Азола, Джамматео
1532 - 1609
Назад
Asola, Giammateo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джанматтео Азола был итальянским композитором, одним из видных представителей церковной музыки позднего Возрождения. 7 мая 1546 года он вступил в конгрегацию светских каноников Сан-Джорджо-ин-Алга. После этого он, вероятно, учился у Винченцо Руффо в Вероне. С 1566 года и до своей смерти он владел бенефициями при церкви Сан-Стефано в Вероне. После 1569 года, не желая принимать монашеские обеты, он покинул конгрегацию, стал светским священником и 1 июня 1571 года начал работать в приходе Санта-Мария-ин-Органо в Вероне. В 1577 году он был назначен маэстро ди капелла в соборе Тревизо, но через год принял более выгодную должность в соборе Виченцы. В 1582 году он, вероятно, переехал в Венецию, и в 1588 году был назначен одним из четырех капелланов в церкви Сан-Северо, находившейся под юрисдикцией монахов Сан-Лоренцо. В 1590–91 годах он снова был в Вероне, но в остальном, вероятно, оставался в Сан-Северо до своей смерти. Его наиболее известными учениками были Леоне Леони и Амадио Фредди.
Обширное наследие духовной музыки Азолы близко по стилю к поздним произведениям Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, которого он в одном из посвящений назвал величайшим музыкантом того периода. Как и музыка Палестрины, его музыка основана на полифоническом сочетании плавных, сбалансированных мелодических линий. В ней нет хроматизмов, резких диссонирующих интервалов или крайних контрастов. Гомофонные и канонические пассажи присутствуют, но большая часть его музыки написана в свободно-имитационном контрапунктическом стиле, иногда уравновешенном краткими разделами неимитационной фактуры. Некоторые из менее эффектных инноваций венецианской школы, особенно в обработке разделенных хоров, можно найти в восьмиголосных произведениях и, в меньшей степени, в сочинениях для шести голосов. Слишком много внимания было уделено сомнительному утверждению, что Азола был одним из первых композиторов, написавших независимую партию бассо континуо. Его творчество характеризуется ясностью, благозвучием и строгим следованием духу и букве постановлений Тридентского собора, что делало его музыку образцовой для католической литургии его времени.
Мессы
Прочая духовная музыка
Многочисленные сборники псалмов, гимнов, вечерен, повечерий, плачей, оффиций, мотетов и других литургических сочинений для 3, 4, 5, 6, 8 и 12 голосов, опубликованные между 1573 и 1602 годами. Включают:
Светская музыка