Обер, Жак
1689 - 1753

Назад

Aubert, Jacques

  • Дата рождения: 30 сентября 1689 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 17/18 мая 1753 года
  • Место смерти: Бельвиль, близ Парижа, Франция

Биография

Жак Обер был французским композитором и скрипачом. Он, вероятно, был сыном Жана Обера, члена ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля» вплоть до своей смерти в 1710 году. К 1717 году Жак Обер был известен как учитель танцев, скрипач и композитор, работавший в театрах ярмарок, и написал музыку как минимум к пяти балетам и комедиям. В 1719 году, в год своей женитьбы на Марии Луизе Лека и публикации своей первой книги скрипичных сонат, Обер поступил на службу к Луи-Анри, герцогу Бурбонскому и принцу Конде. В этом качестве он сочинил «Королевский праздник» и «Балет двадцати четырех часов» для развлечения герцога, когда молодой Людовик Пятнадцатый проезжал через Шантий в Реймс в 1722 году; в последнем произведении Обер играл на скрипке в роли Орфея.

В 1727 году Обер сменил Ноэля Конверсе в ансамбле «Двадцать четыре скрипки короля», оставаясь его членом до 1746 года, а в следующем году он принял должность в Королевской музыкальной академии и был назначен первым скрипачом оркестра Опера, в котором играл в течение последующих 24 лет. Он дебютировал в «Духовном концерте» в 1729 году и часто выступал там до 1740 года.

Творчество

Как и многие его современники, Обер находился под сильным влиянием итальянского стиля. В «Духовном концерте» он, должно быть, слышал и, возможно, играл концерты и сонаты Вивальди и Корелли. Его учитель, Жан Батист Сенайе, с которым он исполнил сонату для двух скрипок на «Духовном концерте» в 1730 году, мог стимулировать его растущий интерес к итальянской музыке, и его также поощряла мадам де При, подруга покровителя Обера, герцога Бурбона, и сторонница итальянского стиля.

Обширное творческое наследие Обера включает балетную и танцевальную музыку, комические оперы, концерты, сонаты для скрипки и бассо континуо и то, что он называл «симфоническими концертами» (пьесы в форме сюит для трио, к которым можно было добавлять различные тембры). Он написал первые скрипичные концерты, напечатанные во Франции; вопрос о том, являются ли они первыми концертами, написанными французом, остается дискуссионным. Среди сценических произведений наиболее интересной, пожалуй, является «Царица Пери». В соответствии с ее более серьезным тоном, она была поставлена в Опере. Названная персидской комедией, эта работа имеет непрерывный сюжет и полностью прописана. Таким образом, это один из самых ранних примеров французской комической оперы с пропетыми диалогами.

Обер был больше, чем просто композитором салонной музыки или подражателем итальянского стиля. Хотя он принял базовую форму концерта и сонаты от итальянской школы и их убеждение, что скрипка должна быть чем-то большим, чем инструмент для аккомпанемента танцам, он сохранил многие французские элементы в своей музыке, наиболее характерным из которых является использование гавота, менуэта или другой танцевальной формы в качестве медленной средней части и полностью расписанное мелодическое украшение сольных партий.

Произведения

Сценические произведения

(Комические оперы, если не указано иное)

  • «Триумфальный мир» (балет) ("La paix triomphante"), 1713, утеряно
  • «Арлекин дворянин вопреки себе, или Мнимый любовник» ("Arlequin gentilhomme malgré lui, ou L’amant supposé"), 1716
  • «Арлекин Хулла, или Отвергнутая жена» ("Arlequin Hulla, ou La femme répudiée"), 1716
  • «Празднество пасторальное и воинственное» (балет) ("La fête champêtre et guérrière"), 1716
  • «Разумные животные» ("Les animaux raisonnables"), 1718, совместно с Жийе
  • «Диана» (дивертисмент) ("Diane"), 1721
  • «Полк шутов» ("Le regiment de la calotte"), 1721
  • «Королевский праздник» (дивертисмент) ("Fête royale"), 1722
  • «Балет двадцати четырех часов» ("Le ballet de 24 heures"), 1722
  • «Царица Пери» (персидская комедия) ("La reine des Péris"), 1725
  • «Тройная Геката» (балет) ("La triple Hécate"), без даты
  • Симфония к «Диане» Т.-Л. Буржуа, 1721

Инструментальные произведения

  • Первая – Четвертая книги [10] сонат, для скрипки и бассо континуо: соч. 1 (1719); соч. 2 (1721); соч. 3 (1723); соч. 4 (1731)
  • Пятая книга [6] сонат, для скрипки и бассо континуо, соч. 25 (1738)
  • Пьесы для двух флейт/скрипок, первая сюита (1723)
  • «Симфонические концерты», первая – двенадцатая сюиты, для скрипок/флейт/гобоев и бассо континуо: соч. 8 (1730); соч. 9–12 (1731); соч. 13, также для виол/музетт (1733); соч. 18–23 (1735–1737)
  • «Забавы», для виелл/музетт/скрипок/флейт/гобоев, соч. 14 (ок. 1733)
  • Пьесы для двух скрипок/флейт, соч. 15 (ок. 1734)
  • «Маленькие концерты», для музетт/виелл/скрипок/флейт/гобоев, соч. 16 (1734)
  • 6 Концертов для 4 скрипок, виолончели и бассо континуо, соч. 17 (1734)
  • Сонаты для 2 скрипок, соч. 24 (1738)
  • 4 Концерта для 4 скрипок, виолончели и бассо континуо, соч. 26 (1739)
  • «Прелестные напевы» для 2 скрипок, первая – шестая книги: соч. 27–29 (ок. 1740–1745); соч. 31 (1749); соч. 32–33 (ок. 1750)
  • Новые менуэты с басом (без даты)

Ноты сочинений Жака Обера на сайте библиотеки IMSLP