Эвисон, Чарльз
1709 - 1770

Назад

Avison, Charles

  • Дата рождения: крещен 16 февраля 1709 года
  • Место рождения: Ньюкасл-апон-Тайн, Англия
  • Дата смерти: 9/10 мая 1770 года
  • Место смерти: Ньюкасл-апон-Тайн, Англия

Биография

Чарльз Эвисон был английским композитором, дирижером, музыкальным писателем и органистом. Он считается самым значительным английским композитором в жанре концерта XVIII века, а также оригинальным и влиятельным музыкальным теоретиком. Эвисон был пятым из девяти детей в семье Ричарда и Энн Эвисон. Поскольку его отец был городским музыкантом Ньюкасла, начальное музыкальное образование Чарльз, вероятно, получил дома. Позже, находясь на службе у Ральфа Дженисона, покровителя искусств и члена парламента от Нортумберленда, он получил возможность для дальнейшего обучения. Дополнительную поддержку в его музыкальном развитии оказал полковник Джон Блатвейт, бывший директор Королевской академии музыки в Лондоне. Нет никаких свидетельств того, что Эвисон ездил в Италию, как иногда утверждалось, но Уильям Хейз и Чарльз Бёрни писали, что он учился у Франческо Джеминиани в Лондоне.

Самое раннее известное упоминание о музыкальной деятельности Эвисона относится к благотворительному концерту, анонсированному 20 марта 1734 года в зале Хикфордс-Рум в Лондоне. 13 октября 1735 года он был назначен органистом церкви Святого Иоанна в Ньюкасле, но вступил в должность только в июне 1736 года, после установки нового органа. 20 октября, после смерти Томаса Пауэлла, он стал органистом церкви Святого Николая (ныне Кафедральный собор) с годовым окладом в 20 фунтов стерлингов и занимал этот пост до конца жизни.

В октябре 1735 года в Ньюкасле под руководством Эвисона была организована одна из первых в Англии за пределами Лондона серий абонементных концертов. К июлю 1738 года Эвисон был официально назначен музыкальным директором Ньюкаслского музыкального общества, руководя им вплоть до своей смерти. Он также участвовал в других музыкальных мероприятиях в Ньюкасле, включая концерты в садах для увеселений и благотворительные выступления. Эвисон активно сотрудничал с композитором Джоном Гартом в организации серии абонементных концертов в Дареме. Среди исполнителей на этих концертах были такие известные музыканты, как скрипач Феличе Джардини, композитор Уильям Гершель (будущий знаменитый астроном), Иоганн Шилд и сыновья самого Эвисона, Эдвард и Чарльз. Считается, что Джеминиани навестил Эвисона в 1760 году, путешествуя между Эдинбургом и Лондоном. Несмотря на критику в адрес Генделя в своих трудах, музыка Генделя была хорошо представлена в программах концертов Эвисона в Ньюкасле и Дареме. В 1750-х годах Эвисон и Гарт организовали в Ньюкасле Общество Марчелло, посвященное исполнению хоровой музыки и, в частности, подготовке к публикации издания "Первых пятидесяти псалмов" Бенедетто Марчелло.

Репутация Эвисона простиралась далеко за пределы Ньюкасла. Согласно письму за подписью "Марцеллинус", опубликованному в "Ньюкасл Джорнэл" 17 марта 1759 года, Эвисон отклонил несколько престижных предложений: до того как обосноваться в Ньюкасле, у него были благоприятные перспективы в Лондоне; ему предлагали место органиста в Йоркском соборе в 1734 году, два поста органиста в Дублине по рекомендации Джеминиани между 1733 и 1740 годами, преподавательскую должность в Эдинбурге с участием в тамошнем Музыкальном обществе и возможность заменить Джона Кристофера Пепуша на посту органиста в Чартерхаусе в Лондоне в 1753 году. Чарльз Бёрни отзывался об Эвисоне как об "одаренном и утонченном человеке, уважаемом и ценимом всеми, кто его знал; и элегантном писателе о своем искусстве".

Чарльз Эвисон женился на Кэтрин Рейнольдс 15 января 1737 года. Трое из их девяти детей дожили до взрослого возраста: Джейн, Эдвард и Чарльз. Эдвард сменил своего отца на посту органиста церкви Святого Николая и музыкального директора Ньюкаслского музыкального общества. Чарльз-младший также занимал различные должности органиста в Ньюкасле, сочинил несколько произведений и опубликовал сборник гимнов. Семья Эвисон похоронена на кладбище церкви Святого Андрея на Ньюгейт-стрит в Ньюкасле.

