Обер, Жак
1689 - 1753
Назад
Aubert, Jacques

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жак Обер был французским композитором и скрипачом. Он, вероятно, был сыном Жана Обера, члена ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля» вплоть до своей смерти в 1710 году. К 1717 году Жак Обер был известен как учитель танцев, скрипач и композитор, работавший в театрах ярмарок, и написал музыку как минимум к пяти балетам и комедиям. В 1719 году, в год своей женитьбы на Марии Луизе Лека и публикации своей первой книги скрипичных сонат, Обер поступил на службу к Луи-Анри, герцогу Бурбонскому и принцу Конде. В этом качестве он сочинил «Королевский праздник» и «Балет двадцати четырех часов» для развлечения герцога, когда молодой Людовик Пятнадцатый проезжал через Шантий в Реймс в 1722 году; в последнем произведении Обер играл на скрипке в роли Орфея.
В 1727 году Обер сменил Ноэля Конверсе в ансамбле «Двадцать четыре скрипки короля», оставаясь его членом до 1746 года, а в следующем году он принял должность в Королевской музыкальной академии и был назначен первым скрипачом оркестра Опера, в котором играл в течение последующих 24 лет. Он дебютировал в «Духовном концерте» в 1729 году и часто выступал там до 1740 года.
Как и многие его современники, Обер находился под сильным влиянием итальянского стиля. В «Духовном концерте» он, должно быть, слышал и, возможно, играл концерты и сонаты Вивальди и Корелли. Его учитель, Жан Батист Сенайе, с которым он исполнил сонату для двух скрипок на «Духовном концерте» в 1730 году, мог стимулировать его растущий интерес к итальянской музыке, и его также поощряла мадам де При, подруга покровителя Обера, герцога Бурбона, и сторонница итальянского стиля.
Обширное творческое наследие Обера включает балетную и танцевальную музыку, комические оперы, концерты, сонаты для скрипки и бассо континуо и то, что он называл «симфоническими концертами» (пьесы в форме сюит для трио, к которым можно было добавлять различные тембры). Он написал первые скрипичные концерты, напечатанные во Франции; вопрос о том, являются ли они первыми концертами, написанными французом, остается дискуссионным. Среди сценических произведений наиболее интересной, пожалуй, является «Царица Пери». В соответствии с ее более серьезным тоном, она была поставлена в Опере. Названная персидской комедией, эта работа имеет непрерывный сюжет и полностью прописана. Таким образом, это один из самых ранних примеров французской комической оперы с пропетыми диалогами.
Обер был больше, чем просто композитором салонной музыки или подражателем итальянского стиля. Хотя он принял базовую форму концерта и сонаты от итальянской школы и их убеждение, что скрипка должна быть чем-то большим, чем инструмент для аккомпанемента танцам, он сохранил многие французские элементы в своей музыке, наиболее характерным из которых является использование гавота, менуэта или другой танцевальной формы в качестве медленной средней части и полностью расписанное мелодическое украшение сольных партий.
Сценические произведения
(Комические оперы, если не указано иное)
Инструментальные произведения
Ноты сочинений Жака Обера на сайте библиотеки IMSLP