Асторга, Эмануеле
1680 - 1757

Назад

Astorga, Emanuele

  • Дата рождения: 20 марта 1680 года
  • Место рождения: Аугуста, Сицилия
  • Дата смерти: вероятно 1757 год
  • Место смерти: вероятно Мадрид, Испания

Биография

Эмануэле д' Асторга был итальянским композитором испанского происхождения. До исследований Фолькмана его биография, как она приводилась, например, Франсуа-Жозефом Фети, представляла собой в значительной степени ткань красочных легенд. За последние пятьдесят лет, вдохновленные работой Фолькмана, другие важные вклады были сделаны Фрэнком Уокером, Оттавио Тиби и Роберто Пагано, которые внесли некоторую ясность во многие события жизни Асторги, включая некоторые совершенно неизвестные Фолькману. Тем не менее, по-прежнему остается фактом, что о последней части его жизни мало или ничего не известно.

Асторга происходил из семьи испанского происхождения, и он сам признавал это, когда указывал свою родину как "не только Италию", но "также и Испанию". Семья разбогатела после покупки в 1624 году должности королевского секретаря в городе Аугуста, а затем присоединилась к аристократии после приобретения земель, связанных с баронским титулом: Ольястро и Миллайна в 1633 году, Мортилетто пять лет спустя. "Дон Эмманнуэлло" присваивал себе эти титулы на титульном листе своих "Кантат" (1726). После землетрясения, которое разрушило половину городов Сицилии в январе 1693 года, семья покинула Аугусту и переехала в Палермо. Прежде чем они успели войти в высшее общество столицы, они оказались в центре скандала, связанного с отцом композитора Франческо, который осенью 1693 года попытался убить свою жену Джованну Бонджованни и дочь Томмазу "выстрелом из карабина". За это он был изгнан из Палермо, лишившись гражданских и политических прав, и 21 июня 1694 года его титул и земли перешли к его сыну Франческо, старшему брату Эмануэле. Только в январе 1709 года жестокий отец вернул себе титул и земли и восстановил свое место во главе семьи. По этой причине, как предполагает Роберто Пагано, в то время как Франческо-старший, вероятно, был "бароном д'Асторга", который был "главой отряда" компании дворян, несшей караульную службу во время народного восстания в 1708 году, несомненно, именно Франческо-младший был членом сената Палермо между 1705 и 1706 годами, поскольку, до восстановления своего титула, отец "не смог бы похвастаться титулом барона, который, однако, фигурирует во всех официальных документах Сената". Когда он был еще молод, и по причинам, которые до сих пор не до конца ясны, Эмануэле покинул Палермо и путешествовал по половине Европы, ведя довольно кочевой и авантюрный образ жизни до середины 1714 года. Трудный и жестокий характер его отца, без сомнения, был фактором этого, но, возможно, были и другие причины, не в последнюю очередь тот факт, что человек его социального положения был лишен возможности свободно заниматься профессиональной музыкальной деятельностью, хотя именно этим он зарабатывал на жизнь большую часть своей жизни.

Музыкальное образование Асторги, вероятно, началось, когда он был еще маленьким ребенком, и его учеба продолжилась в Палермо, городе, который в то время был домом для Франческо Скарлатти (согласно Молитору, личного наставника молодого барона) и принимал у себя Франческо Гаспарини. В 1698 году он был готов продемонстрировать свои музыкальные дарования, постановкой в домашнем театре Антонио Луккезе, будущего герцога ди Грация, своей оперы "Враждебная жена" на либретто Франческо Сильвани; он и его брат Франсиско исполняли две главные женские роли. Очевидно, это было высоко утонченное театральное представление, отражение и продукт столь же утонченного и эксклюзивного общества, и композитор счел уместным подчеркнуть свое личное участие, как это было позднее в 1702 году, когда "Дон Эмануэле Ринкон де Асторга, барон дель Альястро" сочинил музыку для "диалога" Франческо Марии Ландолины, исполненного при вступлении Винченцо Патерно Асмундо в престижный военный орден Апостола Святого Иакова. В последующие годы он давал салонные исполнения своих собственных кантат, которые составляют основную часть его сочинений и в большинстве своем написаны для одного голоса и генерал-баса.