Письменные труды

Творческое наследие Чарльза Эвисона можно разделить на литературные труды и музыкальные сочинения. Предположение о том, что он был автором многочисленных рецензий на книги и музыкальных статей, подписанных инициалами "К.Э." в местных газетах и журналах в годы его зрелости, остается неподтвержденным. Композитор часто включал посвящения и пространные, информативные, а иногда и спорные предисловия в свои публикуемые музыкальные произведения. Его сочинение номер три включает длинное предисловие, обсуждающее практику исполнения концертов, которое было включено в следующем году в его самый важный литературный труд — "Опыт о музыкальном выражении" (который, по мнению Чарльза Бёрни, был первым в своем роде трудом по музыкальной критике в Англии).

"Опыт" состоит из трех частей. Часть первая содержит краткое обсуждение воздействия музыки на эмоции и характер, а также раздел об аналогиях между музыкой и живописью. Часть вторая представляет собой систематическую критику некоторых композиторов и их стилей. Часть третья посвящена замечаниям об инструментальном исполнении, особенно концертов.

"Опыт" вызвал ожесточенные споры, особенно своими критическими оценками, например, мнением Эвисона о том, что Франческо Джеминиани и Бенедетто Марчелло были композиторами более высокого уровня, чем Георг Фридрих Гендель. Уильям Хейз опубликовал анонимный критический отзыв в январе 1753 года под названием "Замечания на 'Опыт о музыкальном выражении' господина Эвисона". Его критика, хотя и ограниченная первой и второй частями "Опыта", была объемнее, чем оригинальная работа в целом, и включала несколько интересных отступлений. Эвисон опубликовал "Ответ автору 'Замечаний на Опыт о музыкальном выражении'" 22 февраля 1753 года, а позже в том же году выпустил второе издание "Опыта", которое включало его "Ответ", а также "Письмо к автору, касающееся музыки древних" доктора Джона Джортина.

"Опыт" не был полностью самостоятельной работой Эвисона, но, по его собственному признанию, трудом "хунты", никогда не упоминаемой по имени. В нее могли входить доктор Джон Браун, который вместе с Эвисоном и несколькими другими был членом литературного клуба в Ньюкасле, поэты Томас Грей из Кембриджа и преподобный Уильям Мейсон из Йорка (который, как известно, предоставил некоторый материал), доктор Джон Джортин из Лондона, Джозеф Барбер, гравер и печатник из Ньюкасла, и Роберт Шафто, шурин Ральфа Дженисона. Пристрастие Эвисона к определенным композиторам могло частично проистекать из его музыкального обучения у Джеминиани. В то время как рецензенты считали, что Хейз был прав во многом из своей критики, они также хвалили собственные здравые наблюдения Эвисона. Третье издание "Опыта" (1775 год) представляло собой перепечатку второго издания; в том же году в Лейпциге был опубликован немецкий перевод первого издания.

Музыкальные сочинения

Как композитор Чарльз Эвисон наиболее известен своими концертами гросси для струнных. Его сочинение номер два пересматривалось дважды: сначала, когда издатель Джон Уолш выпустил его вместе с двумя дополнительными концертами как органные концерты в стиле, популяризированном Генделем, а затем, когда сам Эвисон переработал все восемь концертов в свое сочинение номер шесть. В 1758 году он издал свои сочинения номер три, четыре и шесть как "Двадцать шесть концертов в партитуре для использования исполнителями на клавесине". Идея публикации полной партитуры возникла под влиянием издания концертов и сонат Арканджело Корелли в редакции Джона Кристофера Пепуша и сочинений номер два и три Франческо Джеминиани. Эвисон не всегда придерживался своих оригинальных текстов в более поздних версиях в виде полных партитур; существует множество переработок, а также перемещенных или замененных без объяснения причин частей. Его сочинение номер девять было универсальным и популярным произведением, рекламировавшимся как исполняемое несколькими способами: полным струнным оркестром, как квартеты, для клавесина или органа с аккомпанементом или как клавесинные сонаты.

