Ауфшнайтер, Бенедикт Антон
1665 - 1742
Назад
Aufschnaiter, Benedict Anton
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Бенедикт Антон Ауфшнайтер был австрийским композитором. Его основное назначение было в Пассау, где он сменил Георга Муффата на посту придворного капельмейстера в 1705 году. Свои ранние годы он провел в Вене, где, возможно, был учеником Иоганнеса Эбнера (члена известной семьи органистов и сына Вольфганга Эбнера), которого он объявил своим образцом для подражания. По-видимому, он вступил в контакт с членами венской аристократии и, возможно, был нанят при дворе. В письме 1724 года князю-епископу Ламбергу, жалуясь на качество скрипачей в Пассау, Ауфшнайтер утверждал, что в Вене, где он провел много лет, в его распоряжении было "от шестнадцати до восемнадцати превосходных музыкантов". Его сочинение 1 (экземпляр которого не сохранился) было посвящено графу Фердинанду Эрнсту фон Траутманнсдорфу, который, возможно, был его работодателем. В 1695 году его сочинение 2 появилось в Нюрнберге с посвящением эрцгерцогу Иосифу (позже императору Иосифу Первому). Под названием "Согласный раздор" оно содержит шесть оркестровых сюит, которые демонстрируют структуру итальянского кончерто гроссо, но также и явное французское влияние; они, вероятно, следовали примеру Георга Муффата. Все, что известно о сочинении 3, это то, что оно было посвящено императору Леопольду Первому; ни одна копия не сохранилась. Сочинение 4 состоит из восьми церковных сонат, опубликованных под названием "Сладкая гармония струн, приспособленная для церковных симфоний", которые появились в 1703 году и были посвящены четырем ранним отцам церкви и четырем евангелистам. Это оркестровые сонаты для двух солирующих скрипок (имеющих сложные двойные ноты), двух скрипок по желанию, альта, виолоне и органа; они, возможно, были вдохновлены работами Генриха Бибера. С 1705 года, когда он стал капельмейстером в Пассау, Ауфшнайтер активно сочинял церковную музыку (хотя он не был официально назначен соборным капельмейстером, как Муффат). Его сочинение 5 и 8 включают вечерни для четырех голосов, струнных и инструментов генерал-баса (1709, 1728), его сочинение 6 — пять месс (1712), а его сочинение 7 — оффертории с двумя солирующими альтами (1719). Во всех своих церковных произведениях Ауфшнайтер отдает предпочтение более традиционному стилю, подобному римскому кантатному стилю; в них меньше сложных скрипичных пассажей и двойных нот, чем в его ранних работах, и он предпочитает очаровывать мелодической прелестью. В своих теоретических трудах он подчеркивает разницу между церковной, камерной и театральной музыкой.
Творчество Бенедикта Ауфшнайтера представляет собой связующее звено между австрийской и южно-немецкой барочными традициями. Находясь под влиянием как итальянских (кончерто гроссо), так и французских (сюитная форма) стилей, он тем не менее развивал собственный подход. Его ранние инструментальные работы, такие как "Согласный раздор", демонстрируют виртуозное владение инструментовкой и контрапунктом. В пассауский период он сосредоточился на духовной музыке, где его стиль стал более сдержанным и мелодически ориентированным, что соответствовало требованиям церковной службы. Он считается одним из важных представителей пассауской школы композиции.
Инструментальные произведения
Духовная музыка
Письменные труды
Ноты сочинений Бенедикта Антона Ауфшнайтера на сайте библиотеки IMSLP