Точно неизвестно, когда Асторга покинул Сицилию и отправился в Рим; это было определенно после 1702 года, но (как предполагает Пагано) за несколько лет до 1708 года, даты, предложенной Тиби и Уокером на основании предположения Фолькмана, что две кантаты с оркестровым сопровождением – на самом деле два пространных монолога в форме короткой серьезной оперы с вступительной симфонией – датированные январем 1708 года, были сочинены для кардинала Оттобони, с которым Асторга, по-видимому, был в контакте. Оказавшись в Риме, Асторга вошел в круг герцога Узеды, папского посла Испании; там он подружился с неаполитанским поэтом Себастьяно Бьянкарди, который предоставил тексты для некоторых его кантат. Издание стихов Бьянкарди 1732 года в Венеции предваряется рассказом, который является важным (хотя и не всегда надежным) источником информации об Асторге в этот период. Два друга отправились в Геную, где их ограбил слуга, и чтобы добыть денег, Асторга написал оперу "Дафна", исполненную там 21 апреля 1709 года. Под вымышленными именами Джузеппе дель Кьяро и Доменико Лалли они затем посетили Тортону, Мантую и Венецию, где осенью 1710 года их второе оперное сотрудничество, "Тираническая любовь", было исполнено в театре Сан-Кассиано.

Точная дата прибытия Асторги в Барселону, куда он был вызван габсбургским претендентом Карлом Третьим, неизвестна; вероятно, как указывал Тиби, это было до постановки "Тиранической любви" в Венеции. Однако известно, что в июне 1709 года "Дафна" была исполнена там "перед их католическими величествами". Опера была так хорошо принята, что тем же летом по прямому приказу Карла Третьего было дано несколько представлений, который, желая сохранить услуги такого способного музыканта, назначил ему щедрое жалованье, одновременно освободив его от различных обязанностей, обычно требуемых от других, не аристократических, руководителей капеллы на его службе. Как справедливо замечает Пагано, на самом деле это император Иосиф Второй назначил жалованье (две тысячи флоринов в год), но Асторга начал получать его только в 1712 году, когда его покровитель Карл, ставший в 1711 году императором Карлом Шестым, подтвердил его. К 9 мая 1712 года Асторга был в Вене, где в тот день он стал крестным отцом дочери Антонио Кальдары, заменяя своего друга голландского посла Хамеля фон Бройнингса, и он, возможно, сочинил анонимную одноактную оперу "Зенобия", поставленную в Вене несколькими неделями позже. Он покинул Вену (и ряд долгов) весной 1714 года, и к сентябрю он был в Палермо, занятый наследованием семейного титула и поместий после смерти как его старшего брата, так и его престарелого отца в 1712 году. Это произошло, возможно, после prompt и решительного вмешательства его матери и сестры Томмазы, которые серией astute судебных действий предотвратили переход баронии в казну на том основании, что наследование должно было быть заявлено в течение шести месяцев со смерти владельца. В октябре 1717 года Асторга женился на пятнадцатилетней Эмануэле Гуццарди э Николчи, дочери барона Сан-Джорджо, которая родила ему трех дочерей. С мая 1717 года по июнь 1718 года он был сенатором Палермо и с 1718 по 1720 год – губернатором тамошней больницы для неизлечимых. Он также был, 18 августа 1718 года, одним из основателей Академии Бон Густо, ответвления Аркадской академии, и, возможно, сыграл роль в развитии музыкального образования в старой Каса дельи Спёрси, переименованной в Консерваторио дель Буон Пасторе, помогая превратить его в подлинное музыкальное учреждение. Однако в 1721 году он вернул приданое своей жене и передал ей доходы от своих поместий в обмен на ренту; затем он покинул Сицилию и отправился в Лиссабон, и больше никогда не возвращался домой.