В целом концерты Эвисона созданы по образцу концертов его учителя, Джеминиани; стилистически между ранними и поздними работами композитора мало различий. Если по фактуре и содержанию они иногда могут показаться несколько легковесными, то концерты Эвисона необычайно мелодичны; он был твердым сторонником ценности "напева" или мелодии. Его сочинение номер четыре, концерт номер четыре, было очень популярно в лондонском "Концерте старинной музыки", где его много исполняли между 1785 и 1812 годами наряду с концертами Корелли, Джеминиани, Джованни Баттисты Саммартини и Генделя. В XIX веке Анданте кантабиле из сочинения номер девять, концерта номер пять, было положено на несколько религиозных текстов, с многочисленными аранжировками для сборников гимнов и вокальных ансамблей и транскрипциями для различных инструментов.

Что касается камерной музыки Эвисона, его трио-сонаты сочинения номер один выдержаны в типичном барочном стиле. Однако после того, как он представил "Пьесы для клавесина в концерте" Жана-Филиппа Рамо на концертах в Ньюкасле в начале 1750-х годов, Эвисон смоделировал свои более поздние сонаты по образцу сонат Рамо, которые по сути являются клавирными пьесами с аккомпанементом других инструментов. Его сочинения номер пять, семь и восемь были первыми в своем роде, сочиненными в Англии. Более ранние публикации клавирных сонат с аккомпанементом обычно имели аккомпанемент одной скрипки или флейты, но аккомпанемент Эвисона был для двух скрипок и виолончели, причем партия клавесина была выписана с большой тщательностью и полнотой, независимо от струнных партий, которые делают немного больше, чем обеспечивают поддерживающую гармонию. Эти сонаты явно возникли из-за возражений Эвисона против генделевского типа клавирного концерта и повторяемости его ритурнельной формы. В отличие от относительно консервативных концертов, здесь есть свидетельства стилистических изменений. Эти произведения были имитированы рядом композиторов на севере Англии и в Мидлендсе, наиболее заметно Джоном Гартом.

Сохранившиеся оригинальные духовные сочинения Эвисона ограничиваются строчным антемом, гимном и песнопением. В сотрудничестве со скрипачом и композитором Феличе Джардини он сочинил часть оратории "Руфь", которая была впервые исполнена в Лок-Хоспитале в Лондоне 15 апреля 1763 года; она была повторена 13 февраля 1765 года и 25 мая 1768 года, полностью положенная на музыку Джардини.

Произведения

Оркестровые произведения

  • Сочинение 2: "Шесть концертов" ("Six Concertos") (соль минор, си-бемоль мажор, ми минор, ре мажор, си-бемоль мажор, ре мажор) для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (Ньюкасл и Лондон, 1740); переработаны с добавлением 2 новых концертов (ре мажор, соль мажор) как "Восемь концертов для органа или клавесина" ("Eight Concertos for the Organ or Harpsichord") (1747) [см. Сочинение 6].
  • "Два концерта": Концерт №1 (до мажор) на 8 голосов, для органа или клавесина и струнных? [сохранилась только клавирная партия]; Концерт №2 для скрипок в 7 партиях (Ньюкасл, 1742), утеряно.
  • Сочинение 3: "Шесть концертов с общими правилами для исполнения инструментальных сочинений" ("Six Concertos … with some General Rules for playing Instrumental Compositions") (ре мажор, ми минор, соль минор, си-бемоль мажор, ре мажор, соль мажор) для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (1751); включены в "Двадцать шесть концертов" ("Twenty Six Concertos") (Лондон, Эдинбург и Ньюкасл, 1758).
  • Сочинение 4: "Восемь концертов" ("Eight Concertos") (ре минор, ля мажор, ре мажор, соль минор, си-бемоль мажор, соль мажор, ре мажор, до минор) для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (1755); включены в "Двадцать шесть концертов" ("Twenty Six Concertos") (Лондон, Эдинбург и Ньюкасл, 1758).
  • Сочинение 6: "Двенадцать концертов" ("Twelve Concertos") (соль минор, си-бемоль мажор, ми минор, ре мажор, си-бемоль мажор, ре мажор, соль мажор, соль мажор, ре мажор, до мажор, ре мажор, ля мажор) для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (Лондон и Ньюкасл, 1758); включены в "Двадцать шесть концертов" ("Twenty Six Concertos") (Лондон, Эдинбург и Ньюкасл, 1758) [включают переработку "Восьми концертов" ("Eight Concertos") (1747) плюс 4 новых концерта].
  • Сочинение 9: "Двенадцать концертов" ("Twelve Concertos"), Сет 1 (соль мажор, ре мажор, ля мажор, соль минор/соль мажор, до мажор, ми минор), Сет 2 (ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор, до минор, фа мажор, ля мажор, ре мажор) для 2 скрипок, альта и виолончели (1766); также для органа или клавесина, или для 2 скрипок, альта, виолончели и органа или клавесина (1766).
  • Сочинение 10: "Шесть концертов" ("Six Concertos") (ре минор, фа мажор, до минор, до мажор, ми-бемоль мажор, ре минор) для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (1769).

