Асторга, Эмануель
1680 - 1757

Назад

Эмануель Асторга (Emanuele Astorga) - Итальянский композитор

Родился 20 марта 1680 года, Августа, Сицилия – умер в 1757 году, Мадрид (?). 

До исследования Фолькмана его биография (в том виде, в каком она представлена, например, Фетисом) была в значительной степени сплетением красочных легенд. За последние 50 лет, вдохновленные работой Фолькмана, Фрэнк Уокер, Оттавио Тиби и Роберто Пагано внесли другой важный вклад, который внес определенную ясность во многие события в жизни Асторги, в том числе в некоторые, совершенно неизвестные Фолькману. Однако по-прежнему остается фактом, что о последней части его жизни известно очень мало или вообще ничего не известно.

Асторга происходил из семьи испанского происхождения, и он сам признавал это, когда указывал свою родину не как "соль Италии", а как "анко ла Испания’. Семья разбогатела, купив в 1624 году поместье Regio Secreto в городе Аугуста, а затем присоединилась к аристократии, приобретя земли, связанные с баронским титулом: Ольястро и Миллайна в 1633 году, Мортилетто пятью годами позже. ‘Дон Эммануэлло’ присвоил себе эти титулы на фронтисписе своих кантад (1726). После землетрясения, разрушившего половину городов Сицилии в январе 1693 года, семья переехала из Августы в Палермо. Не успев войти в столичный высший свет, они оказались в центре скандала, связанного с отцом композитора Франческо, который осенью 1693 года пытался убить свою жену Джованну Бонджованни и дочь Томмазу "cum ictu carrabinae" (выстрелом из винтовки). За это он был изгнан из Палермо, лишившись своих гражданских и политических прав, и 21 июня 1694 года его титул и земли перешли к его сыну Франческо, старшему брату Эмануэле. Только в январе 1709 года жестокий отец вернул себе титул и земли и вновь занял место главы семьи. По этой причине, предположил Роберто Пагано, в то время как Франческо-старший, вероятно, был "бароном д'Асторга", который был "капо ди скуадра" в компании дворян, охранявших сторожевую башню во время народного восстания в 1708 году, именно Франческо-младший, несомненно, был членом королевской гвардии. Сенат Палермо между 1705 и 1706 годами, поскольку до восстановления своего титула отец "не мог похвастаться титулом барона, который, однако, фигурирует во всех официальных документах Сената’. Когда он был еще молод и по причинам, которые до сих пор до конца не ясны, Эмануэле покинул Палермо, чтобы объехать пол-Европы, ведя довольно кочевой и полный приключений образ жизни до середины 1714 года. Тяжелый и вспыльчивый характер его отца, несомненно, был одним из факторов этого, но, возможно, были и другие причины, не в последнюю очередь из-за того, что человеку с его социальным положением было запрещено свободно заниматься профессиональной музыкальной деятельностью, хотя именно так он зарабатывал на жизнь большую часть своей жизни.

Музыкальное образование Асторги, вероятно, началось, когда он был маленьким ребенком, и его учеба продолжилась в Палермо, городе, который в то время был родиной Франческо Скарлатти (по словам Молитора, личного наставника молодого барона) и принимал у себя Франческо Гаспарини. В 1698 году он был готов продемонстрировать свои музыкальные способности, представив в домашнем театре Антонио Луккезе, будущего герцога Грацианского, свою оперу "Моя немка" на либретто Франческо Сильвани; он и его брат Франсиско исполнили две главные женские роли. Очевидно, что это было в высшей степени изысканное театральное представление, отражение и продукт столь же изысканного и эксклюзивного общества, и композитор счел уместным подчеркнуть свое личное участие, как это произошло позже, в 1702 году, когда "Д. Эман[уэле] Ринкон де Асторга, барон дель Альястро" написал музыку к "Диалогу" Франческо Марии Ландолины, который был исполнен, когда Винченцо Патерно Асмундо был принят в престижный военный орден апостолов Святого Джакомо. В последующие годы он давал салонные исполнения своих собственных кантат, которые составляют основную часть его сочинений и предназначены в основном для сольного голоса и континуо.

Точно неизвестно, когда Асторга уехал с Сицилии в Рим; это было, несомненно, после 1702 года, но (как предположил Пагано) за несколько лет до 1708 года, дата предложена Тиби и Уокером на основе предположения Фолькмана, что две кантаты с оркестровым сопровождением – на самом деле два длинных монолога в форме короткого рассказа. опера–сериа с вступительной симфонией, датированной январем 1708 года, были написаны для кардинала Оттобони, с которым Асторга, по-видимому, поддерживал связь. Оказавшись в Риме, Асторга стал членом окружения герцога Узеды, папского посла Испании; там он подружился с неаполитанским поэтом Себастьяно Бьянкарди, который написал тексты для некоторых его кантат. Венецианскому изданию стихотворений Бьянкарди 1732 года предшествует рассказ, который является важным (хотя и не всегда надежным) источником информации об Асторге того периода. Двое друзей отправились в Геную, где их ограбил слуга, и, чтобы собрать деньги, Асторга написал оперу "Дафни", поставленную там 21 апреля 1709 года. Под вымышленными именами Джузеппе дель Кьяро и Доменико Лалли они затем посетили Тортону, Мантую и Венецию, где осенью 1710 года в театре Кассиано была поставлена их вторая совместная опера "Любовь Тираннико".

