Ассандра, Катерина
1590 - 1618
Назад
Assandra, Caterina
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Катерина Ассандра была итальянским композитором и монахиней. Она упомянула Павию как место своего рождения в посвящении своей сохранившейся книги мотетов "Мотеты на два и три голоса", опуса 2 (Милан, 1609), которое посвящено Джованни Баттиста Билье, епископу Павии. Ее музыкальные таланты были рано отмечены издателем Ломаццо в посвящении к сборнику Джованни Паоло Чимы "Партиты ричеркаров и канцон во французском стиле" (1606). Она обучалась у немецкого католика-изгнанника Бенедетто Ре (или Реджо), руководителя капеллы собора Павии, который посвятил ей пьесу в 1607 году. Ее опус 1 (вероятно, до 1608 года) утерян, но два мотета, "Аве, истинное тело" и "Я цветок полевой", сохранившиеся без текста в немецкой органной табулатуре, вероятно, из того тома. Согласно ее посвящению 1609 года Билье, вскоре после публикации тома она приняла постриг в древнем, но изолированном сельском бенедиктинском монастыре (взяв "Агата" в качестве монашеского имени). Она, по-видимому, продолжала сочинять после пострига: имитационный восьмиголосный "Славься, Царица" появился в сборнике вечерен Ре 1611 года, а мотет для четырех голосов "Слушайте слово Господне" был включен в его книгу мотетов 1618 года.
Пьетро Паоло Борсьери охарактеризовал мотеты Ассандры как одни из первых в римском стиле, опубликованных в Милане; он, должно быть, услышал в ее музыке влияние Агостино Агаццари, чьи произведения малой формы недавно были опубликованы в городе. Восемнадцать мотетов малой формы (плюс два произведения Ре) включают как высоко традиционные пьесы (например, "О спасительная жертва", редукцию для двух голосов и двух инструментов простого мотета для двойного хора), так и более новаторские работы. Среди последних — "Два Серафима", в котором изменение модуса отражает апокалиптический текст; некоторые черты этой пьесы предвосхищают обработку Клаудио Монтеверди того же текста в 1610 году. Ее творчество демонстрирует мастерское владение контрапунктом и чувство гармонической выразительности, характерное для раннего барокко. Будучи одной из немногих известных женщин-композиторов своего времени, чьи сочинения были опубликованы, она занимает уникальное место в истории музыки. Ее сочинения, созданные в стенах монастыря, являются свидетельством высокого уровня музыкальной культуры в женских религиозных общинах Италии начала семнадцатого века.
Духовная музыка
Ноты сочинений Катерины Ассандры на сайте библиотеки IMSLP