Камерная музыка

  • Сочинение 1: "Шесть сонат" ("Six Sonatas") (хроматическая дорийская, соль минор, соль минор, дорийская, ми минор, ре мажор) для 2 скрипок и баса (около 1737).
  • Сочинение 5: "Шесть сонат" ("Six Sonatas") (соль мажор, до мажор, си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, соль мажор, ля мажор) для клавесина, 2 скрипок и виолончели (1756).
  • Сочинение 7: "Шесть сонат" ("Six Sonatas") (соль мажор, соль минор, си-бемоль мажор, ре минор, ля минор, ля мажор) для клавесина, 2 скрипок и виолончели (Лондон, Эдинбург и Ньюкасл, 1760).
  • Сочинение 8: "Шесть сонат" ("Six Sonatas") (ля мажор, до мажор, ре мажор, си-бемоль мажор, соль минор, соль мажор) для клавесина, 2 скрипок и виолончели (Лондон и Эдинбург, 1764).

Духовная музыка

  • "Разве Ты не оставил нас" ("Hast thou not forsaken us"), строчный антем (около 1741).
  • "Слава Богу" ("Glory to God"), рождественский гимн или Санктус для смешанного хора (около 1760).
  • "Руфь" ("Ruth"), оратория (совместно с Феличе Джардини), Лондон, 1763, вероятно утеряна.
  • "Псалом 106" ("Psalm 106"), песнопение для смешанного хора и органа или фортепиано.

Редакции и аранжировки

  • "Один концерт, сделанный из уроков для клавесина, сочиненных синьором Доменико Скарлатти" ("One Concerto … made from the Lessons for the Harpsicord compos'd by Sig. Domenico Scarlatti"), для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (около 1743).
  • "Двенадцать концертов, сделанных из 2 книг уроков для клавесина, сочиненных синьором Доменико Скарлатти" ("Twelve Concerto's … made from Two Books of Lessons for the Harpsicord compos'd by Sig. Domenico Scarlatti"), для 4 скрипок, альта, виолончели и клавесина (1744).
  • "Первые 50 псалмов, положенные на музыку Бенедетто Марчелло и адаптированные к английской версии" ("The First Fifty Psalms … Set to Music by Benedetto Marcello … and Adapted to the English Version") (1757), в сотрудничестве с Джоном Гартом [адаптация "Поэтико-гармонического вдохновения" ("Estro poetico-armonico") Марчелло].
  • "Сборник псалмовых напевов" ("A Collection of Psalm Tunes") (Ньюкасл, около 1760).
  • "Двенадцать [24] песнопений, взятых из сочинений синьора Карло Клари и адаптированных к английским словам, отобранным из Псалмов" ("Twelve [24] Hymns … Taken from the Works of Sig. Carlo Clari and Adapted to English Words Selected from the Psalms") (1769).
  • Еще один набор из 24 песнопений, датированный 1769 годом, аранжированных из произведений Карло Клари.

Приписываемые произведения

  • "Цветы музыки" ("The Flowers of Music"), 12 сонатин для 2 скрипок и виолончели, взятые из произведений лучших английских и итальянских авторов К.Э., эсквайром (Лондон, около 1755).
  • "Марш ре мажор" ("March in D major") для 2 скрипок и баса (Эдинбург, 1761).
  • "Так же веселы, как мы двое были" ("Blythe as a Bird"), любимая шотландская мелодия с вариациями, аранжировка для фортепиано или клавесина (около 1785).
  • "Большой марш до мажор" ("Grand March in C major").
  • "Она ушла, самый сладкий цветок мая" ("She's gane the sweetest flow'r of May"), траурная песня для сопрано и струнных.
  • Различные произведения в рукописи без названия (около 1745).

Письменные труды

  • "Опыт о музыкальном выражении" ("An Essay on Musical Expression") (Лондон, 1752, 2-е издание 1753, 3-е издание 1775).
  • "Ответ автору 'Замечаний на Опыт о музыкальном выражении'" ("A Reply to the Author of Remarks on the Essay on Musical Expression") (Лондон, 1753).

Ноты сочинений Чарльза Эвисона на сайте библиотеки IMSLP