Азола, Джамматео
1532 - 1609

Назад

Asola, Giammateo

  • Дата рождения: около 1532 года или ранее
  • Место рождения: Верона, Италия
  • Дата смерти: 1 октября 1609 года
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Джанматтео Азола был итальянским композитором, одним из видных представителей церковной музыки позднего Возрождения. 7 мая 1546 года он вступил в конгрегацию светских каноников Сан-Джорджо-ин-Алга. После этого он, вероятно, учился у Винченцо Руффо в Вероне. С 1566 года и до своей смерти он владел бенефициями при церкви Сан-Стефано в Вероне. После 1569 года, не желая принимать монашеские обеты, он покинул конгрегацию, стал светским священником и 1 июня 1571 года начал работать в приходе Санта-Мария-ин-Органо в Вероне. В 1577 году он был назначен маэстро ди капелла в соборе Тревизо, но через год принял более выгодную должность в соборе Виченцы. В 1582 году он, вероятно, переехал в Венецию, и в 1588 году был назначен одним из четырех капелланов в церкви Сан-Северо, находившейся под юрисдикцией монахов Сан-Лоренцо. В 1590–91 годах он снова был в Вероне, но в остальном, вероятно, оставался в Сан-Северо до своей смерти. Его наиболее известными учениками были Леоне Леони и Амадио Фредди.

Творчество

Обширное наследие духовной музыки Азолы близко по стилю к поздним произведениям Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, которого он в одном из посвящений назвал величайшим музыкантом того периода. Как и музыка Палестрины, его музыка основана на полифоническом сочетании плавных, сбалансированных мелодических линий. В ней нет хроматизмов, резких диссонирующих интервалов или крайних контрастов. Гомофонные и канонические пассажи присутствуют, но большая часть его музыки написана в свободно-имитационном контрапунктическом стиле, иногда уравновешенном краткими разделами неимитационной фактуры. Некоторые из менее эффектных инноваций венецианской школы, особенно в обработке разделенных хоров, можно найти в восьмиголосных произведениях и, в меньшей степени, в сочинениях для шести голосов. Слишком много внимания было уделено сомнительному утверждению, что Азола был одним из первых композиторов, написавших независимую партию бассо континуо. Его творчество характеризуется ясностью, благозвучием и строгим следованием духу и букве постановлений Тридентского собора, что делало его музыку образцовой для католической литургии его времени.

Произведения

Мессы

  • "Три мессы" ("Missae tres"), для 5 голосов, книга I (1570)
  • "Три мессы" ("Missae tres"), для 6 голосов, книга II (1570)
  • "Мессы" ("Le messe"), для 4 равных голосов, на 8 тонов, книга I (1574) и книга II (1580)
  • "Заупокойная месса" ("Messa pro defunctis"), для 4 равных голосов (1576)
  • "Вторая книга, в которой содержатся остальные мессы" ("Secondus liber in quo reliquae missae"), для 4 голосов, на тоны 5-8 (1581)
  • "Мессы, сочиненные на восемь тонов" ("Missae octonis compositae"), для 4 голосов (1586)
  • "Три мессы" ("Missae tres"), для 8 голосов, книга I (1588); книга II (1588)
  • "Четыре мессы" ("Missae quatuor"), для 5 голосов (1588)
  • "Две мессы и десять святых хвал" ("Missae duo decemque sacrae laudes"), для 3 голосов (1588)
  • "Три мессы и столько же святых хвал" ("Missae tres totidiemque sacrae laudes"), для 5 голосов, книга II (1591)
  • "Три мессы и священная песнь из Песни Песней" ("Missae tres sacraque ex canticis canticorum cantio"), для 6 голосов (1591)
  • "Заупокойная месса" ("Missa defunctorum"), для 3 голосов (около 1600)

Прочая духовная музыка

Многочисленные сборники псалмов, гимнов, вечерен, повечерий, плачей, оффиций, мотетов и других литургических сочинений для 3, 4, 5, 6, 8 и 12 голосов, опубликованные между 1573 и 1602 годами. Включают:

  • "Псалмодия на вечерни" ("Psalmodia ad vespertinas"), для 8 голосов (1574)
  • "Ложные бурдоны для пения псалмов" ("Falsi bordoni per cantar salmi"), для 4 голосов (1575)
  • "Страсти по четырем евангелистам" ("In passionibus quatuor evangelistarum"), для 3 голосов (1583)
  • "Оффиций Страстной недели" ("Officium Hebdomadae sanctae"), для 4 голосов (1583, 1584)
  • "Мадригалы для двух голосов, приспособленные для пения в фуге" ("Madrigali, 2vv, accomodati da cantar in fuga") (1584)
  • "Гимны на вечерние часы всех праздников" ("Hymni ad vespertinas"), для 4 голосов (1585)
  • "Заупокойные оффиции" ("Officium defunctorum"), для 4 голосов (1586, 1588, 1593)
  • "Плачи пророка Иеремии" ("Lamentationes Jeremiae prophetae"), для 6 голосов (1602)

Светская музыка

  • "Девицы" ("Le vergini"), для 3 голосов, книга I (1571) и книга II (1587)
  • "Мадригалы" ("Madrigali"), для 6 голосов (1605)
  • "Духовные мадригалы" ("Madrigalii spirituali"), для 5 голосов (утрачены)
  • Отдельные произведения в антологиях 1584, 1587, 1588, 1590, 1591, 1592, 1613 годов