лейпциге был опубликован немецкий перевод первого издания.
Как композитор Чарльз Эвисон наиболее известен своими концертами гросси для струнных. Его сочинение номер два пересматривалось дважды: сначала, когда издатель Джон Уолш выпустил его вместе с двумя дополнительными концертами как органные концерты в стиле, популяризированном Генделем, а затем, когда сам Эвисон переработал все восемь концертов в свое сочинение номер шесть. В 1758 году он издал свои сочинения номер три, четыре и шесть как "Двадцать шесть концертов в партитуре для использования исполнителями на клавесине". Идея публикации полной партитуры возникла под влиянием издания концертов и сонат Арканджело Корелли в редакции Джона Кристофера Пепуша и сочинений номер два и три Франческо Джеминиани. Эвисон не всегда придерживался своих оригинальных текстов в более поздних версиях в виде полных партитур; существует множество переработок, а также перемещенных или замененных без объяснения причин частей. Его сочинение номер девять было универсальным и популярным произведением, рекламировавшимся как исполняемое несколькими способами: полным струнным оркестром, как квартеты, для клавесина или органа с аккомпанементом или как клавесинные сонаты.
В целом концерты Эвисона созданы по образцу концертов его учителя, Джеминиани; стилистически между ранними и поздними работами композитора мало различий. Если по фактуре и содержанию они иногда могут показаться несколько легковесными, то концерты Эвисона необычайно мелодичны; он был твердым сторонником ценности "напева" или мелодии. Его сочинение номер четыре, концерт номер четыре, было очень популярно в лондонском "Концерте старинной музыки", где его много исполняли между 1785 и 1812 годами наряду с концертами Корелли, Джеминиани, Джованни Баттисты Саммартини и Генделя. В XIX веке Анданте кантабиле из сочинения номер девять, концерта номер пять, было положено на несколько религиозных текстов, с многочисленными аранжировками для сборников гимнов и вокальных ансамблей и транскрипциями для различных инструментов.
Что касается камерной музыки Эвисона, его трио-сонаты сочинения номер один выдержаны в типичном барочном стиле. Однако после того, как он представил "Пьесы для клавесина в концерте" Жана-Филиппа Рамо на концертах в Ньюкасле в начале 1750-х годов, Эвисон смоделировал свои более поздние сонаты по образцу сонат Рамо, которые по сути являются клавирными пьесами с аккомпанементом других инструментов. Его сочинения номер пять, семь и восемь были первыми в своем роде, сочиненными в Англии. Более ранние публикации клавирных сонат с аккомпанементом обычно имели аккомпанемент одной скрипки или флейты, но аккомпанемент Эвисона был для двух скрипок и виолончели, причем партия клавесина была выписана с большой тщательностью и полнотой, независимо от струнных партий, которые делают немного больше, чем обеспечивают поддерживающую гармонию. Эти сонаты явно возникли из-за возражений Эвисона против генделевского типа клавирного концерта и повторяемости его ритурнельной формы. В отличие от относительно консервативных концертов, здесь есть свидетельства стилистических изменений. Эти произведения были имитированы рядом композиторов на севере Англии и в Мидлендсе, наиболее заметно Джоном Гартом.
Сохранившиеся оригинальные духовные сочинения Эвисона ограничиваются строчным антемом, гимном и песнопением. В сотрудничестве со скрипачом и композитором Феличе Джардини он сочинил часть оратории "Руфь", которая была впервые исполнена в Лок-Хоспитале в Лондоне 15 апреля 1763 года; она была повторена 13 февраля 1765 года и 25 мая 1768 года, полностью положенная на музыку Джардини.
Оркестровые произведения
Камерная музыка
Духовная музыка
Редакции и аранжировки
Приписываемые произведения
Письменные труды
Ноты сочинений Чарльза Эвисона на сайте библиотеки IMSLP