Ависон, Чарльз
1709 - 1770

Назад

Чарльз Ависон (Charles Avison) - Английский композитор, дирижер, автор музыкальных произведений и органист

Родился 16 февраля 1709 года, Ньюкасле-апон-Тайн – умер 9 или 10 мая 1770 года, Ньюкасл-апон-Тайн.

 Он был самым выдающимся английским композитором-концертмейстером 18-го века и оригинальным и влиятельным автором музыкальных произведений.

Он был пятым из девяти детей, рожденных Ричардом и Энн Ависон. Поскольку его отец, житель Ньюкасла, был практикующим музыкантом, его музыкальное образование, вероятно, началось дома. Позже, когда он состоял на службе у Ральфа Дженисона, мецената и члена парламента от Нортумберленда с 1724 по 1741 год, у него появилась возможность продолжить учебу. Дополнительную поддержку в своем музыкальном развитии он получил от полковника Джона Блатуэйта (или Blaithwaite), бывшего директора Королевской академии музыки, оперной организации в Лондоне. Нет никаких свидетельств того, что, как утверждалось, Ависон ездил в Италию, но Уильям Хейс и Чарльз Берни писали, что он учился у Джеминиани в Лондоне.

Самым ранним известным упоминанием о музыкальной деятельности Ависона является объявление о благотворительном концерте, который состоялся 20 марта 1734 года в зале Хикфорда в Лондоне. 13 октября 1735 года он был назначен органистом собора Святого Иоанна в Ньюкасле, но это назначение вступило в силу только в июне 1736 года, когда был установлен новый орган. 20 октября, после смерти Томаса Пауэлла, он стал органистом в церкви Святого Николая (ныне кафедральный собор) с годовым окладом в 20 фунтов стерлингов.

В октябре 1735 года в Ньюкасле под руководством Ависона была организована серия концертов по подписке, аналогичных тем, что проводились в Лондоне, Эдинбурге и других местах. В июле 1738 года Ависон был официально назначен музыкальным директором, начиная с четвертого сезона; он сохранял за собой пост директора Музыкального общества Ньюкасла, а также должность в Сент-Николасе до своей смерти. Он принимал участие в других музыкальных мероприятиях в Ньюкасле, включая концерты в pleasure gardens и благотворительные концерты. Он также сотрудничал с Джоном Гартом в организации серии концертов по подписке в Дареме, которые проходили по вторникам; театральные постановки в Ньюкасле и Дареме проходили по средам, концерты в Ньюкасле - по четвергам, а по воскресеньям вечером, начиная примерно с 1761 года, неофициальные концерты проводились в помещении, специально пристроенном к церкви Святого Николая. дом священника. По понедельникам и пятницам ученики Ависона могли играть на клавесине, скрипке и флейте. Среди участников концертов в Ависон-Гарт были Джардини, Гершель, Шилд и сыновья Ависона Эдвард и Чарльз. Считается, что Джеминиани посетил Ависон в 1760 году, путешествуя между Эдинбургом и Лондоном, но нет никаких записей о его участии в каких-либо концертах. Хотя Ависон подвергался критике за антигенделевские высказывания в своих произведениях, музыка Генделя была широко представлена на концертах в Ньюкасле и Дареме. В 1750-х годах Ависон и Гарт организовали в Ньюкасле Общество Марчелло, посвященное исполнению хоровой музыки и, в частности, изданию первых пятидесяти псалмов Бенедетто Марчелло, которые они вдвоем готовили к публикации.

Репутация Ависона была известна не только в Ньюкасле. В письме, опубликованном в "Ньюкасл джорнал" за подписью "Марцеллин" (17 марта 1759 года), рассказывается о некоторых возможностях, от которых он отказался в других местах: до того, как он обосновался в Ньюкасле, у него была благоприятная перспектива обосноваться в Лондоне; в 1734 году ему была предложена должность органиста в Йоркском соборе (была принята Джеймсом Нэрсом), в 1733-1740 годах по рекомендации Джеминиани ему были предложены две должности органиста в Дублине, преподавательская работа в Эдинбурге с участием в тамошнем музыкальном обществе, а также преемственность Пепуша на посту органиста в Чартерхаусе в Лондоне., в 1753 году. Берни писал, что Ависон был "изобретательным и утонченным человеком, которого уважали все, кто его знал; и элегантным писателем о своем искусстве’.

15 января 1737 года Ависон женился на Кэтрин Рейнольдс. Трое из их девяти детей дожили до совершеннолетия: Джейн (1744-73), Эдвард (1747-76) и Чарльз (1751-95). Эдвард сменил своего отца на посту органиста церкви Святого Николая и музыкального руководителя музыкального общества Ньюкасла и был другом Джона Уэсли; Чарльз, который занимал различные должности органиста в Ньюкасле, в том числе в церкви Святого Николая с 1789 года (сменив Матиаса Хоудона), сочинил несколько произведений и опубликовал сборник гимнов. Семья Ависон похоронена на кладбище церкви Святого Андрея на Ньюгейт-стрит в Ньюкасле. Роберт Браунинг всю жизнь интересовался Ависоном; его стихотворение "Переговоры с известными людьми своего времени: с Чарльзом Ависоном", предположительно, было вдохновлено маршем Ависона во владениях его отца.