Точная дата прибытия Асторги в Барселону, куда он был вызван королем Габсбургов Карлом III, неизвестна; вероятно, как указал Тиби, это было до того, как в Венеции была поставлена "Любовь тираннико". Известно, однако, что в июне 1709 года Дафни был исполнен там ‘перед их католическими величествами’. Опера была так хорошо принята, что тем летом было дано несколько представлений по прямому указанию Карла III, который, желая сохранить услуги такого способного музыканта, назначил ему щедрое жалованье, а также освободил его от различных обязанностей, которые обычно возлагались на других, неаристократичных маэстро де Капилья в Италии. его служение. Как справедливо замечает Пагано, на самом деле жалованье (2000 флоринов в год) назначил император Иосиф II, но Асторга начал получать его только в 1712 году, когда его подтвердил его покровитель Карл, который в 1711 году стал императором под именем Карл VI. К 9 мая 1712 года Асторга был в Вене, где в тот день он стал крестным отцом дочери Антонио Кальдары, заменив своего друга голландского посла Хамеля фон Брюнингса, и, возможно, именно он написал анонимную одноактную "Зенобию", поставленную в Вене несколькими неделями позже. Весной 1714 года он покинул Вену (вместе с целым рядом долгов), а к сентябрю уже был в Палермо, занимаясь наследованием фамильного титула и поместий после смерти своего старшего брата и престарелого отца в 1712 году. Возможно, это произошло после быстрого и решительного вмешательства его матери и сестры Томмазы, которые с помощью ряда хитроумных юридических действий помешали казначейству вступить во владение баронством на том основании, что наследование должно было быть заявлено в течение шести месяцев после смерти владельца. В октябре 1717 года Асторга женился на 15-летней Эмануэле Гуццарди и Николачи, дочери барона Сан-Джорджо, которая родила ему трех дочерей. С мая 1717 по июнь 1718 года он был сенатором Палермо, а с 1718 по 1720 год - начальником местной больницы для неизлечимых больных. 18 августа 1718 года он также стал одним из основателей Академии вкуса, ответвления Аркадской академии, и, возможно, сыграл свою роль в развитии музыкального образования в старом Доме Сперанцы, переименованном в Консерваторию Пастора, помогая превратить ее в настоящий музыкальный центр. учреждение. Однако в 1721 году он вернул приданое своей жене и передал ей доход от своих поместий в обмен на ежегодную ренту; затем он уехал с Сицилии в Лиссабон и больше никогда не возвращался домой.

Рукописные кантаты (в GB-Lcm) датированы лиссабонскими 1721 и 1722 годами; другие произведения, относящиеся к тем же годам, - "Серенада любви и Галатеи", исполненная в Барселоне 27 декабря 1721 года, и "Жертвоприношение Дианы", музыкальная композиция (26 июля 1722 года). Последняя была исполнена в Лиссабоне, как отмечается в "Gazeta de Lisboa", где композитор недвусмысленно указан как "барон д'Асторга, присутствующий на концерте несты Корте" (см. М.К. де Бриту: Опера в Португалии в XVIII веке (Кембридж, 1989), стр. 125). 21 июня 1723 года в тамошнем кафедральном соборе были исполнены два его вильянсико в честь Святого Винсента, а в 1726 году он опубликовал сборник из 12 человеческих кантад соло на испанские и итальянские слова - единственные его произведения, которые были напечатаны при его жизни.

Хокинс рассказывает, что Асторга "некоторое время пробыл в Лиссабоне, а затем в Ливорно, где, будучи чрезвычайно обласкан тамошними английскими купцами, был вынужден посетить Англию и провел зиму или две в Лондоне, откуда отправился в Богемию’. Визит в Лондон не подтверждается документальными свидетельствами, но подробности, приведенные Хокином (например, то, что Асторга был очень близорук), позволяют предположить, что он получил информацию от кого-то, кто знал композитора. О последних годах его жизни ничего определенного не известно. Последняя рукопись датирована 1731 годом, а в октябре 1739 года его "серенада" была исполнена во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде по случаю свадьбы инфанта дона Филиппо (впоследствии герцога Пармского) и Луизы Елизаветы, старшей дочери Людовика XV. Сицилийские владения Асторги были проданы в 1744 году его покинутыми женой и сестрой, которые были по уши в долгах. Дата и место его смерти весьма сомнительны, они известны только из пометки на рукописи в коллекции Сантини.

Ноты сочинений Эмануеля Асторги на сайте библиотеки IMSLP