Обер, Жак
1689 - 1753
Назад
Жак Обер (Jacques Aubert) - Французский композитор, скрипач, учитель танцев
Родился 30 сентября 1689 года, Париж - умер 17/18 мая 1753 года, Бельвиль, Париж.
Вероятно, он был сыном Жана Обера, члена "24 скрипки короля" до своей смерти в 1710 году. К 1717 году Жак Обер был известен как учитель танцев, скрипач и композитор, работавший в Театре Фойе, и написал музыку по меньшей мере к пяти балетам и комедиям. В 1719 году, когда он женился на Марии Луизе Лекат и опубликовал свою первую книгу скрипичных сонат, Обер был назначен на службу к Луи-Анри, герцогу Бурбонскому и принцу Конде. В этом качестве он сочинил "Королевский праздник" и "Балет XXIV века" для развлечения герцога, когда молодой Людовик XV проезжал через Шантийи в Реймс в 1722 году; в последнем произведении Обер играл на скрипке в роли Орфея. В 1727 году Обер сменил Ноэля Конверсе в Королевском оркестре 24 виолончелей, оставаясь его членом до 1746 года, а в следующем году он получил должность в Королевской академии музыки и был назначен первым скрипачом оркестра оперы, с которым выступал в течение следующих 24 лет. Он дебютировал на концерте Spirituel в 1729 году и часто выступал там до 1740 года. Как и многие его современники, Обер находился под сильным влиянием итальянского стиля. На концерте Spirituel он, должно быть, слышал и, возможно, исполнял концерты и сонаты Вивальди и Корелли. Жан Батист Сенайе, учитель Обера (с которым он сыграл сонату для двух скрипок на концерте "Спиричуэль" в 1730 году), возможно, пробудил в нем растущий интерес к итальянской музыке, и его также поощряла мадам де При, подруга покровителя Обера, герцога Бурбонского, и его единомышленница в итальянском стиле. Обширная композиторская деятельность Обера включает в себя балетную и танцевальную музыку, комические оперы, концерты, сонаты для скрипки и континуо, а также то, что он называл "симфоническими концертами" (произведения в форме сюиты для трио, к которым можно было добавить различную звучность). Он написал первые скрипичные концерты, которые были напечатаны во Франции; являются ли они первыми концертами, написанными французом, остается под вопросом (см. работы Пайяра и Брофски). Из сценических работ "Королева Пера", пожалуй, самая интересная. В соответствии с более серьезным тоном она была поставлена в Оперном театре. Это произведение, получившее название "Комедия персана", имеет непрерывный сюжет и полностью исполнено. Таким образом, это один из самых ранних образцов французской комической оперы с диалогами в песнях. Обер был не просто композитором салонной музыки или подражателем итальянскому стилю. Хотя он перенял основные концертные и сонатные формы итальянской школы и их веру в то, что скрипка должна быть чем-то большим, чем инструментом для прекрасного танца, он сохранил в своей музыке много французских элементов, наиболее характерными из которых являются использование гавота, менуэта или других танцевальных форм в качестве медленной средней части и полностью продуманное мелодическое оформление сольных пьес.
Ноты сочинений Жака Обера на сайте библиотеки IMSLP