Аттеньян, Пьер
1494 - 1552

Назад

Пьер Аттеньян (Pierre Attaingnant) - Французский музыкальный печатник, издатель, книготорговец, перфоратор и наборщик

Родился ок.1494 года, Дуэ - умер в конце 1551 года или 1552 году, Париж.

 По нотариально заверенному документу от 13 января 1513/14 года Аттеньян, описанный как "продавец книг, живущий в Париже", арендовал типографию у Жана де ла Роша, оставив за собой право печатать церковные помилования и тому подобное, если он будет получать комиссионные. Возможно, он уехал из Дуэ в Париж первоначально со стипендией хористки в Коллеж де Денвиль, который подчинялся кафедральным капитулам Арраса и Нуайона. Это учреждение сдало в аренду часть своих зданий на улице де ла Арп Филиппу Пигуше (1490-1514 гг.), печатнику-граверу, известному своими часами, и мастеру, у которого достигнутый, вероятно, был учеником. Брак с одной из дочерей Пигуше, Клод, сделал его наследником. Другая из дочерей Пигуше, Жермен, была замужем за Понсе Ле пре (1481-1559), одним из четырех "великих присяжных книготорговцев" университета, мастером Гильдии Печатников и плодовитым издателем.научных текстов.

Самая ранняя сохранившаяся книга, носящая имя Аттеньяна, - это "нуайонский дневник" 1525 года, единственная книга, которую он, как известно, опубликовал совместно с Ле пре. Достигший продолжал публиковать богослужебные книги для нойона на протяжении всей своей жизни, а также учебные программы для школьников. После нескольких лет экспериментов с музыкальными жанрами он выпустил Chansons nouvelles от 4 апреля 1527/8 года. В течение года за ними последовали по крайней мере семь других книг в том же формате. В это время он искал и получил королевскую защиту в виде привилегии, запрещающей другим копировать содержание его книг в течение трех лет после публикации. В нем конкретно упоминались книги "tant en musique, jeux de Lutz, Organes и подобные им инструменты", которые он напечатал или, по крайней мере, планировал. (Эти намерения были реализованы с помощью лютневых табулатур 1529 и 1530 годов и клавишных партитур 1531 года.)

Когда весной 1531 года защита, охватывающая его самые ранние музыкальные сборники, начала заканчиваться, он добивался более широкой, шестилетней привилегии, охватывающей "мессы, мотеты, гимны, песни, которые он произносит, пьесы Лютца, Флюсты и органы, большие и маленькие Тома". Королевский указ от 18 июня 1531 года о предоставлении этого права напечатан в первом томе Фолио масс (1532). Также в этом томе содержится памятное посвященное обращение к кардиналу Турнонскому, которого хвалили в латинском стихотворении, написанном Николя бурбоном по этому случаю. Каждый из семи массовых томов был проиллюстрирован гравюрой на дереве с изображением мессы судебного заседания Королевского математика и космографа Оронсе Фине (рис. 1). дальнейшие королевские предпочтения стали естественными после достижений, представленных фолиантными мессами – Турнон был могущественным государственным деятелем, а также титулярным главой Королевской часовни. Надежды, упомянутые во второй привилегии, также были реализованы благодаря внушительному 13-томному набору песнопений в формате квартета, выпущенному в 1534 и 1535 годах. 14-й том, посвященный Манчикуру, появился в 1539 году (Рис.2).

В 1537 году, в дополнение к возобновлению своих привилегий, Аттэннант получил беспрецедентное назначение "impresseur et libraire du Roi en musique". Другие королевские Печатники были людьми образованными, такими как Роберт Эстьен. Примерно во время назначения Аттайнанта он начал отказываться от старых типов текстов в пользу курсива и латыни, что в большей степени соответствовало гуманистическим вкусам. В 1538 году у него появился партнер, Юбер Жюлле, муж его дочери Жермен, с которым он совместно подписывал часть акций фирмы с тех пор до смерти Жюлле в 1545 году. После смерти его жены в 1543 году была проведена инвентаризация обширных запасов и оборудования фирмы. Два года спустя он женился на Мари Лескаллопье. Он стал свидетелем заключения контракта еще 3 октября 1551 года, но умер до конца 1552 года. Его вдова напечатала несколько музыкальных сборников в период с 1553 по 1557 год, затем ограничила свои публикации почти исключительно научными комментариями Леже дю Шена, последний из которых появился в 1567 году. По общему налогу 1571 года с нее было взыскано 6 ливров со значительного состояния в 300 000 ливров.