Рукописные кантаты (в Библиотеке Королевского колледжа музыки в Лондоне) датированы Лиссабоном 1721 и 1722 годов; другие произведения тех же лет – это серената "Ацис и Галатея", исполненная в Барселоне 27 декабря 1721 года, и "Жертвоприношение Дианы", музыкальная композиция (26 июля 1722 года). Последняя была исполнена в Лиссабоне, как сообщается в "Газете де Лисбоа", где композитор недвусмысленно указан как "Барон д'Асторга, в настоящее время при этом Дворе". Два его вильянсико в честь Святого Винсента были спеты в тамошнем соборе 21 июня 1723 года, и в 1726 году он опубликовал там том из двенадцати "Кантат" с испанскими и итальянскими текстами, его единственные произведения, изданные при его жизни.

Джон Хокинс рассказывает, что Асторга "некоторое время был в Лиссабоне, а после этого в Ливорно, где, будучи чрезвычайно обласкан тамошними английскими купцами, он был побужден посетить Англию и провел одну или две зимы в Лондоне, откуда отправился в Богемию". Визит в Лондон не подтвержден документальными свидетельствами, но детали Хокинса (например, что Асторга был очень близорук) позволяют предположить, что его информация поступила от кого-то, кто знал композитора. Ничего определенного не известно о последних годах его жизни. Самая поздняя дата рукописи – 1731 год, а в октябре 1739 года его серенада была исполнена во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде по случаю бракосочетания инфанта дона Филиппо (впоследствии герцога Пармского) с Луизой Елизаветой, старшей дочерью Людовика Пятнадцатого. Сицилийские поместья Асторги были проданы в 1744 году его покинутой женой и сестрой, которые были сильно в долгах. Указанные дата и место его смерти весьма сомнительны, известны только по пометке на рукописи в собрании Сантини (Музыкальный архив Университета Мюнстера).

Опера "Дафна" была возобновлена в Парме в 1715 году и в Бреслау в 1726 году. Сохранился только первый акт (в Австрийской национальной библиотеке и Саксонской земельной библиотеке); увертюра и некоторые арии были опубликованы Каррерас и Бульбена в 1902 году. В свое время Асторга был наиболее известен своими камерными кантатами, которые существуют в многочисленных рукописях. Эти бегло написанные и приятные произведения движутся в тех же общих формальных и стилистических рамках, что и кантаты Алессандро Скарлатти, не достигая, однако, степени музыкального изобретения или чуткости к соединению слов и музыки, характерных для Скарлатти в его лучших проявлениях. Одним из самых известных сочинений Асторги является "Стояла Мать Скорбящая" до минор для солистов, смешанного хора, струнных и генерал-баса, которое до недавнего времени считалось его единственным сохранившимся духовным произведением. Рядом с ним теперь должно быть поставлено другое духовное произведение, гимн "Аве, морская звезда" соль мажор для сопрано, альта, двух скрипок и генерал-баса (те же силы, что использовал Алессандро Скарлатти в своем "Стояла Мать Скорбящая"), который находится в архиве Кьеза Мадре (ныне собор) в Пьяцца-Армерина, Сицилия. Это, вероятно, юношеское произведение, на что указывает надпись "дель Сигнор Асторга" на титульном листе. В отличие от "Стояла Мать Скорбящая", которое больше сосредоточено на хоровом письме (только два из его девяти частей являются сольными ариями), "Аве, морская звезда" смоделирован в стиле камерной кантаты. Также в отличие от "Стояла Мать Скорбящая", проникнутого сложными контрапунктическими процедурами, он написан в простом, беглом музыкальном стиле, близком к "современному" стилю, который формировался в Неаполе после первого десятилетия восемнадцатого века в творчестве таких композиторов, как Доменико Сарро, Никола Порпора и Леонардо Лео. "Стояла Мать Скорбящая" был датирован примерно 1707–8 годами Фолькманом на чисто стилистических основаниях; никаких исполнений до середины века не известно. Его первое известное исполнение вне литургии состоялось в Оксфорде, где, согласно Уильяму Хейзу, "в 1753 году оно фигурировало в музыкальных развлечениях, которые Академия старинной музыки давала по четвергам вечером". С того времени и до 1840 года оно пользовалось большой популярностью. Таким образом, весьма показательно записать то, что Франц Грильпарцер отметил в своем дневнике по случаю частного исполнения "Стояла Мать Скорбящая", организованного венским музыковедом Кизеветтером: "Я не был так глубоко тронут в течение долгого времени; что это за люди пришли в мир, если даже имя сегодня не известно такому примеру человеческой расы!" "Стояла Мать Скорбящая" несколько раз публиковался в девятнадцатом веке и прочно вошел в европейский репертуар с начала двадцатого века.