Творчество Ависона можно разделить на литературные и музыкальные произведения. Был ли он автором многочисленных рецензий на книги и музыкальных статей за подписью "С.А." в местных газетах и журналах в зрелые годы, остается только догадываться. Он часто включал посвящения и содержательные, информативные, а иногда и противоречивые предисловия (‘рекламные объявления’) к своей опубликованной музыке. Его сочинение №3 включает в себя пространное предисловие, в котором рассказывается об исполнительской практике в концертах, которое в следующем году было включено в его самую важную литературную работу - Эссе о музыкальной выразительности (которое Берни считал первым в своем роде произведением о музыкальной критике в Англии). Эссе состоит из трех частей. Часть 1 содержит краткое обсуждение влияния музыки на эмоции и характер, а также раздел, посвященный аналогиям между музыкой и живописью. Часть ii представляет собой систематическую критику некоторых композиторов и их стилей. Третья часть посвящена замечаниям об инструментальном исполнении, особенно концертных произведений. Эссе вызвало много споров, особенно в части критических оценок, например, мнение Ависона о том, что Джеминиани и Марчелло были композиторами, превосходящими Генделя. Уильям Хейс опубликовал (анонимно) критическую рецензию в январе 1753 года под названием "Замечания к эссе мистера Ависона". Его критика, хотя и ограничивалась первой и второй частями эссе, была длиннее, чем вся оригинальная работа, и включала несколько интересных отступлений. 22 февраля 1753 года Ависон опубликовал ответ автору "Замечаний к эссе о музыкальной выразительности", а позже в том же году он опубликовал второе издание Эссе, в которое вошли его ответ, а также Письмо автору, касающееся музыки древних, написанное доктором Джоном Джортином. Это эссе было не полностью работой самого Ависона, а, по его собственному признанию, работой некоего "юнто", имя которого никогда не упоминалось. Среди них могли быть доктор Джон Браун, который вместе с Ависон и несколькими другими был членом литературного клуба в Ньюкасле, поэт Томас Грей из Кембриджа и преподобный Дж. Уильям Мейсон из Йорка (который, как известно, предоставил некоторые материалы), доктор Джон Джортин из Лондона, Джозеф Барбер, гравер и печатник из Ньюкасла, и Роберт Шафто, шурин Ральфа Дженисона. Предвзятое отношение Ависона к определенным композиторам, возможно, отчасти объясняется его музыкальным образованием у Джеминиани. Хотя рецензенты сочли, что Хейс был прав во многом в своей критике, они также высоко оценили собственные разумные замечания Ависона. Третье издание эссе (1775) состояло из перепечатки второго издания; в том же году в Лейпциге был опубликован немецкий перевод первого издания.

Как композитор Эвисон наиболее известен своими крупными концертами для струнных. Его соч.2 редактировалось дважды: во-первых, когда Уолш опубликовал его (вместе с двумя дополнительными концертами) в виде органных концертов в стиле, ставшем популярным благодаря Генделю, во-вторых, когда Эвисон переработал все восемь концертов в свое соч.6. В 1758 году он издал свои соч.3, 4 и 6 в виде двадцати шести Концерты... в партитурах для использования исполнителями на клавесине. Идея создания полной партитуры возникла после публикации концертов и сонат Корелли под редакцией Пепуша (c1740) и соч.2 и 3 Джеминиани (1755). В более поздних версиях полной партитуры Эвисон не всегда придерживался своих оригинальных текстов; есть много исправлений, а также движений, перенесенных или замененных без объяснения причин. Его сочинение ор.9 было универсальным и популярным, его рекламировали как исполняемое несколькими способами: полным составом струнного оркестра, в виде квартетов, для клавесина или органа с аккомпанементом или как клавесинные "сонаты".

В целом концерты Эйвисона созданы по образцу концертов Джеминиани; стилистически ранние произведения практически не отличаются от поздних. Несмотря на некоторую легкость в текстуре и содержании, концерты Эвисона необычайно мелодичны; он твердо верил в ценность "воздуха" или мелодии. Его сочинение №4 было очень популярно в "Концерте античной музыки", где оно часто исполнялось в период с 1785 по 1812 год наряду с концертами Корелли, Джеминиани, Саммартини и Генделя. В 19 веке "Анданте кантабиле" из соч.9 №5 было написано на несколько религиозных текстов, с многочисленными переложениями для сборников гимнов и вокальных ансамблей, а также транскрипциями для различных инструментов.

Из камерной музыки Эвисона его трио-сонаты op.1 написаны в типичном стиле барокко. Однако после того, как в начале 1750-х годов на концертах в Ньюкасле он представил "Пьесы на клавесинах" Рамо (1741), Эвисон создал свои более поздние сонаты по образцу произведений Рамо, которые по сути являются пьесами для клавишных с аккомпанементом для других инструментов. Его сочинения 5, 7 и 8 были самыми ранними в своем роде, написанными в Англии. Более ранние публикации сонат для клавира с аккомпанементом обычно сопровождались аккомпанементом для одной скрипки или флейты, но аккомпанемент Ависона был для двух скрипок и виолончели, а партия клавесина (в сложном стиле, близком к Джеминиани в его "Пьесах о клавесине") была написана с большой тщательностью и полнотой, независимо от стиля исполнения. струнные партии, которые делают немногим больше, чем просто обеспечивают поддерживающую гармонию. Эти сонаты, очевидно, возникли из-за возражений Эвисона против генделевского типа клавишных концертов и повторяемости их ритурнельной формы. В отличие от относительно консервативных концертов, здесь прослеживаются стилистические изменения. Этим произведениям подражали многие композиторы Северной Англии и Мидлендса, в первую очередь Джон Гарт.

Сохранившиеся оригинальные священные сочинения Ависона ограничиваются стихотворным гимном, песнопением и песнопевцем нараспев. В сотрудничестве с Джардини он сочинил часть оратории "Руфь", которая впервые была исполнена в лондонском госпитале Лок 15 апреля 1763 года; она была повторена 13 февраля 1765 года и 25 мая 1768 года, полностью в постановке Джардини.

Ноты сочинений Чарльза Ависона на сайте библиотеки IMSLP