В методе печатания музыки Аттеньяна отрывки и ноты были объединены, так что и то, и другое можно было напечатать одним тиражом (рис. 2; см. также печать и публикация музыки, рис. 8а). этот процесс заменил методы двойной или тройной печати, необходимые для создания дорогостоящих четверостиший Петруччи. и стал первым международным методом музыкальной печати. Причина была в первую очередь экономической, поскольку это позволило сократить время и затраты на производство вдвое или более. Пять музыкальных произведений, использованных в его мастерской (четыре для мензуральной нотации, одно для французской лютневой табулатуры), похоже, были вырезаны для его собственного использования, поскольку ни в одном другом издании они не представлены. Аналогичным, но более примитивным методом были созданы музыкальные жанры, использованные Джоном Растеллом в его интерлюдии, которая, вероятно, предшествовала Chansons nouvelles. Возможно, мы никогда не узнаем, кто из этих двух принтеров первым подумал о новой технике, но ясно, что испытания Растелла не достигли ничего подобного масштабам производства, которого достигли. Совершенно другим методом, который он постепенно вытеснил, была печать музыки с гравированных деревянных брусков. Этот метод, выдающимся мастером которого был Андреа Антико, в основном использовался в Италии (в Риме и Венеции), но также использовался в Лионе примерно с 1525 по 1528 год. Поначалу атайнгнант следовал небольшому продолговатому формату октаво, ставшему популярным благодаря Antico в 1520-х годах, но с середины 1530-х годов продолговатый Кварто стал нормой для всех его музыкальных изданий.

Коммерческий успех нового метода совпал с расцветом так называемого Парижского шансона. Ведущие композиторы-песенники, Клоден де Сермизи, Клеман Жанекен и Пьер Сертон, состоящие на королевской службе в том или ином качестве, очень хорошо представлены в коллекциях Аттеньяна, которые широко распространяли их произведения. Вкусы и либеральность Франциска I были решающими: его покровительство фактически сделало его официальным издателем королевской музыки. С этим развитием был сделан важный шаг в направлении создания высоко централизованного учреждения, которое с тех пор характеризует французскую музыкальную жизнь. При составлении своего обширного каталога священных и светских публикаций Аттеньян проложил путь, показывая другим не только, как печатать, но и что печатать; например, его публикация в 1546 году Сертоном и Морнаблом настроек псалмов в переводах Марота, первых книг в своем роде, стала предвестником новой эпохи. волна подобных настроек.

Аттеньян был первым музыкальным издателем, который добился настоящего массового производства. Пронумерованная серия шансонов его более поздних лет, например, насчитывала 36 томов, и многие из них прошли через два или три издания. При консервативных оценках тиражей в 1000 экземпляров общее количество chansons, выпущенных на рынок одним только Аттеньяном, достигло ошеломляющей цифры. Для продажи в таком количестве требовались торговые точки на международном уровне. Этому способствовал издательский бизнес Ле пре, который имел дела с некоторыми крупными немецкими синдикатами и содержал склады в различных центрах. Известно, что он хранил музыкальные сборники Аттайнанта и, возможно, отвечал за их зарубежное распространение.

Насколько известно, Аттеньян не был композитором; тем не менее, он, должно быть, был достаточно опытен, чтобы заниматься собственным редактированием. По крайней мере, ни один домашний редактор не был назван до самых последних лет, Когда Клоду Жервезу (1540-60 гг. н. э.) приписывали редактирование и исправление некоторых книг по ансамблевым танцам (Жервез продолжал оказывать редакционную помощь Мари Лескаллопье до 1558 г.). Лютнист Пьер Блондо, возможно, приложил руку к редактированию ранней лютневой табулатуры (1529/30), в которой некоторые произведения написаны с его инициалами. Точность редактирования в целом была высокой, за исключением самых ранних работ и некоторых с 1550 года. Иногда для указания на ошибки использовались устные исправления, но чаще вместо оригинала наклеивались опечатки для исправления отрывков или даже отдельных заметок. Забота о полезности и практическом удобстве очевидна в перечислении голосовых сочетаний в указателе для песнопений с шестью и восемью голосами, а также в указаниях по инструментовке для флейт или магнитофонов или обоих в двух сборниках шансонов 1533 года.

По большей части Аттеньян предлагал публике новые и оригинальные произведения французских композиторов. Музыка поколения до Франциска I занимала мало места в его книгах; то же самое верно и для композиторов за пределами Франции, за исключением некоторых Франко-фламандских мастеров, работающих в низменных странах (таких как Гомберт, Лупи и Ришафор) или в Италии (Аркадельт, Вердело и Вилларт). Хотя он пиратствовал канонические дуэты Антико 1520 года и время от времени заимствовал из модерна, позже из Сусато и даже из Дю камина, по современным стандартам он был довольно щепетилен. Несомненно, другие Печатники больше подражали ему, чем подражали им. Он был главным образом ответственен за создание vogue для печати двух - и трехголосных аранжировок четырехголосных шансонов – одного из ярчайших примеров обширного репертуара, созданного по воле издательского бизнеса.

С вступлением на престол Генриха II в 1547 году особое положение Аттеньяна вскоре исчезло. Несколько других принтеров также получили королевские привилегии, и этот факт может объяснить бешеный всплеск активности Аттеньяна в конце с сопутствующим снижением стандартов печати и корректуры. После смерти Аттеньяна назначение "принтеров королевской музыки" было предоставлено Ле Руа и Балларду, которые постепенно восстановили почти монополию, впервые принадлежавшую Аттеньяну.

Ноты сочинений Пьера Аттеньяна на сайте библиотеки IMSLP