Творчество

Эмануэле д' Асторга наиболее известен своими камерными кантатами для голоса и генерал-баса, которых он написал большое количество; они существуют во многочисленных рукописях. Эти бегло написанные и приятные произведения движутся в тех же общих формальных и стилистических рамках, что и кантаты Алессандро Скарлатти, не достигая, однако, степени музыкального изобретения или чуткости к соединению слов и музыки, характерных для Скарлатти в его лучших проявлениях. Одним из самых известных сочинений Асторги является "Стояла Мать Скорбящая" до минор для солистов, смешанного хора, струнных и генерал-баса, которое до недавнего времени считалось его единственным сохранившимся духовным произведением. Также сохранился гимн "Аве, морская звезда". Его оперы, такие как "Дафна" и "Тираническая любовь", имели успех в свое время. "Стояла Мать Скорбящая", проникнутое сложными контрапунктическими процедурами, пользовалось огромной популярностью с середины восемнадцатого до середины девятнадцатого века. Стиль Асторги сочетает в себе итальянскую мелодическую изобретательность с элементами испанской и австрийской музыкальных традиций, что отражает его аристократическое происхождение и кочевой образ жизни. Его творчество является ярким примером интернационального стиля позднего барокко, в котором смешались влияния различных европейских музыкальных центров, которые он посетил durante своей жизни.

Произведения

Оперы (музыка в основном утеряна)

  • "Враждебная жена" ("La moglie nemica") (1698)
  • "Дафна" ("Dafni") (1709) (сохранился 1-й акт)
  • "Тираническая любовь" ("L'amor tirannico") (1710)
  • "Зенобия" ("Zenobia") (приписывается) (1712)

Кантаты (более 150)

  • "Двенадцать кантат для одного голоса" ("Cantadas humanos a solo") (1726) (единственное прижизненное издание)
  • Многочисленные рукописные кантаты для 1-2 голосов и генерал-баса (1707-1731), включая:
  • "И все же Цезарь победил" ("E pur Cesare ha vinto") (1708)
  • "При последних мгновениях" ("Presso i momenti estremi") (1708)
  • "Клоринда, если я любил тебя" ("Clorinda, s'io t'amai") (1711)
  • "Когда я думаю о муках" ("Quando penso agl'affanni") (1712)
  • "И моря и горы и леса" ("E mari e monti e selve") (1721)
  • "Наступил горький миг" ("Giunto è l'aspro momento") (1722)

Духовная музыка

  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat Mater") до минор (для солистов, хора, струнных и генерал-баса)
  • "Аве, морская звезда" ("Ave maris stella") соль мажор (для сопрано, альта, 2 скрипок и генерал-баса)
  • 2 вильянсико (1723, 1726)

Прочие светские произведения

  • Серената "Ацис и Галатея" ("Aci e Galatea") (1721)
  • "Жертвоприношение Дианы" ("Il Sacrifizio di Diana") (1722)
  • Несколько серенад (1722, 1739)
  • Диалоги и интермеццо

Ноты сочинений Эмануеле Асторги на сайте библиотеки IMSLP